Файл: Упаковка, условия хранения, перевозки и товарной обработки (ОКП 910000 ПРОДУКЦИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ) товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Упаковка является самой неотъемлемой частью современной культуры, окружающего нас, имеет глубокие исторические корни, развиваясь вместе с пластическим и графическим искусством. Мы изучим теоретические аспекты и значение упаковки и тары в торгово-технологическом процессе. Это неоценимые знания при изучении данной темы, так как в различные культурные эпохи менялись характер, функции и роль упаковки. Таким образом, первая глава посвящена изучению истории развития, видам, функциям и роли упаковки.

Изучение вышеперечисленных пунктов поможет подробно разобраться, что из себя представляет упаковка, какие плюсы и минусы, из чего делается упаковка, для чего она нужна и тенденции ее развития в мире.

Особое место в современном маркетинге и бизнесе занимают такие элементы, как тара и упаковка. Ныне до 97% товарной массы, обращающейся на различных рынках, имеет упаковку и транспортируется или продается конечным потребителям в какой-либо таре.

На сегодняшний день потребительская упаковка представляет собой одну из самых заметных областей графического дизайна. Современный человек ежедневно и ежечасно сталкивается с различными видами упаковки, которые фактически являются неотъемлемым атрибутом современной культуры, а также культуры потребления и продажи товаров.

Упаковка возникла задолго до появления современного человека. Так, без ведома и участия человека птицы расписывали свои яйца в маскировочные цвета, соответствующие окружающей их траве или камню. Цветы в свою очередь привлекали гостей диковинными ароматами и радужной авангардной палитрой. Семена и плоды диких растения в большинстве своем очень респектабельно относятся к проблеме сохранения функциональных свойств упакованного в них потомства. И до сих пор мы с удовольствием используем яблоки вместе с их внутренним содержанием и красочной «упаковкой» не задумываясь о функции и дизайне внешнего оформления. Недаром плод познания ассоциируется с библейским яблоком. Ведь до участия человека в формировании имиджа предметов, считалось, что спелое яблоко — это, в основном, фрукт с приятным кисло-сладким вкусом, а не кучка железа с функциями вычислительной машины, и тем более не аналитическая партия.

Возникновение упаковочного дела, каким мы знаем его сегодня, может быть прослежено вплоть до конца восемнадцатого столетия, когда промышленная революция вызвала громадные изменения в обрабатывающей промышленности. Если прежде большинство процессов основывалось на ручном труде и производстве мелких партий, введение комплексной механизации дало возможность производить значительно большее количество единиц продукта, используя для этого производственные линии. Это относилось не только собственно к товару, но также и к упаковке. Впервые пищу можно было поместить в герметичную и гигиеничную тару, т.е. в жестяные консервные банки. Широко использовались в качестве упаковки также картонные коробки, т.к. они были легки, и на них хорошо наносилась печать, а готовые коробки, уложенные в плоские пачки, также экономили и место. В это же время широкое применение нашли и металлические коробки, явившиеся удачной альтернативой картону, особенно в торговле подверженными порче товарами, такими как бисквиты и кондитерские изделия, где требуется более высокий уровень защиты. К началу двадцатого столетия технология производства продвинулась достаточно далеко, чтобы обеспечить получение металлической тары почти любой конфигурации или формы.


Чтобы идти в ногу с технологией упаковочного дела, потребовалось разнообразить технику печатания, что уже процветало в начале девятнадцатого столетия. Изображение торговой марки должно было наноситься на тару, независимо оттого, из какого материала она была сделана. Стеклянные бутылочки, глиняная посуда, металлические коробки или жестянки, картонные коробки или просто оберточная бумага — везде должна быть этикетка, наклейка или иной идентифицирующий знак. Это существенно важно, когда необходимо придать особое значение и вызвать повышенный интерес к товару, который сам по себе «неэффектен». Яркая графика на коробке стерильного порошка в большей степени способна привлечь внимание покупателя, чем сам продукт. Возможность использования печати на упаковке обеспечивает выразительную идентификацию и гораздо больший уровень информации, чем сам продукт, содержащийся в этой упаковке. Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень самообслуживания, снижая потребность в высококвалифицированном штате торгового предприятия. Взгляд в прошлое дает нам возможность оценить огромное преимущество этого явления, сравнивая сегодняшние супермаркеты розничной торговли с традиционными, с незамысловатым ассортиментом магазинами центральных улиц.

Развитие цветной печати дало возможность художникам создавать имидж продукта, который зачастую отождествлялся с самим продуктом. В наши дни идентичность торговой марки может быть столь же важна, что и сам продукт и, по-видимому, может играть решающую роль в принятии потребителем решения о покупке. Многие из удачных имиджей, оформившиеся на заре этого процесса, не только не утратили своей силы, но во многих случаях явились основой для создания корпорациями официальной символики, с той мы имеем дело и сегодня. Вся эта область искусства и дизайна в розничной торговле сформировала основы того, что мы ныне считаем и называем огромной и сложной индустрией рекламы. Конкуренция места на рынке и привлечение внимания покупателя в торговой точке никогда ранее не были столь агрессивны, и именно упаковка играет очень важную роль в доведении нужной идеи до потребителя.

Глава 1. Упаковка, условия хранения, перевозки и товарная обработка.


1.1 Понятие упаковки.

Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Для одних товаров упаковка может играть несущественную роль (например, для металлических заготовок), а для других - первостепенное значение (например, для молочных продуктов). Каждому покупателю приходиться сталкиваться с ситуациями, когда покупка делается только из-за привлекательной упаковки, и наоборот, отсутствие должной упаковки делает невозможной покупку даже самого нужного товара.

Упаковка -это вместилище или оболочка для товара. Основным элементом упаковки, представляющей изделие (оболочку) для размещения товара является тара. Дополнительными элементами упаковки служат упаковочные (предназначены для защиты товаров от внешних воздействий) и перевязочные (предназначены для повышения прочности тары) материалы.

Упаковку можно классифицировать по различным признакам.

1. По общему назначениюупаковку подразделяют на потребительскую (внутреннюю и внешнюю) и транспортную.

Потребительская упаковка является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя.Непосредственным вместилищем товара является внутренняя упаковка.Например, для зубной пасты «32 жемчужины» внутренней упаковкой будет тюбик, в котором она находится. Этот вид упаковки предполагает предварительную расфасовку товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, в заранее определенном количестве (масса, объем). Для жидких продовольственных и непродовольственных товаров применение такой упаковки (бутылки, коробки, тубы, пакеты и др.) является обязательным условием осуществления розничной продажи.

Внешняя упаковка (упаковочный материал из бумаги, фольги, пергамента, картона, полимеров и т.д.) - материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Например, внешней упаковкой для тюбика с пастой служит картонная коробка, обеспечивающая дополнительную защиту и предоставляющая производителю возможность использовать ее для целей стимулирования продаж.

Транспортная упаковка - вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Для зубной пасты «32 жемчужины» транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 40 единиц товара.

Особым видом транспортной упаковки являются ящичные поддоны или тарооборудование, в котором товар доставляется с предприятий - изготовителей и складов непосредственно в торговые залы магазинов самообслуживания. В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки.


2.В зависимости от применяемых материалов упаковка может быть: металлической (банки, контейнеры и т.д.); стеклянной (бутылки, баллоны, банки и т.д.); деревянной (ящики, контейнеры, лотки и т.д.); картонной (коробки); полимерной (мешки, пакеты, многослойные пленки и т.д.); комбинированной (пакеты различной формы типа «тетра - пак», «ультра - пак»). Материал, из которого делается упаковка, выбирается исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств товара.

3.В зависимости от количества упакованных единиц товара и целевого назначения упаковкаможет быть:

-штучной, рассчитанной на единицу товара;

-множественной, соединяющей в себе две и более единиц товара (например, лезвия для бритья, расческа и щетка);

-порционной, предусматривающей возможность предложения отдельно упакованной порции какого – либо товара;

-подарочной,призванной создать ощущение праздника и побудить потребителя к расточительству;

-пробной, информирующей о новом товаре, побуждающей е к его использованию и позволяющей оценить соответствие товара запросам потребителей (например, пробные упаковки декоративной косметики);

-повышенной емкости, позволяющей приобретать большое количество товара с некоторой экономией (например, стиральный порошок, шампунь, зубная паста и др.).

4. По кратности использования выделяют одноразовуюупаковку и упаковку многократного использования.

5.По сфере использованияразличают универсальную и специализированную упаковку.

Упаковка должна выполняться с учетом следующих требований:

-основополагающих (быть оригинальной и иметь патентную защищенность; отражать конкурентоспособность товара и его экологичность; быть экологически чистой; совместимой);

-дополнительных (обеспечивать сохранность товара на пути к потребителю; быть удобной для реализации товара);

-маркетинговых (отвечать эстетическим условиям; обеспечивать функциональность, т.е. быть элементом товара; осуществлять рекламное воздействие; быть недорогой по затратам; обладать способностью использоваться в качестве вторичного сырья).

Разработка упаковки представляет собой процесс, который можно разделить на несколько этапов.

1.Обоснование концепции упаковки. Концепция упаковки – это определение, какой в принципе должна быть упаковка, и какую роль она должна сыграть для конкретного товара (например, информационная направленность на покупателя, обеспечение более надежной защиты товара и др.). Необходимо определить, во-первых, будет ли фирма использовать групповую или индивидуальную упаковку, во-вторых, целесообразность использования множественной упаковки, в которую вмещаются две или более единицы товара (например, лезвия для бритвы, парфюмерные или косметические наборы); в- третьих, возможности стандартизации упаковки; в – четвертых, стоимость упаковки (в среднем около 10% розничной цены товара приходится на упаковку, а на такие товары как косметика – 40% и выше).


Учитывая желаемый конечный результат, который предприятие желает получить с помощью упаковки, целесообразно выявить возможности ее стандартизации. Особенно остро стоит вопрос стандартизации перед предприятиями, поставляющими товары на экспорт. Например, в Японии упаковка является частью ритуала подношения и уважения, а в европейских странах она такой функции не несет. Особенности культуры отдельных стран также обусловливают необходимость учета способов потребления того или иного товара. Так, в США для упаковки молока используют только стеклянную тару.

Особое внимание необходимо уделить экономической эффективности упаковки, которая определяется ее стоимостью, ценой эксплуатации и ценой утилизации. Наиболее эффективной является упаковка, которая обеспечивает на всех стадиях обращения наименьшие затраты и наибольшую экономию общественного труда. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости товара. Использование стандартных образцов упаковки с соответствующей маркировкой, придающей ей индивидуальный вид, является реальной возможностью сокращения расходов на упаковку.

2. Формирование дополнительных характеристик упаковкиВ настоящее время упаковка является символом не только содержимого, но и образа жизни потребителя. Проектируя упаковку, предприятие должно уделить особое внимание дизайну, так как его инструменты (цвет, рисунок, форма) используются для привлечения внимания покупателя к упаковке, а через нее и к самому товару. Важно также определить, как долго один и тот же дизайн можно использовать, особенно в тех случаях, когда предприятие выходит на новый сегмент рынка или меняет положение своего товара на рынке. Поэтому необходимо постоянно пересматривать не только технические стороны упаковки, но и ее рыночные возможности.

Для новых продуктов анализируются несколько вариантов упаковок, что создает выбор для потребителя. Например, упаковка овощей в пленочный материал светло-коричневых и оранжевых тонов вызывает у потребителя ощущение домашнего уюта и традиций. Синий цвет на упаковке ассоциируется с научным авторитетом, а белый – с чистотой.

На этапе формирования дополнительных характеристик необходимо принять решение о способе защиты от имитации пользующихся спросом марочных товаров. В этих целях можно использовать так называемую антиинтрузионную упаковку, которая гарантирует невозможность подделки содержимого. Этого можно достичь с помощью специальных средств, которые, во-первых, защищают от подделки, во-вторых, свидетельствуют о серьезном отношении производителя к защите потребителей от некачественных товаров. К техническим решениям таких упаковок можно отнести: