Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
При отсутствии признаков объективной стороны проблема о субъективной стороне не может возникнуть, т.к. последняя живет только в непосредственной связи с первой. А это значит, что образовывается барьер для возникновения произвола, что служит гарантией легитимности и правосудия не только уголовных делах, но и во всех прочих правонарушениях.
СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Необходимым признаком стороны состава преступления выказывается субъект правонарушения.
Субъектом преступления, является лицо, произведшее воспрещенное общественно опасное действие и при этом способное нести установленную ответственность[19], т.е. характеризующееся показанными в законодательстве приметами:
1. вменяемость,
2. достижение определенного законодательством возраста,
Положение в том, что субъектом правонарушения возможно лишь физическое лицо, выливается из ряда статей УК. В частности, в ст.11-13 УК РФ изъясняться о том, что субъектами правонарушения и уголовной ответственности могут быть такие лица как: граждане РФ, иностранные граждане, а так же лица не имеющие гражданства. В связи с чем, можно сделать вывод о невозможности стать субъектами преступления юридическими лицами.
В теории, вопрос ответственности юридических лиц не стоит. Подобное исключение содержится исключительно в области уголовного права. В других правовых отраслях, ответственность юридических лиц не только идет наравне с физическими, но и в ряде случаях идет и более тяжёлая ответственность.
Субъект преступления это обязательно вменяемое лицо, что означает способность осознавать характер и общественную опасность своих поступков, либо же руководить ими.
Уголовное законодательство определяет установленный возраст (ст.20 УК РФ), по достижении которого возможно привлечение к уголовной ответственности. Часть 1 ст. 20 УК РФ определяет 16-летний возраст, часть 2 предусматривает в ряде случаев и 14-ти летний возраст. (Убийство, похищение человека и т.д.)[20]
Эти признаки являются совместными юридическими элементами субъекта преступления. Они неукоснительны, и отсутствие любого означает отсутствие как правонарушения, так и преступления.
В ряде случаев, устанавливается ответственность лиц, которые обладают еще и дополнительными признаками, ряд которых определяет субъект. Эти признаки делают такое лицо специальным субъектом преступления.
Как уже упоминалось, субъектом преступления возможно только вменяемое лицо, то есть имеющее сознание и волю, а так же способно руководить собственными деяниями и постигать их. Представление о невменяемости складывается из следующих критериев: юридического и медицинского.
Юридический критерий подразделяется на два признака: интеллектуальный и волевой. Для признания присутствия юридического критерия необходимо установления хотя бы одного из таких признаков - либо интеллектуального, либо же волевого.
Наличие лишь только юридического признака не является причиной для признания такого лица невменяемым. Нужно определить то, что лицо не понимало фактического характера своих действий, а так же не могло руководить ими прямо по тем причинам, что касаются медицинского характера.
Медицинский критерий можно подразделить на такие признаки как психические расстройства хронического характера (шизофрения, эпилепсия, маникально-депрессивный психоз и т.д.); слабоумие (снижение или полный упадок психической деятельности); временное психическое расстройство (патологическое опьянение, реактивные симптоматические состояния и т.д.), иное болезненное состояние психики.
Исключительно совокупность юридического и медицинского критериев дает причину для установления лица невменяемым, а так же освобождения его от ответственности. Вывод о состоянии вменяемости лица или же его невменяемости делает суд. Проведение экспертизы непременно нужно для оценки лица при возникновении колебаний по поводу вменяемости.
Состояние невменяемости обусловливается только к моменту свершения правонарушения. Невменяемое лицо нельзя признать субъектом преступления, однако при этом ему возможно назначить принудительные меры медицинского характера, которые при этом не являются наказанием (ст.21 ч.2 УК РФ).
Специальный субъект обозначается рядом дополнительных. Такие признаки можно систематизировать следующим образом:
1. по гражданству (ст. 276 УК РФ - шпионаж),
2. по половому признаку (ст.131 УК РФ - изнасилование),
3. по возрасту (ст.150 УК РФ - вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления),
4. по семейным взаимоотношениям (ст.157 УК РФ - злостное уклонение от уплаты средств на содержание)
5. по установленному должностному положению (ст.143 УК РФ - нарушение техники безопасности),
6. по другим основания (свидетели, переводчики - ст.307 УК РФ[21]).
Признаки специального субъекта выступают в качестве конструктивных признаков состава; квалифицирующим признаком, который образует состав преступления при отягчающих обстоятельствах.
Субъект в составе правонарушения имеет непосредственное значение и является необходимым элементом во всех правонарушениях. Охарактеризовав субъект правонарушения, можно полноценно понять содержание самого правонарушения, дать справедливую оценку, а так же дать разумную реакцию на такой факт.
СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Если упоминая объективную сторону преступления и упоминая то, что это внешняя характеристика преступления, то касаясь субъективной стороны - это психическое отношение какого ли то ни было преступника к совершенному им правонарушению. К таким признакам, которые образуют субъективную сторону относят вину, мотив и цель преступления, эмоциональное состояние личности в момент свершения преступления.
Виной считается психическое отношение лица к свершенному им деянию, а так же последствиям в форме умысла и неосторожности. Соответственно ч.1 ст.24 УК РФ виновным в преступлении признает лицо, которое совершает такое деяние умышленно или же по неосторожности. Сам умысел, так и неосторожность показываются соответствующими формами вины. Такие формы психического отношения формулируют антисоциальное, либо иное другое негативное отношение виновного к различным интересам охраняемым уголовным законом.
Вина содержится в предмете доказывания при производстве расследования, а так же судебного слушания.
Умысел подразделяется на прямой и косвенный (ст.25 ч.1 УК РФ[22]). Согласно этому, преступление сознается совершенным с прямым умыслом, если правонарушитель уяснял общественную опасность, а так же предвидел возможность наступления последствий при этом желая их наступления. Для установления прямого умысла применяется понятие содержания интеллектуального и волевого элементов психики. Интеллектуальный момент выражается в том, что лицо понимает общественную опасность собственного деяния и предвидит наступление его вредных последствий. Волевой момент характеризуется жаждой наступления преступных последствий. Такое отношение определяет целеустремленность деятельности такого лица.
Косвенным признается такой вид умысла, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало их либо относилось к ним безразлично (ч.3 ст.25 УК РФ). То есть при косвенном умысле виновный хоть и предвидит возможность наступления опасных последствий, но не желает, чтобы эти последствия наступили. Если нежелание последствий (надежда на их не наступление) не связана с расчетом на реальные конкретные обстоятельства, способные предотвратить наступление преступных последствий, налицо волевой момент косвенного умысла в виде сознательного допущения наступления последствий.
Разделение умысла на прямой и косвенный, имеет существенное значение для квалификации преступлений и установления наказания. Преступления с формальным составом могут быть свершены непосредственно только с преступными умыслом.. Психическое отношение виновного учреждается лишь с фактом его деяния и выражается при этом, в сознании общественной опасности деяния.
Умышленные преступления более распространены, чем неумышленные. Но при этом число вторых возрастает. Неосторожность - это особенная форма вины. По неосторожности могут быть произведены преступления только с материальным составом. В УК РФ[23] предусмотрены такие виды неосторожности как легкомыслие и небрежность. По ст. 26 ч.2 УК РФ легкомыслие означает то, если лицо предвидело вероятность наступления последствий, но без неполных на то оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение. Психическое отношение к таким последствиям также формируется из интеллектуального и волевого моментов. Интеллектуальный охарактеризовывается тем, что лицо предвидело вероятность наступления результатов, а волевой - неосновательным расчетом на предотвращение этих результатов.
Другой разновидностью неосторожной вины является преступная небрежность, что означает то, что лицо не предугадывало возможности наступления общественно опасных последствий таких деяний, хотя при нужной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их провидеть (ст.26 ч.3 УК РФ). Интеллектуальный момент преступной небрежности выделяется от интеллектуального момента как умысла, так и преступного легкомыслия - он характеризуется отсутствием в сознании виновного оценки своего поведения как общественно опасного[24].
Признаком субъективной стороны показывается мотив и цель преступления. Мотив - это побуждение лица которое совершило преступление. Но не менее существенное доказательное значение имеет и определение цели преступления - итог, которого стремится достигнуть лицо, делающее преступление. Между мотивом и целью постоянно наблюдается внутренняя связь. Именно цель обращает влечения внутри психики в поводящие мотивы. От цели зависит и вид занятия, ее способ и средства.
Мотив имеет существенное доказательное значение. Нужда установления мотива обуславливается надобностью установления истины. Грабеж, скажем, при установлении хулиганских побуждений обращается в хулиганство, убийство - в необходимую оборону, и т.д. Мотив постоянно входит в предмет доказывания.
С проблемой вины, естественно, спаян вопрос об ошибке, а так же ее влиянии на ответственность. Ошибка - это заблуждение лица, свершившего деяние, сравнительно юридического и фактического характера. Наиболее распространенным, показывается разделение ошибок на юридические и фактические.
Юридические - заблуждение лица сравнительно юридической характеристики сделанного им действия и его правовых результатов: незаконности деяния, правовой квалификации, вида и величины наказания. Юридическая ошибка не действует на форму вины и уголовную ответственность, в ряде случаях, при этом, может играть роль смягчающего обстоятельства.
Фактическая ошибка - это заблуждение лица касаемо обстоятельств, которые характеризуют объективные признаки состава преступления, производящие основной состав в более тяжкий: в объекте, объективных свойствах деяния, в средствах, в предмете посягательства и других элементах.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что вина является непременным и основным элементом субъективной стороны. Без самой вины нет, и не может быть состава правонарушения. Виновная ответственность поднята в один из основных принципов Уголовного Кодекса (ст.5 ч.1 УК РФ)[25], и при этом подобная концепция виновности, распространяется и на многие прочие правонарушения.
Все различные виды правонарушений по уровню их общественной опасности можно разделить на преступления, а так же проступки.
Преступление.
Несомненно, опаснейшим видом правонарушений можно выделить преступления. Что можно понять под преступлением, это определяет Уголовное законодательство[26], принимаемое высшим законодательным органом. Государственный законодатель, решая вопрос об отнесении деяния в категорию преступлений, в своей работе руководствуется определенными критериями:
1) степень общественной опасности;
2) величина причиненного вреда (ущерба);
3) важность охраняемого законом правоотношения;
4) способ, время и место совершения саоответствующего преступления;
5) личность уголовного правонарушителя;
6) установленная санкция за совершенное общественно опасное деяние, рассматриваемое как преступление.