Файл: .ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, - писал он, - занимает такое же положение, как Бог во Вселенной» (См.: 2).

Государство, таким образом, является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В то же время государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Ф. Аквинский воспринял учение Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общительным и политическим», то есть стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как в одиночку индивид не может удовлетворять собственные потребности.

Также Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятельность монарха схожа с деятельностью Бога. Монарх, подобно Богу, изначально учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Государство – результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог (12, с. 59).

Сторонником данной теории также являлся Иоанн Златоуст, который отмечал, что существование властей – это дело Божьей премудрости и поэтому «должно возносить великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судии» (Цит. по: 12, с. 60).

Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.

Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что «первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет» (11, с. 34). В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет продолжение и на современном этапе, в частности, находит своё отражение и развитие в учении богословов.

Теологическая теория в различные исторические эпохи (даже после эпохи Средневековья) использовалась для оправдания и поддержания неограниченной власти монарха. Этому способствовало то, что данная теория объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Это достаточно «удобные» тезисы для власти, однако они серьёзно ограничивают права народа.


Несмотря на то, что существует много теорий происхождения государства, можно выделить общее и особенное в происхождении государства у различных народов:

  1. Государство приходит на смену родоплеменному строю.
  2. Оно возникает как необходимость более совершенного, более прогрессивного управления обществом, поскольку родоплеменная организация не могла обеспечить успешное руководство обществом.
  3. Общим признаком является необходимость подавления эксплуатируемых масс, охраны собственности, поддержания господствующего положения имеющих власть.
  4. Одним из важнейших признаков возникновения государства является необходимость защиты своих территорий от внешних врагов.
  5. Необходимость ведения захватнических войн для расширения территории, увеличения рабов, захвата богатства (12, с. 50).

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ И ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

Государство – «сложная политико-правовая форма организации общественной жизни». Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы (1, с. 26).

Предпосылки возникновения государства заложены в природе самого общества. Общество – это «определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства». Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях (1, с. 26).


Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни» (1, с. 26).

Причины, или условия, формирования государственности заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре своего возникновения социальная организация основывалась на присваивающем хозяйстве (охота, рыболовство и собирательство, т. е. на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил в природе. Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой «неолитической революции» начался процесс перехода общества от «присваивающего хозяйства» к производящему (7). С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка.

Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли, возникли сословия ремесленников и купцов. «Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции» (11, с. 50-51).

Процесс образования государства мы можем проследить на очень показательном примере из мировой истории. И именно, речь идет об образовании варварских государств в Западной Европе.

В конце I тысячелетия нашей эры в целом на планете сформировались несколько исторических миров, сильно отличающихся друг от друга. Первобытный или варварский мир сохранился, причём он также продолжил своё развитие, в значительной степени расширился благодаря предклассовым обществам древнеполитарного мира. Однако только на данном этапе предклассовые общества начали процесс своего превращения не в древнеполитарные, а в классовые общества иных типов. Античный мир исчез, а на смену ему пришёл мир, имеющий совершенно иные характеристики, - феодальный. Наконец, важно отметить появление множества классовых социальных организмов, не принадлежащих ни к древнеполитарным, ни к феодальным. Их возможно определить как парафеодальные (от греч. пара - около, возле) (13).


Феодальный мир являлся по своему существу супериорным, существовал в виде одной единой системы, которая была мировой системой и одновременно центральной зоной центрального исторического пространства. Парафеодальный мир «состоял из двух периферийных зон центрального исторического пространства - североевропейской и центрально-восточноевропейской. Он был инфериорным, латеральным. Кроме феодальных и парафеодальных обществ, в центральное историческое пространство входило несколько политарных обществ, составлявших еще две его периферийных зоны - византийскую и исламскую. Все остальные древнеполитарные общества и все без исключения первобытные общества представляли собой внешнюю периферию» (13).

Несмотря на сохранение и значительное расширение центрального исторического пространства связи между некоторыми его зонами, в частности, между западноевропейской и исламской, на первом этапе оставались ещё очень слабыми. Крестовые походы XI века способствовали тому, что эти связи стали более тесными, когда на время под властью европейцев оказалась часть Палестины и Сирии. В результате IV крестового похода (1204 г.) Византия исчезла с политической карты мира более чем на полвека.

И после X в. в Центральной Европе продолжила своё существование внешняя варварская периферия: земли полабских и прибалтийских славян, пруссов, жемайтов (жмуди), аукшайтов (собственно литовцев), куршей, селов, земгалов, латгалов, ливов, эстов, карел и финнов. Но вскоре положение изменилось. Немцами завоевали земли полабских и прибалтийских славян, а также Прибалтику. Шведами была покорена Финляндия. Литовцы совершили переход от предклассового общества к классовому. В результате появилось Великое Княжество Литовское. На всех этих территориях утвердились классовые отношения, что и обусловило их вхождение в центрально-восточноевропейскую периферийную зону центрального исторического пространства (13).

После падения Западной Римской империи Западная Европа очень долго пребывали в крайне неспокойном состоянии. Варварские королевства то возникали, то исчезали, кроме того, границы между этими государствами были размыты, часто сдвигались, отличались подвижностью.

В V в. началось переселение англов, саксов и ютов в Британию. В результате, большинство бриттов, которые населяли эти земли, было истреблено, порабощено или вытеснено в Шотландию, Уэльс и на континент (в Бретань). К концу VI в. на территории Англии появилось несколько варварских королевств (Уэссекс, Суссекс, Эссекс, Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия, Кент).


В 488-493 гг. остготы, которые населяли Паннонию, куда они пришли вместе с гуннами, завоевали Италию. Большое королевство, возникшее в результате этого завоевания, было затем уничтожено Византией. В 568 г. в Италию во главе большого сверхсоюза вторглись лангобарды. Так произошло образование Лангобардского королевства. Франкское королевство также активно занималось завоеваниями. При Хлодвиге, основателе государства, и его ближайших последователях были подчинены алеманны, бургунды, тюринги, бавары, частично саксы (13).

В 752 году правителем королевства Карлом Мартеллом были разбиты арабы в битве при Пуатье, что помешало арабам далее двигаться в Западную Европу. При нем и его преемниках франки восстановили свою власть над Аквитанией и Провансом, вновь подчинили себе Алеманнию, Тюрингию и Баварию, завоевали Саксонию, Италию и территорию к югу от Пиренеев. Франкское государство добилось наибольшего могущества при Карле Великом, коронованном в Риме как император в 800 году.

На рубеже VIII-IX вв. возникла могущественная империя Каролингов охватившая всю территорию Западной Европы. Её существование оказалось недолгим, и этот факт существенно повлиял на дальнейшую историю этого региона.

Германцы завоевали всю территорию Западной Римской империи и создали государства, которые принято называть варварскими королевствами. Как отмечает Ю. Семёнов, «для коренного населения данной территории это - регресс. Их духовная и материальная культура во многом подверглась разрушению» (13).

Новые социоисторические организмы, которые возникли в результате развала Римской империи, по своему характеру являлись не предклассовыми, а классовыми. Германцами были восприняты и усвоены определенные элементы античной культуры. К числу внешних признаков этого факта стоит отнести принятие германцами христианства. Возникновение варварских королевств для германцев означало огромный прогресс: а именно, речь идёт о переходе от стадии предклассового общества к стадии классового. Сохранение письменности и монументального зодчества также являются доказательством справедливости данного утверждения (13).

Конечно же, германские завоевания – это всего лишь внешняя сторона вопроса, тогда как здесь протекали гораздо более сложные процессы. Западная Римская империя представляла собой геосоциальный организм. Вторжение варваров способствовало развалу империи на множество частей, которые можно назвать в большей или меньшей степени самостоятельными геосоциальными организмами. Германские завоевания отнюдь не представляли собой обычные походы варварских армий. Как отмечает Ю. Семёнов, шло перемещение не только и не просто воинских отрядов и не просто масс людей. Шло передвижение целых обществ: демосоциальных организмов, их союзов и сверхсоюзов. То есть, на территориях, «которые были геосоциальными организмами, поселялись демосоциальные организмы, т.е. опять-таки общества, но здесь также шёл процесс накладывания обществ одно на другое. Однако раздельное существование не могло длиться бесконечно, что и обусловило появление одного единого общества (это является закономерным) (13).