Файл: . Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственное устройство – одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного, социального института, каким является государство.

Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание. Работы, так или иначе затрагивающие различные аспекты обозначенной темы, можно условно разделить на две группы. К первой относятся труды, в которых государственное устройство рассматривается в качестве составной части боле широких тем.

Ко второй относятся работы (в основном статьи), непосредственно посвященные той или иной проблеме государственного устройства. Наиболее обстоятельное освещение вопроса содержится в публикациях Лысенко В.Н., Тадевосян Э.В., Крылова Б.С., Синюкова В.Н[1].

Сформулировать понятие «государственное устройство» и попытаться проанализировать его формы – цель данной работы.

Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач:

дать определение «государственному устройству» и рассмотреть различные классификации видов государственного устройства;

проанализировать особенности форм государственного устройства.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, основной части, включающей четыре главы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия

Обращаясь к государственному устройству, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.


Об этом последнем – территориальном – устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организации государства.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на определенной территории, там же проживают граждане (поданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создание страховых запасов, развитие информационных систем общения, передачи управленческих воздействий и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствованные, политико-правовые подражания, колониальные воздействия, политические интересы и многое другое влияет на территориальную организацию государств.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государства на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Политико-территориальное устройство государства – это организация государственной (а не иной) власти по территориальному признаку. Такое понятие характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями. Имея в своей основе властных характер, эта организация является политической. Даже выполняя задачи экономического районирования (например, при административно-территориальном делении), учитывая исторические, этнические факторы, традиции и др., такое устройство, в конечном счете, имеет в виду политические цели»[2]. Этим оно отличается от определенных географических понятий (например, Сибирь), экономических зон (например, соглашение областей Поволжья по экономическим вопросам), регионов и региональных объединений (например, Преображение Урала или Сибирское соглашение).


Государственное устройство следует отличать от состава государственной территории (в понятие государства входит не только суша, вода и воздушный столб над ними, но и подвижная территория, например, военные корабли). Многие Конституции, характеризуя состав государственной территории, называют ее составные части (например, в Филиппинах – архипелаг, острова, недра и др., На Кубе – прилегающие острова и рифы, в Намибии – некоторые бухты и порты, в Конституции Китая говорится, что Тайвань – часть территории КНР и т.д.). Эти части далеко не всегда представляют собой особое политико-территориальные или административно-территориальные образования, а зачастую являются лишь географическими или экономико-географическими единицами.

Учитывая вышеизложенное, представляется возможным дать следующее определение. Государственное устройство – это внутреннее национально-территориальная организация государственной власти, деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Сложные органы, по мнению авторов, представляют собой «союз государств или состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью».

Арановский К.В. считает, что виды форм государственного устройства следует выделить, опираясь на разные критерии. Исходя из этого, автор предлагает три классификации государства по форме государственного устройства.[3] Первая предлагает деление их на унитарные и федеративные:

В основе второй классификации, предложенной К.В. Ароновским, лежит отношение государства к политическим объединениям. Причем последние он делит на союзы государств и союзные государства. Союзы государств могут быть равноправными (основанные на договоре) и неравноправными (объединенными под властью монарха).[4]

Наконец, Арановский К.В. выделяет государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.[5]

Интересным представляется подход к рассматриваемой проблеме Т.В.Кашаниной и А.В. Кашанина, авторов учебника «Основы российского права». По их мнению, формы государственного устройства следует рассматривать, сгруппировав в две большие подгруппы: формы внутригосударственного устройства и формы межгосударственного устройства. Формы внутригосударственного устройства всего две: унитарное государство (где «имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти»[6]) и федеративное государство (добровольное соединение такие нескольких ранее страны самостоятельных государственных одних образований в единое Малько государство»[7])


Что определить касается формы делении межгосударственного устройства, дисциплине авторы выделяют выводы добровольные и насильственные вопросы межгосударственные объединения. К принципе добровольным формам суд объединения государства управленческих они относят: представляет конфедерации, содружества, действий сообщества, ассоциации. К основной насильственным – союзы и способствовать империи.[8]

В целом комплексом формы государственного основном устройства видится понимают авторам так:

образование Наиболее распространенным, короны представляется, является контроль подход в соответствии с Исходя которым по компенсационные форме государственного унитарные устройства государства разных подразделяются на национальные унитарные и федеративные. Отметим Некоторые ученые – союзного юристы выделяют привило еще один на вид формы Право государственного устройства – бытовыми конфедерацию (хотя и признают, форме что формально которым она не развития является государством). транспортные Чиркин В.Е., Клименко А.В., виновниками Румынина В.В., Матузов Н.И. и прямой Малько А.В. Баглай М.В. к типу тому же виды особо выделяют наличием автономию (как внутреннее выборов самоуправление районов Колибаб государства, отличающихся Федерации географическими, национальными, новых бытовыми особенностями) и применения так называемые вопросы регионалистическое (региональное) государство содержание как переходную переходную форму от недопустимо унитаризма к федерализму.

Государств Сделаем выводы.

распространенным Государственное устройство – три это внутренняя, властные национально-территориальная организация властью государственной власти, назначения деление территории построенные государства на Ко те или перечень иные составные предложенной части, их насильственным правовое положение, перед взаимоотношение между национального государством в целом и унитарном его составными централизованной частями.

Существует действия множество подходов к делит классификации форм однопалатные государственного устройства. Мексика Наиболее распространенным путем является деление Бабаев форм государственного рассмотрение устройства на Тайвань унитарные и федеративные.


 Глава 2 Унитарное передается государство: понятие и трем признаки

Унитарная самостоятельных государственность – самая спецификой распространенная в настоящее полномочий время форма форму государственного устройства. Среди Унитаризм свойственен восточные подавляющему большинству суверенными государств, которые Преображение образовались после один распада колониальной факторов системы. Унитарными освещение могут быть и ниже крупные развитые и последние среднеразвитые государства (Великобритания, самоопределение Франция, Италия, учебника Япония, Китай, Участие Египет и др.)

войны Термин «унитарное государство» авторам происходит от правовые латинского слова «унус», второй что значит около один, единственный. представительства Унитарное государство – правами это единое изменятся государство, не полностью разделенные на демократии более мелкие Национальные государственные образования, а союзниками состоящее, как собрание правило, из вода административно-территориальных единиц (губерний, дать областей, провинций и т.д.). даже Лишь некоторые отдельными очень мелкие одного государства, преимущественно в Бесспорным Океании, Карибском деление бассейне, не подтвержден делятся на штат административно-территориальные единицы (Науру в сборы Океании, Бахрейн в культурные Азии, Мальта в конституцией Средиземном море, присоединения Аруба в Карибском признается бассейне и др.). Союзы Как правило, членов все это строй мелкие острова.

руководство Среди авторов, содружества занимающихся этой конфедерации формой государственного конечном устройства, нет Клименко принципиальных расхождений относительно по поводу уходит того, что Обращает представляет собой детальную унитарное государство и союзными каковы его Бабаев основные признаки и группы черты.[9] Все асимметрия исследователи исходят признание из того, образований что унитарное обладают государство – это привилегии всегда единое далее государственное образование. В предполагает данной форме литературе только один выборной субъект обладает территориях государственностью – само образовываться государство. Оно его является единым ресурсов политическим центром Глава общества. Только случае ему присущ координационными государственный суверенитет.

Единый договором государственный суверенитет силу подтвержден основным Некоторые законом, конституцией. Малько Основной закон используют закрепляет исключительную и Германской нераздельную государственность запрете на всей перераспределении территории страны. свою Территории, входящие в выборной состав унитарного компенсационные государства, политической духовные самостоятельности не Топорнин имеют, не именно являются суверенными.