Файл: Эффективность менеджмента организации (Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Эффективность менеджмента: основное содержание и особенности оценки
1.1. Сущность и понятие эффективности менеджмента
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации
2. Оценка эффективности и развития менеджмента ООО «ЦЕНТРСВЕТ»
2.1. Анализ деятельности ООО «ЦЕНТРСВЕТ»
2.2. Анализ системы менеджмента
2.3. Эффективность менеджмента
3. Повышение эффективности менеджмента организации
3.1. Предложения по рационализации управления организации
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Поддержание и повышение уровня конкурентоспособности предприятий в условиях роста конкуренции требует постоянного совершенствования системы менеджмента. В современных условиях хозяйствования на изменение эффективности менеджмента предприятий значительно влияет усиление влияния факторов глобализации и интеграции, интенсивно развиваются как на макро-, так и на микроуровне.
Оценка эффективности менеджмента позволит выделить основные направления концентрации усилий менеджмента, идентифицировать проблемные места развития системы, решить задачи совершенствования управления, своевременно вносить коррективы в деятельность системы менеджмента, укрепить доверие акционеров и других заинтересованных групп к менеджменту предприятия, определить адекватную инвестиционную стоимость и повысить инвестиционную привлекательность предприятия, стать основой плана его развития, наконец - оценить потенциал, компетентность менеджмента т а уровень развития предприятия.
Исследованием эффективности управления, методических подходов к ее определению посвящены труды таких зарубежных ученых, как: М. Альберт, М. Мескон, П. Друкер, Ф. Хедоури и др. Среди российских ученых следует отметить М. Нагорск, С. Румянцеву, Н. Соломатина и др.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «ЦЕНТРСВЕТ».
Предметом исследования является система менеджмента организации.
Цель написания курсовой работы – анализ эффективности менеджмента организации и поиск потей его повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность и понятие эффективности менеджмента;
- рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
- рассмотреть общую характеристику предприятия и дать оценку эффективности менеджмента ООО «ЦЕНТРСВЕТ»;
- разработать рекомендации по оптимизации эффективности менеджмента организации.
Теоретической базой изучения в курсовой работе применялись как отечественных, так и зарубежных авторов, по изучению эффективности менеджмента. Это работы таких авторов, как Веснин В.Р., Гавриленко В.М., Герасимов Б.Н., Короткова Э.М., Мескян М.Х., Рубаник Ю.Т., Шевцовой Е.А., Юкаевой В.С.
Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы. Структура курсовой работы следующая - работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Эффективность менеджмента: основное содержание и особенности оценки
1.1. Сущность и понятие эффективности менеджмента
Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения эффективности данной деятельности, использования при этом специфических измерителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие «эффективность менеджмента». Актуальность данной проблемы объясняется многими факторами, к числу которых следует отнести [17, c. 23]:
- рост удельного веса и значимости управленческого труда в совокупном результате производственной (коммерческой деятельности);
- рост численности административно-управленческих работников;
- возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.
Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны дан нот процесса.
Очень часто понятие «эффективность» отождествляется с понятием «результативность», что в корне неверно. Результативность - способность добиваться результата. Эффективность - более емкое, многоаспектное понятие.
Эффективность менеджмента выступает также как некая условность, символ, результат функционирования системы менеджмента, к которому необходимо стремиться.
Организация может быть успешной, а управление ею - результативным и эффективным, если он достиг своей цели.
Менеджмент можно назвать результативным при таких основных условиях: организация достигла результатов, в которых в значительной мере реализована общая цель или миссия организации; организация достигла запланированных конечных результатов деятельности; организацией достигнуто соответствующего уровня развития, созданы условия стабильного функционирования в будущем; организацией достигнуто результативности по каждой составляющей потенциала предприятия.
То есть результативность менеджмента характеризует степень достижения предприятием запланированного (ожидаемого) состояния, уровня развития или степень приближения к нему.
Эффективность менеджмента предлагаем рассматривать как результативность в достижении целей, обеспечении социально-экономического эффекта с оптимальными затратами на управление и использованными ресурсами. Такими целями могут быть: увеличение прибыли, повышение уровня конкурентоспособности предприятия, расширение рынков сбыта товаров и услуг и увеличение доли рынка, улучшение финансового состояния предприятия и обеспечения предпосылок его устойчивого и стабильного развития. Обобщая проведенные исследования, предлагаем под эффективностью менеджмента понимать результативность деятельности предприятия и достижение соответствующего уровня развития.
Проведенные исследования позволили обобщить методические подходы к оценке различных видов эффективности менеджмента предприятия (табл. 1).
В рыночных условиях эффективность менеджмента организации как открытой системы имеет две основные формы - внутреннюю и внешнюю.
Таблица 1
Виды эффективности менеджмента предприятия и особенности их оценки
Вид |
Основное содержание |
Показатели и результат |
Экономическая |
Характеризует относительный прирост результативности деятельности предприятия по сравнению с установленной базой путем сопоставления результата и затрат в стоимостном выражении |
Характеризуется показателями, которые отражают построение и функционирование систем менеджмента, в частности: уровнем автоматизации рабочих мест управленцев, уровнем разработки инструктивного и нормативного материала, общим диапазоном менеджмента, уровнем технической вооруженности управленцев т.д. |
Административная |
Связана с совершенствованием процесса администрирования процессами производства и реализации продукции или оказания услуг |
Показатели: эффективность управленческого труда менеджера; эффективность организации труда аппарата управления; эффективность организации управления предприятием и его подразделениями. Характеризуя показатели эффективности администрирования, прежде всего следует обратить внимание на качественные характеристики управленческого персонала предприятия (администрацию, аппарат управления). К показателям, которые характеризуют эффективность работы в сфере административного управления, также относятся: • снижение трудоемкости обработки управленческой информации; • сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации; • сокращение затрат рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления. Результат - повышение оперативности принятия управленческих решений, улучшение процесса планирования, регулирования, координации и контроля результатов деятельности. Рост административной эффективности менеджмента связано со специализацией, кооперированием и концентрацией управления организацией, рациональным распределением управленческих полномочий. |
Продолжение таблицы 1
Технико-технологическая |
Заключается в повышении научно-технического и технологического уровней производственного (операционного) процесса |
Показатели уровня прогрессивности используемого оборудования и оборудования, современных информационных технологий |
Социальная |
проявляется в трех аспектах: 1) гармоничное развитие определенной системы отношений между работниками предприятия, организационной культуры, социальной структуры коллектива, росте уровня удовлетворенности трудом, формировании благоприятного морально-психологического климата и повышения качества материально-бытового обеспечения работников; 2) удовлетворение потребностей населения в отношении качества, объемов и ассортиментной (видовой) разнообразия производимых и своевременно предложенных предприятием в реализации продукции, товаров и услуг, их ценовых характеристик; 3) степень лояльности взаимоотношений между бизнесом и группами местного населения, на территории проживания которого функционирует предприятие. Эффективность менеджмента в этом случае достигается при условии соблюдения принципов социальной ответственности бизнеса |
Показатели, характеризующие общие условия труда в организации: морально-психологический климат; уровень конфликтности в коллективе; степень удовлетворенности работников своим трудом; нервно-эмоциональная нагрузка; уровень заболеваемости работников; уровень травматизма работников; температурный режим в рабочих помещениях; освещенность рабочих мест; внутренняя культура на предприятии; уровень механизации и автоматизации труда. |
Таблица составлена по:
Внутренняя форма эффективности менеджмента отражает эффективность использования ресурсного потенциала, компетенций персонала и других внутренних возможностей организации, собственную оценку результативности деятельности предприятия, его рентабельность и производительность на основе управления затратами и капиталом.
Внешняя форма эффективности менеджмента проявляется в эффективности использования рыночного потенциала организации; определении структуры общественных потребностей и обеспечении необходимой степени удовлетворения их предприятием; уровня качества, ценности и полезности произведенного и реализованного продукта; обеспечение социальной ответственности организации. Внешняя эффективность менеджмента характеризует также долю предприятия на рынке и направления ее трансформации, возможность создания новых сфер предпринимательства и вхождения на новые видовые сегменты рынка, потенциальные возможности предприятия на рынках готовой продукции и ресурсов.
1.2. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации
На эффективность управления влияют различные факторы, среди которых определяем:
• умственные и физические возможности человека, его способность осуществлять управленческую деятельность;
• обеспеченность средствами производства и способность их рационально использовать;
• социальные условия, способствующие раскрытию творческих способностей отдельного работника и коллектива в целом; совокупное влияние предыдущих факторов, усиленных их интеграцией.
Значительное влияние на эффективность управления осуществляют такие факторы, как: участие в управленческой деятельности коллектива, улучшение качественного состава работников управления, научная организация труда и др.
На эффективность управления влияет также иерархичность, что иногда приводит к тому, что факторы, которые существенно влияют на результаты производственно-хозяйственной деятельности, остаются за пределами компетенции органа, который непосредственно управляет данным объектом (например, несвоевременные поставки по вине поставщиков, недостатки в сбалансированности производства и потребления по вине других органов негативно влияют на эффективность управления).
По содержанию различают факторы организационные, экономические, социально-психологические, технические, физиологические [7, c. 35].
В зависимости от масштаба действия факторы можно подразделить на: народнохозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
По форме воздействия различают факторы прямого и косвенного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
По продолжительности воздействия выделяют факторы, которые действуют непродолжительное время, и факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени.
При этом одни факторы связаны с эффективностью менеджмента прямой зависимостью, другие - обратной.
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
Но характеру воздействия различают факторы интенсивные и экстенсивные.
Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, это: совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления.