Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Законность и правопорядок как правовые категории
1.1. Понятие законности, ее принципы и содержание
1.2 Понятие, содержание и особенности правопорядка
Глава 2 Обеспечение законности и правопорядка: система способов и роль государства
2.1 Система способов обеспечения законности и правопорядка
2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности
2.3 Правопорядок и законность в условиях формирования правового государства в Российской Федерации
На современном этапе развития, начавшемся после принятия Конституции РФ 1993 г., появляется ряд проблем, связанных с механизмом обеспечения правопорядка.
Первая проблема вызвана необходимостью совершенствования качества обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ. Это объясняется тем, что в конституционной среде защита прав человека остается одной из острых проблем государства. Успешное их осуществление содействует не только воспитанию уважения конституционных прав и свобод личности органами государственной власти и их должностными лицами, но и выступает гарантией равноправных отношений государства и личности, дополнительным средством обеспечения выполнения государством его обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина [2, с. 6-7].
Вторая проблема относится к федеральному законодательству, в котором положения отдельных норм права противоречат правам и свободам личности. Признание их неконституционными возможно лишь при обращении гражданина с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.
Третья проблема связана с отсутствием той или иной информации о результатах невыполнения своих полномочий органами государственной власти, что приводит к информационному вакууму, неблагоприятно воздействующему на правоприменительный процесс.
Обеспечению правопорядка способствуют такие юридические средства, как правоустановительные и правоприменительные меры. Правоустановительные меры характеризуются тем, что государство на законодательном уровне определяет общеобязательные правила поведения для граждан. Их выполнение является необходимым условием обеспечения правопорядка. Они наделяются юридической силой и являются обязательными для соблюдения всеми гражданами и должностными лицами. С одной стороны, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию правовых отношений; с другой стороны - способствует ограничению и вытеснению других правовых отношений. Правоприменение возникает на основе правоохранительной деятельности органов государственной власти. В этой деятельности особая роль отводится правообеспечительной функции, проявляющейся в возникающих «конфликтных ситуациях». Например, в случае возникновения споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, при нарушении прав граждан, несоблюдении норм права и т.д. В этих ситуациях, при разрешении дела, в правоприменительную деятельность включается соответствующий компетентный орган государства, который на основе своих государственновластных полномочий подтверждает существование субъективного права и принимает решение о необходимости принудительного исполнения обязанностей и восстановления, в случае необходимости, нарушенных прав и свобод.
Большое значение для обеспечения правопорядка играют такие факторы, как информационный, эмоционально-оценочный и установочный. Они необходимы как в целях более эффективного восприятия правовых установлений, протекающих у каждой личности, так и в целях обеспечения правопорядка в целом. Чтобы сделать этот процесс более действенным и целенаправленным, необходимо располагать достоверной информацией о многочисленных внутренних и внешних условиях, опосредующих этот процесс, знать средства и методы достижения желаемых результатов.
Таким образом, одной из важнейших задач нормального функционирования общества и государства является поддержание правопорядка. Эффективность его реализации требует целенаправленного правового воздействия на поведение и деятельность субъектов общественных отношений. Тем самым он преобразуется в управленческий процесс, для результативного воздействия на который необходимо наличие действенных механизмов реализации правовых норм в деятельности людей.
Заключение
В ходе исследования роли государства в обеспечении законности и правопорядка были сделаны следующие выводы.
В широком смысле под законностью понимается требуемый государством образ поведения населения, который состоит в безусловном соблюдении изданных государством законов (и подзаконных актов) всеми лицами (гражданами) и организациями. В этом аспекте законность выступает как принцип должного поведения всего населения и представляет собой антипод неправомерному поведению вообще. В узком смысле законность обозначают как принцип деятельности государственного аппарата, заключающийся в том, что «все органы государства осуществляют свои властные функции в строгих рамках закона, соблюдая неукоснительно права граждан и их общественных организаций. В этом значении законность выступает в качестве антипода злоупотребления властью и субъективизма при осуществлении властных функций государственного управления, а также следственных и судебных функций».
Правопорядок представляет собой объективно и субъективно обусловленное состояние общественной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы общественных отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Эффективное функционирование государственной власти обеспечивается, во-первых, законодательным закреплением правовых пределов ее деятельности, а во-вторых, неукоснительным соблюдением властью установленных в ее отношении правовых ограничений. Принцип связанности власти правом (правового ограничения государственной власти, самоограничения) является одним из основополагающих в организации современного демократического государства, но он выступает лишь элементом, одним из аспектов проявления более фундаментального и общего принципа законности.
Укрепление законности - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его основная функция. Чтобы законность реально существовала, необходимы соответствующие условия и определённый комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Таким образом, законность характеризует качественное состояние правового регулирования и выступает как основа жизни личности, общества и функционирования государства. Поэтому обеспечение законности — одна из основных функций государства.
Важное значение в деле укрепления законности имеет практическая деятельность каждого члена гражданского общества, общественных объединений и эффективности деятельности органов государства. Экономическая устойчивость, социальная и политическая стабильность в обществе - важнейшие факторы обеспечения режима законности.
Следовательно, проблемы обеспечения законности и правопорядка в Российской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования правового государства, гражданского общества и демократии.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445. |
|
Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 г. № 63–ФЗ (с изм. от 29.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. |
|
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: кодекс от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 29.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 1. |
|
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 29.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921. |
|
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: кодекс от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (с изм. от 27.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3012. |
|
О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (с изм. от 25.06.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900. |
|
Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учебник. – М.: право, 2014 – 350 с. |
|
Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2014. - 816 с. |
|
Булавин, С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства//: История государства и права. - М.: Юрист, 2010. –№ 6.- С. -17-20. |
|
Вопленко Н.Н. Законность и легитимность: Новая правовая мысль. – Волгоград, 2013.- № 3.- С. 11-14. |
|
Галяутдинов, Д.В. Гарантии законности в условиях демократического государства// Пробелы в российском законодательстве. – М.: ООО "Медиа - ВАК", 2014.- № 2. -С. 140-142. |
|
Гильманова, Л.З. К вопросу о понятии "правопорядок"// Российский следователь. – М.: Юрист, 2015.- № 7.- С. 27-29. |
|
Глыбовская Н.А. Общая теория государства и права: учебник. – М.: ТетраСистемс, 2014 – 397 с. |
|
Гобеев И.Б. К вопросу о понятии правовой охраны и ее формах: социально-правовые аспекты [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. – М.: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2012, № 3. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17822672 |
|
Дондоков Ц.С. «Законность» или «нормативность» [Электронный ресурс]: Вестник Читинского государственного университета. – Чита: Читинский государственный университет, 2015, № 5. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16527930 |
|
Зайцев С.А. Правосознание и правопорядок в формировании политики общественной безопасности// Информационная безопасность регионов. –Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2015.-№ 1- С. -66-69. |
|
Любашиц, В.Я. Теория государства и права. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 704 с. |
|
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013. – 541 с. |
|
Орлов А.В. Система способов обеспечения законности в исполнительном производстве [Электронный ресурс]: Вестник Воронежского государственного университета. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014, № 2. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=13018788 |
|
Перевалов В.Д. Теория государства и права. 3 изд. – М.: Норма, 2014– 286с. |
|
Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства [Текст] / В.Н. Протасов. - 2-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 346 с. |
|
Юридический энциклопедический словарь [Текст]/ М.О. Буянова [и др.]; отв. ред. М. Н. Марченко. - М. : Велби, Проспект, 2015. - 816 с |