Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Теоретические аспекты гражданского общества и правового государства)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 5
Глава 2 Соотношение правового государства и гражданского общества
Исследование гражданского общества и правового государства приводит к выводу о том, что данные явления не способны функционировать по отдельности. С одной стороны, какие-либо характерные черты гражданского общества могут проявляться в любом государстве, а с другой стороны, правовое государство не может быть образованы без гражданского общества ввиду следующих ключевых причин:[8]
Гражданское общество есть совокупность индивидов, которые желают и могут руководствоваться идеями справедливости. И эти индивиды обладают высокой правовой культурой и следуют правовым нормам.
Государство невозможно ограничить правом, поскольку невозможно представить власть, которая не контролируется из вне, но при этом сама себя ограничивала своими законами. В этом случае этим элементов из вне выступает гражданское общество, которое способно направлять власть в необходимом направлении и способствовать, чтобы государство действовало в интересах всех общества.
Целью правового государства является удовлетворение потребностей не отдельных индивидов, а всего общества в целом. Помимо этого оно должно быть социальным государством и способствовать тому, чтобы граждане привлекались к участию и управлению государственными делами. Эту цель преследует и гражданское общество, которое стремится контролировать принимаемые политические решения, а также превратить общество в социально независимое.
Таким образом, такие явления, как гражданское общество и правовое государство, являются высоко идейными и важными понятиями теории государства и права. Они обладают огромной теоретической ценностью, поскольку от степени их реализации зависит уровень развития государства и общества.
Правовое государство обладает следующими признаками:
1. Принцип приоритета права, который состоит из следующего:
- право является преобладающим, что означает, что все вопросы рассматриваются с позиции закона;
- синтез общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
- необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
- наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Данный принцип является основой всех взаимосвязей гражданина с государством и с другими общественными организациями, иным индивидами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Абсолютность принципа правовой защищенности человека и гражданина заключается в том, что все взаимоотношения гражданина с государством должны базироваться исключительно на правовой основе. В случае если данные взаимоотношения вышли за пределы действия права, со стороны государства, это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.[9]
3. Принцип единства права и закона.
Особенностью правового государства является тот факт, что любой нормативно-правовой акт обязан быть правовым как по форме и наименованию, так и по смыслу и содержанию. Это пункт подразумевает под собой то, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Государственная власть может существовать в двух видах: в первом случае она может быть сконцентрирована у одного человека (монарха, например) или она может быть принадлежать группе лиц. Характерным для правового государства является демократически и чистый с точки зрения закона способ приобретения власти.
Законодательная власть, которая избирается всенародно, должна отражать суверенитет всего государства. При этом исполнительная власть, которая назначается представительным органом власти, должна заниматься реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.
Правовая система государства способствует тому, что индивиды действуют по принципу «разрешено все, что не запрещено», при этом подробно регламентируя правовой статус личности. С другой стороны, гражданское общества вкупе с правовым государством в максимально степени обеспечивает гражданину правовую защиту от посягательств государства на его права и свободы. Это заключается в том, что в правовом государстве действует принцип для государственных органов и их служащих "разрешено то, что дозволено законом".
Следовательно, индивид в гражданском обществе может проявить себя не только в тех рамках, которые определены законом, но и в общественной жизни. Так, например, гражданин может участвовать в органах местного самоуправления, в политических партиях и общественно- политических движениях, в общественных организациях.
Таким образом, правовое государство и гражданское общество являются взаимодополняющими сторонами (динамическую и статическую) правового общества. В данном обществе такие противоположности, как спонтанность и рациональность, свобода и порядок уравновешены.[10]
Заключение
Подводя итог по курсовой работе, следует сделать следующие выводы:
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству.
В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.
Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.
Правовое государство является частью правового общества. И в рамках нашего общества в настоящее время отсутствуют как привычки к справедливому разрешению социальных противоречий, так и практики, которая позволила бы образоваться этой практике. А по своей изначальной природе правовое государство предназначено для разрешения социальных противоречий.
Таким образом, ключевым принципом, лежащим в основе правового государства, является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. При этом каждая из ветвей власти выполняет свои функции и отвечает за свой круг вопросов. Однако вместе они в идеале формируют команду, которая способна обеспечивать гарантию того, что демократические права не будут нарушены. При этом, важным является то, что граждане государства обладают правом влияния на власть и контроля ее, а также корректировки ее действий.
Власть государственных органов в рамках правового государства подчиняется закону, как и вся деятельность все хозяйствующих субъектов. Эта подаконность дополняется тем, что в рамках данного государства признается за отдельным индивидом неотъемлемые и неприкосновенные права, которые предшествуют самому государству.
В качестве финального резюме стоит отметить, что правовое государство обладает несколькими общими и объединяющих всех членов гражданского общества правовыми основами. Эти основы являются надклассовыми и обладают общечеловеческим характером. Таким образом правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
В заключении важно отметить, что понятие правового государства включается в себя общечеловеческие ценности, которые были образованы в ходе долгого развития общества в рамках государства. Если говорить о российском пути развития, то очевидным является то, что для России, которая признала базовые общечеловеческие ценности, есть лишь один путь, представляющий собой формирование правового государства.
1.Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 1993.
2.Буряк. В. В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.
3. Тирацуян Р. Х. Проблемы формирования, функционирования и развития гражданского общества и его соотношения с правовым государством/Р.Х.Тирацуян// Вопросы гуманитарных наук. – 2013. - №2 (65).-с. 47-52.