Файл: Особенности мероприятий по совершенствованию адаптационных процессов в различных организациях.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы адаптации персонала в организация разных типов
1.1 Понятие адаптации персонала
1.2 Виды и методы адаптации, особенности программ адаптации в разных организациях
1.3 Особенности мероприятий по совершенствованию адаптационных процессов в различных организациях
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ системы адаптации персонала
2.3 Проект совершенствования системы управления адаптацией персонала
Г.Гартман в свою очередь утверждал, что процесс адаптации не всегда является конфликтным. Таким образом, процесс адаптации включает как процессы, входящие в свободную от конфликтов зону Я, так и ситуации связанные с конфликтным восприятием различных факторов и процессов.
Таким образом, в ходе данного параграфа, мы рассмотрели основные подходы к понятию «адаптация», изучили структуру процесса социализации и его взаимосвязь с адаптацией.
1.2 Виды и методы адаптации, особенности программ адаптации в разных организациях
Если рассматривать адаптацию со стороны организации, то в широком понимании в организациях разных типов выделяют следующие её виды: [21, с.104]
- организационная;
- социальная;
- культурная;
- личная.
Также существуют два основных типа, направления процесса адаптации:
- процесс первичной адаптации, который заключается в приспособлении молодых кадров предприятия, которые не имеют профессионального опыта;
- процесс вторичной адаптации, который представляет собой приспособление работников, которые уже имеют опыт в профессиональной трудовой деятельности.
Если программа адаптации кадров предприятия является эффективной и успешной, то создается трудоспособная рабочая сила, обладающая высоким уровнем профессиональных способностей, происходит активный рост общей производительности предприятия.
Программа адаптации подразделяется на общую и специальную . Общая программа адаптации персонала подразумевает рассмотрение всей органи-зации – целиком, с включением следующих аспектов:
- Общая характеристика предприятия
- Основные направления кадровой политики предприятия
- Специфика оплата труда сотрудников предприятия
- Существующие дополнительные льготы
- Охрана труда и соблюдение техники безопасности
- Взаимодействие сотрудника предприятия с профсоюзом.
- Организация бытовых служб.
Экономические аспекты профессиональной деятельности. По окончанию прохождения общей программы адаптации осуществляется переход к специальной, охватывающей вопросы, которые касаются конкретного подразделения или работ подразделения, в чьи ряды вливается новичок, а также собеседования с не-посредственным руководителем.
Содержание специальной программы адаптации включает в себя:
- Специфика и функционал подразделения:
- Профессиональные обязанности и ответственность:
- Предполагаемая отчетная документация:
- Правила, процедуры, предписания:
- Знакомство сотрудников подразделения с новичком.
Таким образом, рассмотренные программы могут применяться как при первичной, так и при вторичной адаптации. При этом адаптация сотрудников предприятия, не имеющих опыта работы, включается в себя помимо информирования о специфике деятельности организации обучение работе, которую он будет осуществлять. В дальнейших исследованиях авторы намереваются оценить влияние организованного процесса адаптации персо-нала на сохранение и развитие уровня корпоративной культуры компании,
1.3 Особенности мероприятий по совершенствованию адаптационных процессов в различных организациях
Во многих организациях процесс адаптации будет тем более эффективным, тем когда осуществляется взаимодействие между опытными и молодыми работникам через следующие процессы:
- систему подбора и мотивации наставников;
- систему планирования адаптации новых сотрудников;
- систему контроля результатов программы наставничества.
Наставников необходимо грамотно отобрать из числа авторитетов организации по целому ряду критериев, подготовить их и мотивировать. Наставником может стать сотрудник, проработавший в организации более пяти лет, иметь глубокие специальные знания, большой практический опыт. Компетенции, которые должны выявиться при прохождении теста на место наставника:
1.Способность обучать – уметь структурировать имеющийся опыт работы и передать его новому специалисту, четко излагать необходимую информацию, подбирать эффективные способы инструктажа, предоставлять конструктивную обратную связь.
2.Ответственность – заинтересованность в успехах подчиненного, принимает личную ответственность за решение проблем, возникших при обучении, активно ищет способы развития навыков «новичка», оказывает необходимую помощь, поощряет к приобретению нового опыта и обмену идеями.
3.Умение мотивировать других – вдохновляет ученика на позитивное отношение к работе, содействует успешному достижению цели, безошибочно находит мотивирующие факторы и умело использует их.
4.Влиятельность – имеет кредит доверия со стороны партнеров по работе, обладает необходимыми навыками и личными качествами для оказания влияния на других.
Выявив достойных кандидатов в наставники, первое, что нужно сделать, это показать им возможную выгоду от обретения нового статуса в организации.
Механизм внедрения системы наставничества: необходимо в проект вовлечь и получить активную поддержку более влиятельных людей, например, главного инженера.
Когда система адаптации поставлена правильно, процесс вхождения нового сотрудника в организацию протекает быстрее и с меньшими затратами на адаптацию.
Что касается психологического климата, то стоит проводить чаще мероприятия по улучшению положительной атмосферы в коллективе.
Такими мероприятиями могут быть:
- привлечение коуча для проведения бизнес встреч;
- выездные корпоративы.
А так же можно применять психологические и социальные методы создания позитивного климата в коллективе. Среди них важно выделить:
Телесная психотерапия. Она базируется на понимании тесных взаимосвязей между явлениями в физиологии и психике. В особенности на том, что особенности личности заметны в жестах, движениях. Подобная психотерапия проявляется в создании в компании комнат для разгрузки психики);
Арт-терапия. Данная технология основывается на том, что внутреннее «я» людей проявляется в видимых образах, когда человек создает картины, скульптуры, рисует, не думая о собственном произведении, иными словами, спонтанно. Материалы, что получены в процессе борьбы с группой дают шанс выявлять уровни агрессии и других отрицательных чувств, способствуют решению конфликтов и налаживанию связей между сотрудниками. Арт-терапия применятся в сфере трудовой терапии и общественной реабилитации;
Группа «тренинг навыков». Эта группа отнесена к бихевиористскому ответвлению психологии. Подход к труду базируется на обучающей модели, установке целей, определении и оценивании поведения. Образцом выступают группы «тренинга уверенности». Так обучают навыкам планирования карьеры, принятия решений, развитию умений справляться со стрессом и совершенствования навыков социального взаимодействия.
Придумано еще немало иных способов и тренингов, которые направлены на формирование положительного климата среди сотрудников. На сегодняшний день в отдельных компаниях трудятся психологи. Они занимаются организацией психологических игр, тестирований, проводят занятия с работниками. Некоторые компании приглашают подобных специалистов со стороны. Это, конечно, позитивно воздействует на психологический и социальный климат.
2 Анализ практики адаптации работников в организации на примере АО «Национальный банк Взаимного кредита»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
Акционерный Коммерческий Банк «Национальный Банк Взаимного Кредита» (Акционерное общество) зарегистрирован в Главном управлении Центрального Банка Российской Федерации по г. Москве 09 февраля 1995 года.
В соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров 23.12.2015 г. наименование организационно-правовой формы приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации. Полное фирменное наименование Банка - Акционерный Коммерческий Банк «Национальный Банк Взаимного Кредита» (Акционерное общество). Сокращенное фирменное наименование Банка - АКБ «НБВК» (АО).
Банк является кредитной организацией, входит в единую банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также Уставом Банка.
Банк может осуществлять следующие банковские операции:
1. привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. размещать указанные в предшествующем абзаце настоящей статьи привлеченные средства от своего имени за свой счет;
3. открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
4. осуществлять переводы денежных средств по поручению физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. производить инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
8. выдавать банковские гарантии;
9. осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). Банк, помимо перечисленных выше банковских операций, вправе осуществлять следующие сделки:
10. выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
11. приобретать права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
12. доверительно управлять денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
13. осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
14. предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
15. осуществлять лизинговые операции;
16. оказывать консультационные и информационные услуги.
Отношения между Банком и его клиентами осуществляются на основе заключенных между ними договоров. Кредиты, предоставляемые Банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными действующим законодательством или договором.
Рассмотрим основные кредитные риски, которые делятся на три группы в зависимости от сферы их возникновения (см. табл. 1).
Таблица 1 - Классификация факторов кредитных рисков банковских организаций
Группы факторов |
Виды факторов |
1 |
2 |
Факторы, присущие внешней среде относительно банковских учреждений и контрагентов |
− нормативно-законодательное регулирование деятельности банковских учреждений; − нормативно-законодательное регулирование деятельности заемщика; − состояние развития экономики; − конъюнктура спроса на кредитные ресурсы и их предложения на финансово-кредитном рынке; − уровень конкуренции между банковскими учреждениями и контрагентами; − политическая ситуация в стране; − форс-мажорные обстоятельства (природные катаклизмы, военные действия и т. п.) |
Внутрибанковские факторы кредитных рисков |
− чрезмерная концентрация кредитного портфеля; − чрезмерная диверсификация кредитного портфеля; − отсутствие эффективных методов оценки и регулирования кредитных рисков по этапам кредитного процесса; − неадекватная оценка влияния факторов кредитных рисков; − низкий квалификационный уровень, компетенция и опыт работы специалистов |
Факторы, присущие деятельности заемщика |
− репутация заемщика; − капитал заемщика; − способность заемщика успешно вести дело; − кредитоспособность заемщика; − ликвидность обеспечения по кредиту и т. п. |