Файл: Статус нотариуса (О должности нотариуса в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, фигура нотариуса является значимой и основной в осуществлении нотариальной деятельности. Превентивное правосудие в лице российского нотариата - это удобный способ совершения удостоверения различной сложности документации. Говоря о правоохранительных функциях нотариатов, можно выделить следующие их актуальные черты: универсальность, удобство и быстротечность.

Вышеуказанные признаки полностью подходят для условий высокоразвитого гражданского общества., так как возникают различного рода споры, требующие их быстрого профессионального разрешения с сохранением дружелюбных отношений. Несомненно, такая «идеальная» модель механизма разрешения гражданских споров в реалиях современного бизнеса является значительным плюсом для российской правозащитной системы в целом[1].

Целью данной работы является изучение вопросов, связанных с рассмотрением правового статуса нотариуса в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Исследовать теоретические аспекты развития должности нотариуса;
  2. Изучить правовой статус нотариуса в Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу работы составили: действующее законодательство России: Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты в сфере правоохранительных органов и нотариального права Российской Федерации.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУС РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА

1.1 О должности нотариуса в Российской Федерации

Первоначально о состоянии теории отно­сительно статуса нотариуса.

Так, И.В. Москаленко, сфокусировав вни­мание на «статусе российского нотариата», высказала следующее обобщающее суждение: «В каком направлении будет двигаться рос­сийское законодательство о нотариальной деятельности, покажет время. Хотелось бы надеяться, что это будет движение в направ­лении укрепления демократических ценно­стей и развития частной инициативы, ликви­дации мелочной опеки и подозрительности, предоставления надежных гарантий всем уча­стникам нотариальной деятельности и повы­шения их ответственности. Безусловно, нота­риальная деятельность является неотъемле­мой частью механизма правореализации и правовой охраны в любом государстве, и в этом отношении ее значение действительно велико, но отнюдь не исключительно. Но этого, к сожалению, еще нельзя сказать о конкрет­ных организационных формах осуществления данной деятельности: она может быть цели­ком монополизирована государством, а может осуществляться независимыми лицами, не состоящими на государственной службе. Рос­сия представляет собой смешанный вариант ее организации. И эту двойственность невоз­можно оценивать однозначно. Слишком мно­го угроз таит она в себе, осложняющих разви­тие законодательства о нотариате элементами конкуренции и монополизма, ненужными для нотариальной деятельности. Наиболее опти­мальным представляется все же вариант, ус­танавливающий единый статус основного субъекта нотариальной деятельности — нота­риуса, предполагающий ликвидацию государ­ственных нотариальных контор, уход госу­дарства из сферы нотариального обслужива­ния с оставлением за собой функций жесткого контроля за его осуществлением»[2].


О.Н. Воронова, рассмотрев «роль и место нотариусов в системе бесплатной юридиче­ской помощи», сформулировала вывод о том, что «круг лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, может быть расширен путем включения в него должностных лиц органов местного самоуправления и должно­стных лиц консульских учреждений, уполно­моченных совершать нотариальные действия» («Таким образом, расширение круга субъек­тов оказания бесплатной юридической помо­щи в условиях Российской Федерации, имеющей большую площадь и значительные расстояния, позволит выстроить систему ока­зания квалифицированной юридической по­мощи для всех нуждающихся в ней лиц, в том числе и бесплатно»). Некоторые авторы от­мечают безосновательность бесплатной юри­дической помощи в Российской Федерации, ввиду несоответствия положениям ст. 48 Кон­ституции РФ от 12 декабря 1993 г..

О.В. Романовская проанализировала «со­держание требования о наличии высшего юридического образования, предъявляемого к кандидату на должность нотариуса» («С уче­том всех вышеизложенных обстоятельств следует только приветствовать внесение из­менений в Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ судьей может быть гражданин Российской Федера­ции, имеющий высшее юридическое образо­вание по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». И не надо изобретать ве­лосипед. Необходимо данное правило просто продублировать в Основах законодательства РФ о нотариате»).

Однозначен вывод правоприменителя С. Безусова: «Таким образом, хочется выска­зать однозначное мнение, подтвержденное при этом законодателем: нотариус, занимаю­щийся частной практикой, не только не явля­ется, но и по своему социально — правовому статусу не может быть должностным лицом, поскольку в этом случае он просто физически не в состоянии будет осуществлять свою изна­чальную и главную функцию правового и иму­щественного гаранта гражданского оборота».

Н.В. Сучкова оперирует термином «долж­ность нотариуса» («Таким образом, вполне допустима ситуация, при которой на момент проведения конкурса его участники могут и не иметь рекомендаций нотариальной палаты. Но в таком случае участник конкурса не мо­жет быть признан его победителем и, соответ­ственно, не может быть назначен на долж­ность нотариуса»).


Вероятно, не столь совершенные результа­ты научных изысканий относительно должно­сти нотариуса предопределяют и несовершен­ство законодательства Российской Федерации.

В первую очередь обращаем внимание на «Основы законодательства Российской Феде­рации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. («Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации: 1) получивший высшее юридическое образо­вание в имеющей государственную аккреди­тацию образовательной организации высшего образования; 2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; 3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; 4) сдавший квалификационный экзамен. Нотариусом в Российской Федерации не мо­жет быть лицо: 1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не преду­смотрено международным договором Россий­ской Федерации; 2) признанное недееспособ­ным или ограниченное в дееспособности ре­шением суда, вступившим в законную силу; 3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токси­комании, хронических и затяжных психиче­ских расстройств; 4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обя­занностей нотариуса, по вступившему в за­конную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в уста­новленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление; 5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса; 6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании ре­шения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинар­ных проступков или нарушением законода­тельства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозмож­ностью исполнять профессиональные обязан­ности по состоянию здоровья). При соверше­нии нотариальных действий нотариусы, рабо­тающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинако­вые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной прак­тикой, должен быть членом нотариальной па­латы субъекта Российской Федерации, на тер­ритории которого он осуществляет нотари­альную деятельность» — ст. 2). Обращаем внимание на название главы II («Порядок уч­реждения и ликвидации должности нотариу­са») (статьи 12—14) названного нормативного правового акта с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов10. Представляется обоснованным использование в нормативном правовом акте исключительно термина «должность нотариуса».


Термин «должность нотариуса» использу­ется и в подзаконных нормативных правовых актах: Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе» № 275 от 26 ноября 2008 г.; Приказ Минюста РФ «Об утверждении Порядка учреждения и ликвида­ции должности нотариуса» № 430 от 23 де­кабря 2009 г.; Приказ Минюста России «Об утверждении Порядка замещения должностей нотариусов, учреждаемых в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» № 81 от 21 апреля 2014 г.; Приказ Минюста России «Об утверждении Порядка прохожде­ния стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» № 151 от 29 июня 2015 г.; Приказ Минюста России Об утвер­ждении Порядка назначения на должность помощника нотариуса в государственной но­тариальной конторе» № 12 от 22 января 2016 г.; Приказ Минюста РФ «Об утвержде­нии Порядка проведения конкурса на замеще­ние вакантной должности нотариуса» № 63 от 30 марта 2018 г..

Изложенное позволяет нам высказать не­сколько суждений.

Во-первых, нотариус является основным субъектом всякого нотариального действия.

Во-вторых, отождествление статуса нота­риуса с должностью нотариуса является обос­нованным и подтверждает его персональную ответственность при осуществлении неправо­мерной нотариальной деятельности.

В-третьих, целесообразно принятие Феде­рального закона РФ «О должности нотариуса в Российской Федерации»

1.2 Правовое положение помощника нотариуса

Одним из обязательных условий для назначения нотариуса в Российской Федерации является завершение стажировки не менее одного года в государственной нотариальной конторе или нотариусе, занимающемся частной практикой. Период стажировки для лиц, имеющих не менее трех лет опыта работы в юридической профессии, может быть уменьшен совместным решением органа правосудия и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть меньше шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется решением Совета Федеральной палаты нотариусов и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 179. Порядок прохождения стажировки лицами, применяющими на должность нотариуса.

Лицо принимается на стажировку, если: 1) является гражданином Российской Федерации; 2) имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного стандарта или полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке; 3) имеет необходимый уровень подготовки.


Для определения уровня подготовки лиц, желающих пройти курс обучения у нотариусов, проводится экзамен. Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, принимают решение о необходимости создания комиссии, которой могут быть поручены экзамены лиц, желающих пройти обучение нотариусами , а также другие функции для организации стажировки. Количество постов нотариусов определяется ежегодно совместным решением органа правосудия и нотариальной палаты.

Заявление о допуске к экзамену в форме, установленной органом правосудия, подается лицом, желающим пройти стажировку у нотариуса, по крайней мере, за один месяц до даты экзамена (не менее чем за два месяца до даты выезд в общественные места в помещении органа юстиции и нотариальные информационные материалы о предстоящей стажировке). При подаче заявки предоставляются оригиналы и копии: документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации; документ государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, или документ о высшем юридическом образовании, полученный в другом государстве и признанный в Российской Федерации в установленном порядке; документ, подтверждающий длительность обслуживания (книжку работы) - если у вас есть опыт работы.

Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают кандидатуры руководителей стажировок среди нотариусов, имеющих не менее трех лет опыта работы в качестве нотариуса при условии, что у них есть соответствующие условия для организации работы стажера.

После экспертизы орган правосудия и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, которые показали наилучшие результаты на экзамене. На основании этого решения орган юстиции или нотариальная палата заключают трудовой договор с указанными лицами на период стажировки не позднее месяца со дня экзамена. Дата начала стажировки одинакова для всех стажеров. Назначение на должность стажера с указанием главы стажировки в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции, а также нотариальной палатой в качестве стажера нотариуса, занимающегося частной практикой. Оплата труда за стажера нотариуса, который занимается частной практикой, оплачивается из фонда заработной платы нотариальной палаты. Работа стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.