Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
1.1 Понятие страхования на финансовых рынках
ГЛАВА2. РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ
2.1. Анализ динамики страхования в банковской сфере
2.2 Аффилированные с банком страховые компании России
2.3 Влияние страхования в банковской сфере на просроченную задолженность
M. Dordin говорит о том, что сотрудничество с банком позволяет страховой компании снизить издержки, связанные с дистрибуцией страховых продуктов, поскольку появляется возможность предлагать услуги клиентам и заключать договора прямо на территории банка.[11] Если речь идет о страховой компании, которая является для банка дочерней, то страховая может рассчитывать на инвестиции от материнской компании.
Для банка взаимодействие со страховой компанией имеет свои преимущества. Во-первых, банк в процессе банкострахования выигрывает от того, что его риски (в особенности риск невозврата кредитов) являются застрахованными. В случае если клиент банка по определенной причине не сможет продолжать исполнение обязательств по кредиту, но будет заключен договор страхования, при наступлении страхового случая взносы по кредиту продолжает выплачивать страховая компания.[12] Таким образом, банк не теряет средства, не возникает просроченной задолженности, в связи с этим банк может формировать меньший резерв на возможные потери по кредитам. Однако стоит понимать, что в случае, когда банк участвует в капитале страховой компании и/или находится с ней в одной финансовой группе, проблемы страховой могут негативно отразиться на деятельности самого банка.
В тоже время банкострахование, по мнению S. Gonual и др., является дополнительным источником прибыли для банка, поскольку страховые компании платят банку комиссию за предложение своих услуг клиентам.[13]
Страхование в банковской сфере позволяет банку расширить перечень предлагаемых клиентам услуг. Банкам запрещено самостоятельно заниматься страховой деятельностью, однако факт, что договор страхования можно оформить прямо в банковском офисе, делает банк более привлекательным и удобным для клиентов и расширяет его клиентскую базу.[14]
Важным является и то, что взаимодействие банка и страховой компании позволяет объединить усилия и знания сторон для создания совместных продуктов, которые станут более выгодными и конкурентоспособными. Также сотрудничество кредитной организации и страховой компании позволит улучшить качество работы. Организации имеют дело с разными стилями управления, у каждой фирмы своя стратегия и требования. Тесно работая вместе, банк и страховая могут изучать опыт друг друга и адаптировать его в собственной компании. E.Clipici и C.Bolovan отмечают, что страховые компании обычно имеют хорошо развитые техники оценки риска, которые впоследствии могут быть использованы банком.[15]
На практике наличие тех или иных выгод зависит от многих факторов, среди которых размер банка и страховой компании, их имидж, правовое регулирование, уровень развития рынка, культурный аспект и, как было обозначено ранее, модель взаимодействия банка и страховой компании. В таблице 1 приведены сравнительные преимущества банкострахования в зависимости от модели взаимодействия банка и страховой компании (составлена C.Wong, L.Cheung[16], дополнена автором). Под Д понимается дистрибуция страховых продуктов через банковский канал, то есть модели чистой дистрибуции и стратегического альянса. Под СП понимается модель совместного предприятия, под ФХ – модель финансового холдинга.
Таблица 1
Сравнительные преимущества банкострахования в зависимости от модели взаимодействия банка и страховой компании
Преимущества |
Д |
СП |
ФХ |
Дополнительный источник дохода для банка |
Х |
Х |
Х |
Расширение клиентской базы |
Х |
Х |
Х |
Создание совместных продуктов |
Х |
Х |
|
Техническая интеграция |
Х |
Х |
|
Полное отсутствие риска банка |
Х |
||
Доступ к фондам банка |
Х |
Х |
|
Снижение зависимости страховой компании от других агентов |
Х |
Х |
Х |
Из таблицы 1 видно, что в зависимости от выбранной модели взаимодействия между банком и страховой компанией преимущества банкострахования разные. Техническая интеграция участников, а также их совместная работа над предлагаемыми клиентам продуктами возможны только при тесном сотрудничестве, то есть только в случае стратегического альянса и финансового холдинга.
Когда банк участвует в капитале страховой компании и/или находится с ней в одном финансовой группе, то проблемы страховой могут негативно отразиться на деятельности самого банка, то есть банк имеет определенную степень риска, связанного с договорами страхования.[17] В этих же случаях банки могут инвестировать в страховую компанию. Что касается случая, когда банк является лишь дистрибьютором страховых продуктов, то здесь все обстоит иначе и менее рискованно.
ГЛАВА2. РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ
2.1. Анализ динамики страхования в банковской сфере
Общеизвестным является факт того, что все более заметное влияние на экономику России оказывают общемировые тенденции, однако в нашу страну они приходят с заметным запозданием. В то время как за рубежом страхование в банковской сфере развивается уже давно и к настоящему моменту достигло высокого уровня развития и популярности, в России данный феномен получил распространение лишь в последнее десятилетие. С 2006 года в научной среде активно появляются работы отечественных ученых, посвященные теоретической основе банковского страхования, что было описано в первой главе. Взаимоотношения банков и страховых компаний стало популярной мировой практикой с 80-х годов 20 века, однако российские банки стали сотрудничать со страховщиками на 25 лет позже.
В первую очередь необходимо проанализировать, как развивается банкострахование в России, изучить динамику его объемов и определить ключевые тенденции. Как было решено в первой главе, мы будем анализировать лишь страхование, связанное с кредитованием, а также страхование рисков самого банка, поскольку данные виды прямо связаны с банковскими рисками и способны защитить банк от убытков. В таблице 2 представлена динамика страховых взносов на рынке банкострахования России в период с 2008 года по 2016 год, источником данным выступило рейтинговое агенство «ЭКСПЕРТ РА».[18]
Таблица 2
Объем страховых взносов банкострахования России в 2008-2016гг., млрд руб.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Общий объем |
70 |
91,7 |
82,5 |
96,1 |
125 |
168,2 |
193,4 |
214 |
213 |
Розничное страхование, связанное с кредитованием |
53,9 |
73,4 |
62,5 |
74,4 |
101 |
132,7 |
142,1 |
130,8 |
104 |
Страхование юридических лиц через банки |
12 |
14,7 |
13,4 |
15,4 |
16 |
17,7 |
16,2 |
14,7 |
12,6 |
Кредитное страхование, всего |
65,9 |
88,1 |
75,9 |
89,8 |
117 |
150,4 |
158,3 |
145,5 |
116,6 |
Страхование рисков банков |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
6,3 |
8 |
10,1 |
8,4 |
10,5 |
13,7 |
За исследуемый период снижение объема взносов имело место только два раза – в 2010 году и 2016 году. Поскольку в 2009 году и 2015 году в России наблюдалась макроэкономическая нестабильность и экономические проблемы, можно сделать вывод, что кризисные явления снижают объем банкострахования. Динамика объемов взносов по банкострахованию напрямую зависит от динамики объемов кредитования в стране (приложение 1) – с ростом выданных кредитов увеличивается и объем страховых взносов от банкострахования.
Также интерес представляет доля рынка, приходящаяся на отдельные виды банковского страхования. Из таблицы 3 видно, что кредитное страхование в банковской сфере составляет преимущественную долю всего рынка банкострахования России. Однако с 2013 года эта доля начинает падать, так как развитие получает некредитное страхование. Что касается страхования банковских рисков, то его доля в общем объеме страхования в банковской сфере изменяется незначительно – от минимума в 4% в 2009 году до максимума в 6,6% в 2011 году.
Таблица 3
Доля отдельных видов банкострахования, %
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Розничное кредитное страхование |
77,0 |
80,0 |
75,8 |
77,4 |
80,8 |
78,9 |
73,5 |
61,1 |
48,8 |
Страхование юридических лиц (кредитное) |
17,1 |
16,0 |
16,2 |
16,0 |
12,8 |
10,5 |
8,4 |
6,9 |
5,9 |
Страхования собственных рисков банка |
5,3 |
4,0 |
4,4 |
6,6 |
6,4 |
6,0 |
4,3 |
4,9 |
6,4 |
В данной работе отдельное внимание будет уделено трем видам банкострахования – розничному кредитному банкострахованию, страхованию юридических лиц через банки и страхованию собственных рисков банков.
Таблица 4
Динамика объемов розничного банкострахования кредитного характера по видам, млрд руб.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Розничное страхование, связанное с кредитованием, всего |
53,9 |
73,4 |
62,5 |
74,4 |
101 |
132,7 |
142,1 |
130,8 |
104,0 |
Ипотечное страхование (титул, залог, жизнь заемщика, ответственность за непогашение кредита) |
6,6 |
13,2 |
9,8 |
10,3 |
12,1 |
13,5 |
12,8 |
16,1 |
20,8 |
Автострахование (КАСКО, ОСАГО, ДСАГО), без учета дилерского канала |
41,9 |
55,8 |
44,2 |
45,1 |
56,2 |
59,8 |
40,0 |
34,9 |
15,3 |
Страхование жизни и здоровья заемщика потребкредитов, в т.ч. от несчастного случая |
4,6 |
2,9 |
8,5 |
18,3 |
28 |
49,6 |
71,8 |
59,4 |
45,3 |
Страхование заемщика от потери работы |
0,8 |
1,5 |
0,0 |
0,7 |
3,6 |
8,2 |
9,9 |
8,9 |
13,3 |
Прочие виды розничного страхования заемщиков |
1,1 |
1,6 |
7,6 |
11,5 |
9,3 |
В таблице 4 представлена динамика объемов страховых взносов по розничному банкострахованию. До 2010 года наблюдался общий рост объема кредитного банкострахования физических лиц, что в первую очередь было связано с активным ростом кредитования. Наибольшая доля в 2008 и 2009 годах приходилась на автострахование (78% и 76%), причинами чего были высокий спрос на новые автомобили и строительство на территории России новых автомобильных заводов известных марок (Toyota, Volkswagen).[19] Эти факты вызвали бум продаж автомобилей, при этом более половины продаж транспортных средств осуществлялось за счет банковского кредита. Наряду с этим растет и средняя величина кредита, так как спрос на автомобили смещается в более дорогой сегмент. Кризис 2009-2010 годов ударил по объемам рынка банкострахования, поскольку снился объем кредитования. Хотя по сравнению с 2008 годом объем взносов по розничному банкострахованию в 2009 году вырос на 36%, этот рост обеспечивался за счет операций в 1 и 2 кварталах 2009 года, в 3 квартале темпы роста значительно снизились, а в 4 квартале кредитование почти остановилось. Автострахование, которое было основным источником роста, перестало практически полностью реализовываться, поскольку с середины 2009 года автокредитование замерло. В этом же году ипотечное страхование выросло в два раза, несмотря на замедление развития во второй половине года, поскольку данная статья поддерживалась за счет получения выплат по старым договорам страхования. Результаты кризиса проявились наиболее ярко в 2010 году, когда общий объем банкострахования розницы упал на 15%, страхование ипотеки через банковский канал – на 26%, а автостахование – на 21% (рисунок 1).
Рисунок1. Темпы прироста розничного кредитного банкострахования, %
Оживление рынка страхования в банковской сфере начало происходить в 2011 году по мере возвращения кредитования в стадию роста. Автострахование выросло всего на 2%, поскольку кредитование и страхование при покупке автотранспортного средства стало перетекать в дилерский канал. Однако становится все более популярным страхование жизни и здоровья заемщиков, объемы которого в 2009 году составляли 2,9 млрд рублей, а в 2011 году выросли до 18,3 млрд рублей. 2012 год был ознаменован продолжением тенденции розничного банкострахования к росту, в этом году оно увеличилось на 36% по сравнению с 19% в предыдущем. Замедлился рост ипотечного страхования, что связано с отказами от пролонгации старых договоров. Активный рост кредитования – краткосрочная тенденция, связанная с выходом из кризиса, уже в 2013 году началось снижение темпов роста розничного банкострахования. В 2013 году наращивание объемов рынка было обеспечено в основном за счет страхования жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов, которое увеличилось на 77%. Автострахование выросло незначительно, поскольку все большая часть этого вида страхования переходила в дилерский канал в связи с высокой активностью дилеров и предложением ими более интересных условий. Также можно отметить, что повысился спрос на страхование заемщиков от потери работы – объемы взносов по данному виду выросли на 127%.