Файл: Теоретические основы формирования стиля руководства в 5 организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». На мой взгляд, данная тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, чаще всего, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению их способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неподходящего стиля руководства организации можно ухудшить эффективность коллектива.

Часто считают, что  умение   руководить   - это   качество, которое человек получает от рождения или не получает вовсе. Такая посылка ошибочна: искусству руководить можно научиться. Современный руководитель должен быть «универсальным».

В данной работе мы попробуем рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем некоторые типы (авторитарный, демократический и либеральный) приведем минусы и плюсы, данных стилей.

На примере взятой организации, ООО «Линия 7», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и попробуем дать рекомендации по изменению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объект  дистрибьютор - поставщик ООО «Линия 7».

Предмет исследования.  Стиль руководства, который применяется руковоителем данного рпедприятия.

Цель работы.  Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации - ООО «Линия 7».

Задачи:

  • Рассмотреть составляющие менеджмента.
  • Дать характеристику объекта исследования.
  • Проанализировать стиль руководства данной фирмы.
  • Предложить рекомендации по улучшению данного стиля руководства.

Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования

Для продуктивного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях хода работы руководителя. Функционирование и развитие, как формальной системы организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива связаны с продвижением руководителей в организации (ее подразделениях и филиалах) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.


Руководитель - категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании.

Стиль руководства (управления) - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов продуктивной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.

Стиль руководства - явление индивидуальное, определяется определенными характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, специфику принятия решений.

Лидер -лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием

Лидерство - доминирование одних членов группы над другими[19].

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому  лидер   получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Руководство - процесс управления и контроля деятельности организации или группы лиц. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс.

Отличие руководства от лидерства

Руководство

Лидерство

1. Официально регулирует отношения группы

1. Регулирует межличностные отношения в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (как малая группа)

3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3. Возникает стихийно

4. Стабильность

4. Зависимость от настроения группы

5. Более определено санкциями

5. Менее определено санкциями

6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [5, с. 232-233]:

  • Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, профпригодности, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
  • Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
  • Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [5, с. 233-234].

Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - личность, обладающая определенными способностями. Каждый руководитель является создателем стиля управления, который он применяет на практике.

1.2 Классификация стилей руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дают теории, которые были основаны на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству производительность определяется не только личными качествами руководителя, но и в большей мере его манерой действия и общения по отношению к подчиненным.

Немецкий психолог К. Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный) [9, с. 109].

Авторитарный стиль управления.

 Авторитарный   стиль   управления   -   стиль   руководства, при котором руководитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управлет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.

Руководитель сам принимает решения, не давая возможности на инициативу, резок, категоричен, всегда распоряжается, никогда не просит.

Особенности стиля:

Преобладающие методы руководства распоряжения, указания, приказы, угрозы, выговоры, лишение льгот. Пожелания, предложения и мнения сотрудников во внимание не принимаются.

В общении с людьми преобладает неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.

Интересы деятельности ставятся значительно выше интересов людей.

Характерны догматизм и банальность решения.

Приемущества стиля:

  • быстрота принятия решения;
  • полнейший контроль исполнения;
  • максимально возможная эксплуатация ресурсов;
  • низкий уровень требования к уровню квалификации сотрудников.

Недостатки стиля:

  • высока вероятность неверных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением (должностью) в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат (интриги, «подхалимы», «козлы отпущения») обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья [13, с. 135 - 136].

Этот стиль может быть продуктивным часто только в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления.

Демократический стиль управления - стиль  руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.  

Руководителю присуще вежливость, доброжелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои собственные мнения по разлиным вопросам, не опасаясь какой-либо оговорки либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески поощряется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат[17].

Приемущества стиля:

  • побуждение инициативы;
  • используется профессиональный и творческий потенциал;
  • в коллективе складываются доверительные отношения.

Недостатки стиля:

  • ослабивает контроль;
  • решения обсуждаются , что замедляет оперативность.

Имеются две разновидности демократического стиля руководства:

Партисипативный  или совещательный стиль предполагает, что большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель, советуясь с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных [7, с. 496];

Консультативный  или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными [15, с. 307].

Либеральный стиль руководства.

Либеральный стиль руководства - стиль  руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных..


Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными [15, с. 309].

Работники пренадлежат сами себе, руководитель не вмешивается в их работу.

Приемущества стиля:

  • инициатива исходит исключительно от работников;
  • раскрываются творческие способности сотрудников.

Недостатки стиля:

  • практически отсутствует контроль;
  • возникают неформальные лидеры и группы:
  • появляется возможность реализации корыстных целей работников;
  • низкая производительность работы.

Основные методы влияния - уговоры и просьбы.

Данный стиль легко трансформировать в бюрократический.

1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией

По словам Ф. Тейлора, «управлять - это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. Управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.» [18].

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, который бы устраивал всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается постепенно подсознательно, пока не определится результат приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее продуктивное и правильное решение [6, с. 196].

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других) [19].

Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.

  • Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю[19].
  • Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:
  • ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание конкретно сформулированы и доведены до исполнителей;
  • множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;
  • обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
  • специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений [1, с. 98].