Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс (Применение трехэтапной модели управления изменениями по К. Левину для реализации проекта изменений).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
Введение
Ежедневно в организации возникают возникают вопросы и задачи, решение которых является неотъемлемой частью обязанностей менеджера. Показатель эффективности руководителя во многом зависит от качества принимаемых им решений. Управленческое решение- это выбор, осуществляемый менеджером для выявления наиболее эффективного способа решения поставленной задачи и являющийся основной составляющей любой функции менеджмента. Что значит понятие «менеджмент»?
Менеджмент (от англ. Management - «управление», руководство)- это профессиональная деятельность, заключающаяся в управлении организациями и обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы, а также дальнейшее развитие предприятия.
Управление- сознательное воздействие на управляемый объект (организация, подразделение, сотрудников) субъектом управления (менеджером, руководителем) для эффективности работы и достижения результата в соответствии с критериями организации. Для выполнения управленческих функций необходимо эффективное принятие решений. Совершенствование процесса принятия решений достигается путем профессионального подхода к данному процессу. Решение-это выбор альтернативы. Менеджер же принимает решение и строит план работы не только для себя, но и для своей команды и организации. Эффективность управления во многом обусловлена качеством управленческих решений.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том,что успех любого предприятия,организации во многом зависит от принимаемых решений, ставших на сегодняшний день одной из основных проблем совершенствования системы управления. От принятого решения будет зависеть дальнейшее существование организации, ее конкурентоспособность на рынке.
Целью моей курсовой работы-анализ сущности управленческого решения, его виды. Выявление ошибок руководителя в процессе принятия решений. Разработка рекомендаций для руководителя, позволяющих не совершать ошибки. Исходя из поставленных в работе целей, необходимо решить ряд задач:
-дать характеристику понятию «управленческое решение»;
-проанализировать процесс принятия решений;
-классифицировать управленческие решения;
-выявить факторы, влияющие на принятие решения;
-провести работу над ошибками в принятии решения;
-разработать рекомендации по устранению ошибок.
Предмет исследования-методы принятия решений в процессе управления.
Объект исследования-управленческая деятельность.
При написании работы использовались учебники и учебные пособия, монографии.
Глава 1. Понятие «управленческое решение»
1.1 Понятие управленческого решения
Принятие решений является основой управления, это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Руководитель ежедневно сталкивается с необходимостью принятия решения по самым различным вопросам предприятия. Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Менеджер готовит и принимает решения в рамках своей служебной деятельности. Такая деятельность характеризует его труд как руководителя, который лично принимает решения или организует работу сотрудников по подготовке, распределению решений по уровням системы управления и реализации различных управленческих решений. Поэтому ошибки в принятии управленческих решении могут привести к большим негативным последствиям. И в связи с этим закономерным является требование к повышению эффективности управленческого решения на основе научного подхода к их формированию, выбору, определению норма - правовых критериев.
Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Каким должен быть руководитель? Руководитель должен быть человеком с высоким уровнем интеллекта,уметь достигать поставленных целей, принимать эффективные решения,не обращая внимания на мелочи.[1] От опыта работы с сфере управления, управленческих навыков. От решения зависит реализация поставленной руководством задачи.
На ответственных должностях,связанных с принятием решений невозможно обойтись без менеджеров.[2]
Принятие решений в менеджменте- систематизированный и ответственный процесс, учитывающий интересы целой организации ,а не отдельного человека.
Именно поэтому понимание сущности принятия управленческих решений особенно важно для всех, кто каким-либо образом близок к управлению. Ведь на предприятии от своевременности и адекватности принятых управленческих решений зависит эффективность деятельности и компании в целом.
Управленческое решение- это выбор, осуществляемый менеджером для выявления наиболее эффективного способа решения поставленной задачи и являющийся основной составляющей любой функции менеджмента. Это непосредственный результат деятельности любого менеджера, так как именно с помощью управленческих решений менеджер оказывает свое воздействие на организацию и побуждает подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом. Невозможно принять результативное решение, не зная методов планирования деятельности, построения организационных структур, мотивации подчиненных, принципов эффективного контроля. Как правило, вся ответственность за принятие решения в сфере своих профессиональных обязанностей ложиться на плечи руководителя, поэтому любое решение для менеджера достаточно тяжелое и ответственное. Для руководителя принятие решения-постоянная и весьма ответственная работа, так как оно пронизывает все его действия, разрабатывая цели и добиваясь их осуществления. При этом возможные последствия от принятых решений могут затрагивать не только одного человека и группу людей, но и организацию в целом. Поэтому очень важно понять суть принимаемого решения. Решения по управлению различными процессами в организациях теперь стали отличаться сложностью их выработки, а также высокой ответственностью, потому как любое принятое руководителем решение так или иначе повлияет на судьбу организации.[3] Именно поэтому особую важность приобрело умение топ-менеджера, а также руководителей других уровней вырабатывать и реализовывать эффективные управленческие решения, учитывая неизбежные риски для организации.
1.2 Классификация правленческих решений
Руководитель принимает множество решений в день[4], которые отличаются сроками действия и разработки, масштабностью, уровнями принятия, информационной и сырьевой обеспеченностью. С помощью классификации можно разделить решения на классы, требующие определенного подхода, методов их принятия, сырьевых и временных затрат. Решения разделяют на запрограммированные и незапрограммированные.
Запрограммированные решения – это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, благодаря чему руководитель владеет надежной и достоверной информацией, ,а также ранее разрабатываемыми правилами касательно этих задач. Как правило, количество возможных вариантов решения ограничено ,так как выбор должен быть сделан по критериям направления организации.
В качестве примера можно привести порядок бронирования номера в гостинице[5]. Процесс обслуживания в гостинице можно привести в качестве следующих этапов:предварительны заказ номера (номеров), прием ,регистрация и размещение клиента, предоставление услуг проживания и питания, предоставление дополнительных услуг. Эта задача повторяется с определенной периодичностью и имеет свои требования, состоящие из последовательности шагов ,заранее разработанных для решения данной задачи.
Запрограммированные решения являются важным вспомогательным элементом в принятии эффективных организационных решений, позволяющим избежать ошибок ,а также сэкономить время.
Незапрограммированные решения- решения, которые требуются в ситуациях, являющихся в определенной мере новыми, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. В связи с тем что заранее невозможно составить последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать новую процедуру принятия решения.
К числу не запрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации,как улучшить продукцию,как усовершенствовать структуру управленческого подразделения,как усилить мотивацию подчиненных. Или когда не существует отработанных методов решения проблем, нет некоторой конкретной последовательности необходимых действий для решения проблемы. Поэтому руководитель должен разрабатывать новую процедуру принятия решения.[6]
Не запрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами. К ним нельзя применить стандартные методы. Поэтому условия для не запрограммированных решений нельзя определить. Так как множество проблем, когда требуется принимать решения, очень велико и разнообразно, то практически сложно разработать модель или методику, которая одинаково хорошо бы работала даже в сходных ситуациях, ибо каждая из них по-своему уникальна. Поэтому решения, принимаемые в организациях, в основном являются не запрограммированными, хотя руководители должны стремиться к снижению их доли, так как цена ошибки в случае не запрограммированного решения обычно высока.
В качестве примера можно привести попытку внедрения новой продукции на рынок. Прежде чем предпринять попытку внедрения, руководителю необходимо проанализировать ,что на данный момент пользуется на рынке спросом, что может понравится покупателю. После сбора и анализа информации руководитель принимает решение, разрабатывает тактику и план работы над проектом.[7]
Так же управленческие решения разделяются по способу разработки: интуитивные, основанные на суждениях (эмпирические) и рациональные.
Часто,интуитивное решение основано только на ощущении того,что он верный. Руководитель не анализирует правильность решения,не взвешивает все «за» и «против», просто делает выбор. Как пример можно рассмотреть ситуацию, менеджер строительной фирмы решает увеличить количество строительных бригад. Так как решение принималось быстро в связи с массовой перестройкой городских построек предполагалось, что услуги строительных компаний пользовались бы спросом. Минус интуитивного решения в том,что руководитель не смог детально рассмотреть вопрос, составить выигрышный план работы, а значит не смог предугадать, принесет ли его решение положительный результат.[8]
Эмпирические решения- решения основанные на суждениях. Менеджер принимает данное решение, основываясь на то,что в прошлом данное решение привело к успеху в подобно вопросе. Это безусловно плюс данного решения,так как позволяет сократить затраты и сэкономить время на разработку нового метода. Казалось бы идеальный способ решения вопросов организации, однако, даже такой метод имеет ряд минусов. К примеру,невозможно соотнести суждение с ситуацией или проблемой,которая ранее не возникала в данном предприятии и является совершенно новым для руководителей. Также эмпирическое суждение опирается на опыт, чрезмерное использование данного метода может привести к застою или регрессу организации.
Третий метод- рациональные решения. Они основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратегического и тактического управления.
Разработка и принятие рационального решения[9] – это сложный процесс, состоящий из пяти последовательных этапов:
1. Диагностика проблемы-это первый шаг, то есть диагностирование проблемы. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а внутри ее – компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию можно собирать и неформально, ведя беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения.
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Когда руководитель диагностирует проблему,он должен четко понимает,какие задачи ему необходимо решить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности принятия решений. Это может быть нехватка денежных средств, недостаточное число сотрудников, жесткая конкуренция и так далее. Также помимо ограничений,руководителю необходимо определить стандарты, по которым стоит оценивать альтернативы выбора. Такие стандарты принято называть критериями принятия решений.
3.Выявление и изучение альтернативных вариантов решения. То есть формулировка альтернативных вариантов решения проблемы. Нужно иметь в виду, что слишком большое число альтернатив4 может привести к путанице, поэтому руководитель должен ограничить число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.