Файл: Общая характеристика государственно-правовых режимов как элемента формы государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.

Как и любая категория современной политологии, государство характеризуется целым набором отличительных признаков, которые определяют его форму. Эти признаки чаще всего объединяют в три группы: форма правления в государстве, его политический режим и форма государственного устройства

Государственно-правовой режим характеризует: как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования “материальных” придатков государства - тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связанно с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе.

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что форма правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - государственно-правовой (политический) режим.


Цель настоящей работы –дать понятие политического режима и рассмотреть его типы. Для достижения поставленной цели раскроем следующие задачи:

-рассмотреть понятие, сущность государственно-правовых режимов и их разновидности;

-дадим характеристику авторитарного, тоталитарного и демократического режима.

Предметом исследования в данной работе являются типы государственных режимов.

Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ состояния проблемы в практике, метод сравнительно-правовых характеристик.

1. Общая характеристика государственно-правовых режимов как элемента формы государства

1.1.Понятие, сущность государственно-правовых режимов и их разновидности

Существуют различные точки зрения относительно терминов "государственный" и "политический режим". Одни авторы считают, что государственный режим никогда не отождествляется с политическим. Государственный режим всегда был и остается важнейшей составной частью политического режима, включающего в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственными общественно-политическими организациями - составными частями политической системы общества.

Другие считают понятия "государственный" и "политический режим" тождественными. Мы разделяем эту позицию, потому что и государственный, и политический режим включает в себя способы, методы и средства осуществления политической власти. Эти понятия - совместно с понятиями "форма правления" и "форма государственного устройства" - определяют характеристику формы государства. В этом случае "политический режим" используется как синоним "государственного режима". Тема государственного (далее мы будем говорить "политического") режима в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

Политический режим, выступая способом функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов, определяет политический климат в обществе. Он обусловливает динамику развития общества и характер политической власти в данном государстве, его внутреннюю и внешнюю политику. Политический режим связан с конституционно-правовыми принципами и структурами, регулирующими политические отношения, выражающие интересы широких слоев населения. Он тесно связан с формой правления и формой государственного устройства, а смена политического режима неизменно влечет изменение этих двух важных категорий.


Политический режим является фундаментом, формирующим конструкцию государства. На этой основе можно говорить о специфике общественных отношений, в том числе отношений власти и подчинения, а также отношений неполитического характера.

Понятие государственного режима одно из самых неоднозначных в современной политологии. Аспекты, касающиеся соотношения ключевых принципов реализации властью полномочий в управлении страной и правовой модели с приоритетами в развитии бизнеса, становятся поводом для активных дискуссий.

Многие из современных политологов определяют государственный режим его как совокупность принципов реализации власти. Некоторые исследователи предпочитают отделять понятие "режим государственный" от политического, другие отождествляют оба термина.

Вместе с тем, то и другое следует принципиально разграничивать с такими явлениями, как форма государственного устройства и правления.

Рассмотрим то, какова принципиальная разница между тремя терминами (условимся при этом, что понятия государственного и политического режимов можно объединить). В сущности, все три - явления одного порядка.

Так или иначе, все три явления - режим, форма государственного устройства и правления - характеризуют механизмы реализации власти. Но если, строго говоря, политический режим - это принципы, то форма государственного устройства и правления - это, собственно, инструменты, отражающие практическое функционирование политических институтов.

Демократические и недемократические режимы представляют собой два противоположных полюса (две типологизированные крайности) в правовом пространстве бытия и функционирования государства, способах и приемах осуществления государственной власти

Между этими крайними полюсами развитости и неразвитости правовых свойств и качеств государственного режима имеется, конечно, множество различных промежуточных (с точки зрения их правовой развитости) ступеней, форм и способов осуществления государственной власти, но принципиальное значение имеют именно «пограничные ситуации» правового пространства и выражающие их противоположные типы государственно-правовых режимов.

Демократический режим - Это режим, при котором государственная (политическая) власть осуществляется с соблюдением основных прав человека, с обеспечением легальных возможностей свободного волеизъявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты (выборы, референдумы, средства массовой информации), деятельность различных партий и общественных организаций, которые представляют эти интересы и влияют на выработку и осуществление политики государства.[1]


Он характеризуется следующими чертами:

• соблюдает демократическая конституция;

• реализуется принцип "разделения властей";

• государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством;

• обеспечивается плюрализм в политической, экономической, идеологической и духовной сферах жизнедеятельности человека;

• гарантируется осуществление прав и свобод граждан в соответствии с международными стандартами прав человека;

• реализуется демократизм правосудия, доминируют методы убеждения перед методами принуждения;

• обеспечивается свободное существование всех форм собственности.

Такой режим характерен для правового государства.

Различают следующие виды демократических режимов: демократически консервативный, демократически радикальный и демократически либеральный.

Антидемократический режим - Это режим, когда государственная власть осуществляется путем ограничения или нарушения основных прав человека, когда запрещена легальная деятельность оппозиционных политических партий и общественных объединений.

Для него характерны следующие признаки:

• не реализуется (чаще всего юридически не закреплен) принцип "разделения властей";

• сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством;

• отсутствует или становится формальной выборности;

• запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций;

• применяются политические репрессии;

Среди разновидностей демократических государственно-правовых режимов можно видеть: либерально-демократический, социально-демократический; а собственно в сфере государственной жизни - парламентаризма, конституционализма, законности.

Либеральный государственно-правовой режим - это форма, способ и порядок осуществления государственной власти в условиях современного правового государства и гражданского общества.

Либеральный государственно-правовой режим включает в себя все ценные с точки зрения гражданского общества и правового государства аспекты демократии и, прежде всего идею суверенитета народа в ее правовом (и государственно-правовом) понимании и применении. Поэтому, имея в виду именно правовую демократию (демократию в правовой форме), либеральный режим можно характеризовать как либерально-демократический режим.

Среди разновидностей недемократических государственно-правовых режимов различают конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима.


Современные политологи выделяют следующие основные виды государственных режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Критерии, по которым можно определить принадлежность политической системы страны, достаточно сильно разнятся в зависимости от научной школы.

1.2.Типология политических режимов

Типология политических режимов может строиться на основании различных подходов к определению данной категории. В этом вопросе существует очень много мнений, часто противоположных. Например, Роберт Даль, определяя типы политических режимов, опирается на следующие критерии: степень участия граждан в управлении страной и возможность конкурировать в борьбе за власть. Он различает полиархию, соревновательную олигархию и гегемонию двух видов – закрытую и открытую

. Последняя накладывает самые жесткие ограничения. Гегемонии запрещают даже малейшее проявление оппозиции. Олигархии допускают конкуренцию, но только такую, которая не выходит за рамки элиты. К демократии ближе всего стоят полиархии. Кроме того, существуют еще и смешанные типы политических режимов.

Некоторые исследователи к самостоятельным группам относят либерализирующиеся, однопартийные, военные, переходные, квазидемократические виды правления. Так считал, например, Сэмюэл Хантингтон. Он обозначил следующие типы политических режимов: военный, однопартийный, расовая олигархия и личная диктатура. То есть, классификация зависит от того, какие задачи стоят перед анализом той или иной формы правления. И все-таки, наибольшее распространение получили типы политических режимов, предложенные Хуаном Линцем, ученым из США. Он считал, что их всего пять: авторитарный, демократический, султанистский, тоталитарный и посттоталитарный. Все они являются идеальными вариантами, которые имеют свои характеристики. Признаки политического режима позволяют отличать его от других типов. Хуан Линц выделил четыре таких критерия. Это уровень плюрализма в обществе, политическая мобилизация, конституционность власти и степень идеологизации.

Одним режимам для существования просто необходимо мобилизовать массы, которые бы их поддерживали. К таким относятся тоталитарный и посттоталитарный. А другие даже не стремятся вовлекать в политику своих граждан. Уровень политического плюрализма начинается с концентрации власти у одного лица. При монизме уровень свободомыслия очень ограничен, мнениями управляет единственный деятель. Наивысшая степень идеологизации населения, естественно, в обществах с посттоталитарным или тоталитарным режимом правления. Конституционность власти – это наличие или отсутствие у нее ограничений на применение своих полномочий, а также их закрепленность формальным способом. Границы и запреты могут фиксироваться и в традициях, идеологии, обычаях, религии. Так, полномочия власти имеют лимит у разных видов демократических (конституционных) режимов. У неконституционных они, соответственно, не ограничены ничем.