Файл: Основные теоретические аспекты лидерства и командообразования.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА, ФУНКЦИИ ЛИДЕРА
ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМЫ И ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОМАНДЫ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДА СОТРУДНИКОВ САЛОНОВ СВЯЗИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО РТК
2.2 АНАЛИЗ РОЛИ ЛИДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
В создании отдельной команды раскрывается процесс формирования эффективного коллектива. Создание команды дает возможность сформировать сильную связную единицу, имеющую общую устремленность и цель. Необходимо включить координирование членов команды, чтобы увеличить её эффективность. При построении команды нужно раскрыть сильные и слабые стороны отдельных личностей группы.
Построение команды является лучшим выбором для компании, так как давно доказано, что группа рабочих единиц трудится лучше и больше, чем один человек. Несколько людей имеют определённо больше энергии, чем один человек.
Производственная эффективность команды в основном зависит от отношений и настроя работников внутри нее. Сотрудничество при формировании команды имеет максимальное значение. Члены группы имеют различные знания и навыки, которые координируются внутри группы для достижения общей цели, они создают стратегию для решения различных рабочих задач. [20][8]
Имеется несколько возможных способов формирования эффективной команды. Чтобы грамотно создать компетентный коллектив, нужно четко представлять себе цели и задачи, поставленные перед сотрудниками.
Каждому работнику необходимо знать, какими является его задачи внутри группы. Любой работник обладает одной или более определённой способностью, которую можно эффективно использовать, что позволяет достигнуть максимальных результатов для команды. Одной из самых положительных сторон формирования команды является то, что сотрудники несут большую ответственность за свою деятельность.
В последнее время исследованию формирования команды стали уделять гораздо больше сил и не только корпоративные организации, а также разные институты образования, группы по самоусовершенствованию, социальные предприятия и другие. Командообразование оказывается, как правило, не только увлекательным, но и является фактором объединения отдельных личностей в группе. Это даёт возможность людям расти в социальной сфере, люди разных возрастных групп находят общий язык. Эти навыки и знания помогут им в дальнейшей повседневной жизни.
В нынешнее время в условиях постоянного развития и соревнований работа в команде является самым правильным выбором. Благодаря работе в команде можно многому научиться. В сформированной команде имеется возможность высказаться всем участникам, появляется большая вероятность контактировать с другими участниками группы, делиться знаниями и опытом не только в рабочей сфере, но и в остальных областях.[19][9]
Формирование команды - это беспристрастный ответ на индивидуальные провалы. Если человек не состоялся в рабочей сфере как отдельная личность, то работа в команде, скорее всего, даст возможность открыть внутри себя новые горизонты и достигнуть необходимых целей. И самое главное эффективная сформированная команда помогает стать увереннее в себе, участники сплоченной команды поддерживают друг друга, мотивируют друг друга, с помощью конкуренции или вдохновения побуждают преодолевать новые высоты.
Итак, в моем понимании, эффективная команда - это такая группа людей, сотрудников, чье количество соответствует необходимому числу для выполнения поставленных задач, в составе которой имеются люди с различными чертами характера, образом жизни и мышления, чьи нормы и правила соответствуют позиции организации и формированию положительного морального духа, где правильно соблюдены целевые и социальные роли и где нет отдельного доминантного статуса членов группы.
Стоит обозначить ключевые условия формирования команды на начальном этапе:
Каждый член команды четко знает цели, ради достижения которых совместно трудится команда. [21][10]
Распределены роли и функции, о которых знает каждый участник группы.
Организационная структура команды соответствует масштабам поставленных задач.
В группе проработаны стратегии и методы, которые участники готовы совершенствовать в дальнейшем.
Предполагается самодисциплина, которая дает возможность использовать правильно время и ресурсы для работы.
Имеется необходимое время, место и возможности для обсуждения ключевых вопросов.
Члены команды хотят сотрудничать друг с другом, поддерживать друг друга.
Команда готова преодолевать преграды и преодолевать трудности на пути к достижению цели.
Необходимые принципы, которые обеспечивают деятельность команды:
Сотрудники являются квалифицированными в своей рабочей сфере и готовы решать проблемы, используя свои специфические знания и навыки;
В совокупности таланты и навыки участников превышают те же показатели у каждой личности отдельно;
Участникам более интересно выполнять поставленные задачи, если они сами могут влиять на рабочую деятельность команды, участвовать в принятии решений ;
У каждого из участников есть нереализованный творческий потенциал, который можно использовать для участия в проблемных зонах.
Препятствия к созданию эффективной команды:
Неясные или неправильно поставленные цели;
Отсутствие координирования деятельности команды;
Негативный и подавляющий настрой;
Коммуникационная перегрузка;
Отсутствие анализа ситуации или неполное ее видение.
Команда является более эффективной при следующих условиях:
Координирование деятельности, постановка задач и разработка стратегии в условиях неопределенной среды;
Многообразие и размытость критериев отбора стратегических вариаций;
Деятельность направлена на одновременную реализацию нескольких стратегий;
Есть необходимость координации сложной деятельности;
Большой разброс во мнениях сотрудников, касающихся оценки альтернатив стратегии;
Присутствие противостояния мнений заинтересованных позиций;
Высокая степень сопротивления стратегическим нестабильностям.
Эффективность деятельности рабочей группы зависит от:
Контроля количества членов командного состава;
Распределения функциональных обязанностей членов группы;
Координирования рабочих ролей участников командной деятельности.
Взяв за основы управление этими типами командной работы, можно отслеживать результаты рабочего процесса, повышая эффективность группы и расширяя границы успешности.
Первое: влияние на эффективность деятельности команды с помощью управления количеством членов командного состава. [23][11]
Опыт большинства управляющих компаний показывает, что слишком большой или слишком маленький количественный состав команды не будет таким эффективным, как наиболее оптимальное для решения задач количество сотрудников в команде, хотя, как правило, стремление как к увеличению численности членов группы, так и к его уменьшению её оправданно. В первой ситуации увеличение числа квалифицированных работников увеличит объемы и количество выполнения задач. Во второй - увеличивается скорость коммуникативных связей между участниками ,а соответственно и скорость решения задачи. Самой идеальной позицией было бы стремление к меньшей численности участников, но достаточно большой с уровнем компетентности ее участников для соответствия требованиям решения задач.
Удобнее всего команде, которая состоит из двух участников, так как короче коммуникационная связь. В группе с большим числом участников присутствует неупорядоченность коммуникаций, которая ведет к функциональной разлаженности и возможной растрате времени впустую.
Стоит помнить, что любой взаимодействие между участниками команды заключает в себе потенциальную конфликтную ситуацию, с повышением командного состава появляется высокая вероятность организационных проблем.
Если численность в команде становиться слишком большой, стоит разделить ее на некоторые подгруппы, после этого предоставить каждой подгруппе отдельную часть задания и сохранить общее управление группой. Если не организовать данное разделение, то группа разделиться сама на неформальные подгруппы, основываясь, например, на симпатиях друг к другу. Это затрудняет контроль и организацию выполнения задачи и снижает результативность работы группы. Соответственно лучше контролировать процесс деления команды на подгруппы, четко представляя решение командных задач.[22][12]
Второе: влияние на эффективность деятельности команды с помощью распределения функциональных обязанностей членов группы.
Эффективность командной деятельности значительно зависит от личных качеств членов команды и их взаимоотношений. Необходимо, чтобы любой участник мог применить свои навыки и способности на достижение командных целей.
Стоит часто оценивать соотношение между уровнем достижения результатов команды и необходимый уровень компетентности для того, чтобы своевременно заметить грядущие проблемы и успеть реорганизовать соответствующие функциональные обязанности, устроить необходимые тренинги и т.п.
Третье: влияние на эффективность деятельности команды с помощью координирования рабочих ролей участников командной деятельности.
При отборе людей в команду обычно мы учитываем их опыт, навыки, знания, проще говоря – уровень квалификации, но для формирования эффективной команды следует включить в критерии отбора и личностные качества участников.
В рабочей деятельности команды сотрудники в основном выполняют роли двух видов: командную, в основе которой заложены особенности личностей команды и функциональную, которая базируется на профессиональных квалификациях сотрудников.
Я думаю, что стоит выделить девять основных командных ролей. Практика показала, один участник команды может и чаще всего исполняет не одну, а несколько ролей. Каждая роль необходима к применению в определенные временные рамки и наиболее максимально использована для эффективности рабочего процесса. Например, в начале работы для разработки стратегии требуется креативность, новые идеи, гибкость ума, то есть нужен «мыслитель». [18][13]
Естественно, извлечь максимум полезных свойств из ролей команды, все участники группы должны знать специфику ролей своих коллег. Ясно, что для этого стоит добиться атмосферы доверия и сплоченности. Зачастую в современных организациях сталкиваются с дисбалансом командных ролей, соответственно приходится работать с тем, что есть, поэтому существует вероятность постоянной текучести кадров. Командные роли можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Командные роли
Роль |
Качества участника роли сотрудника |
Возможные отрицательные |
||||
и его вклад в работу группы |
стороны |
|||||
Направление в творческую сторону, |
Медлительность в принятии |
|||||
развито воображение, креативность, |
решения относительно выбора |
|||||
Мыслитель |
инновационное стремление. |
новой идеи, нехватка опыта и |
||||
Генератор идей и нестандартного |
коммуникативного общения, |
|||||
мышления в команде. |
эмоциональная неустойчивость |
|||||
Исполняет идею в действие. |
||||||
Воплощает решения во вполне |
Нехватка гибкости в мышлении. |
|||||
Исполнитель |
исполнимые задания. Создает |
Трудность с восприятием идей. |
||||
упорядоченность в действиях |
Нежелание перемен. |
|||||
команды |
||||||
Отличается усидчивостью и |
Излишняя взволнованность |
|||||
состоянием рабочего процесса. |
||||||
добросовестностью. Контроль за |
||||||
Доводчик |
Неумение делегировать |
|||||
полнотой и своевременностью |
||||||
полномочия. Излишнее |
||||||
выполнения заданий. |
||||||
эмоциональное переживание из-за |
||||||
несерьезного отношения к |
||||||
выполнению его задач с внешней |
||||||
стороны |
||||||
Держится позиции беспристрастного |
||||||
анализатора рабочей ситуации, |
||||||
точность в оценках, широта |
Несклонность к творческому |
|||||
Оценщик |
мировоззрения относительно |
мышлению. Желание подавить |
||||
возможностей решения задач. |
инициативу коллег. |
|||||
Отрицания воздействия мотивации и |
||||||
эмоциональной поддержки |
||||||
Качественный дипломат, развиты |
Неустойчивость интереса, зависит |
|||||
коммуникационные навыки. Владеет |
||||||
Исследователь |
от настроя и энтузиазма |
|||||
искусством импровизации, искатель |
||||||
ресурсов |
Необходим внешний контроль. |
|||||
благоприятных возможностей. |
||||||
Переменчивость в выборе задач. |
||||||
Позитивный настрой, общительность. |
||||||
Целеустремленность, ориентир на |
Легко впадает в состояние |
|||||
раздражительности и |
||||||
решение задач, мотивация |
||||||
разочарования. Отличатся |
||||||
побуждение к стремлению всей |
||||||
Формировщик |
нетерпением и импульсивностью. |
|||||
группы. Ориентир на превосходство, |
||||||
Неприятие нечетких |
||||||
динамичность, энергичность, высокая |
||||||
формулировок и нерешительность |
||||||
работоспособность. |
||||||
позиции в поведении |
||||||
Поддерживает гармонию во |
||||||
взаимоотношениях коллег и |
Нерешителен в критической |
|||||
способствует разрешению |
ситуации, желание избежать их, |
|||||
Коллективист |
конфликтов. Внимательный |
может помешать решительной |
||||
слушатель, чуткий собеседник, |
позиции в необходимый для этого |
|||||
отсутствие излишней |
момент |
|||||
самоуверенности |
||||||
Четко озвучивает цели во время |
Действия этого человека схожи с |
|||||
споров, держится позиции ведущего |
манипуляциями, стремление |
|||||
Председатель |
направленность на эффективность |
делегировать полномочия. |
||||
принятия решения. Развиты |
Зачастую принимает на себя |
|||||
коммуникативные и лидерские |
достоинства всей своей группы |
|||||
качества |
||||||
Имеет редкие таланты, качества и |
Необходим только в |
|||||
навыки. Способность концентрации |
специфических областях работы. |
|||||
Специалист |
усилий, стремление к цели. Желание |
Часто необщителен. Слеп к |
||||
брать на себя инициативу |
большим перспективам, |
|||||
полноценная отдача работе |
нацеливаясь на мелкие задачи |
|||||