Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Характеристика и анализ бизнес-процессов финансового отдела ГТК «Телеканал «Россия»).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика и анализ бизнес-процессов финансового отдела ГТК «Телеканал «Россия»
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Глава 2. Совершенствование бизнес-процессов финансового отдела ГТК «Телеканал «Россия»
2.1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к ор-ганизации производства и управления. И прежде всего они нужны в инвести-ционной политике, при проведении на предприятии технической реконструк-ции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
В курсовом проекте предметом исследования является методы совер-шенствования бизнес-процессов на примере процессов финансового отдела компании ГТК «Телеканал «Россия».
Объектом исследования является бизнес-процесс финансового управле-ния.
Целью исследования данного курсового проекта является совершен-ствование бизнес-процесса финансового управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Обосновать необходимость и эффективность совершенствования бизнес-процессами и провести их теоретический анализ;
• Проанализировать внешнею и внутреннею среду организации;
• рассмотреть предложению по совершенствованию бизнес-процесса строительства.
Актуальность данного курсового проекта связана с необходимостью снижения издержек на процесс финансового управления, в том числе сред-ствами совершенствования бизнес-процессов и внедрения информационных технологий.
Глава 1. Характеристика и анализ бизнес-процессов финансового отдела ГТК «Телеканал «Россия»
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (сокращённо ВГТРК) — крупнейший советский и российский медиахолдинг. Был образован Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР от 14 июля 1990 г.
Полное название — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ФГУП ВГТРК).
ФГУП ВГТРК выступает как учредитель региональных (также в форме федеральных государственных унитарных предприятий) телевизионных, радиовещательных компаний и иных организаций регионов РФ существующих в рамках холдинга ВГТРК.
«Россия-1» — общероссийский обязательный общедоступный государственный телеканал. Входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). В анонсах упоминается, как канал «Россия».
«Россия-1» является главным и основным телеканалом ВГТРК.
На телеканале «Россия-1» есть единые эфирные окна для всех региональных филиалов ВГТРК, в которых транслируются местные новостные блоки «Вести-Местное время» и программы собственного производства.
Телеканал «Россия-1» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России.
Аудитория телеканала в России превышает 117 миллионов человек. Помимо территории России, вещание распространяется за рубежом телеканалом «РТР-Планета» на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США. Потенциальная аудитория телеканала «Россия-1» составляет 98,5 % населения.
Рассмотрим экономические особенности телеканала ТК «Россия».
1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов
На настоящее время выбор программного обеспечения для моделирования бизнес-процессов относительно не велик.
Стандарт IDEF0 предоставляет хорошие возможности для моделирования деятельности организации, и её бизнес-процессов на так называемом верхнем уровне с концентрацией на управление бизнес-процессами. Концентрация на управление бизнес-процессами реализуется за счет обратных связей при проектировании деятельности. Такие обратные связи могут быть различного типа – по управлению, по информации, по движению ресурсов. В IDEF0 прекрасно реализована декомпозиция моделей, что упрощает понимание сложных систем.[1]
Методология IDEF0 позволяет прекрасно моделировать управление процессами, структурную вложенность. Основное её предназначение – моделировать деятельность высокоуровневых бизнес-функций.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
Контекстная диаграмма состоит из одной работы, которая называется «Управление бизнес-процессами финансового отдела».
Взаимодействие работы с внешним миром описывается в виде стрелок, которые представляют собой некую информацию и именуются существительными.
В данной работе описаны стрелки:
типа вход (Input): Первичная финансовая документация.
типа выход (Output): Финансовая отчетность.
типа механизм (Mechanism): Руководитель финансового отдела. Информационная система финансы. Руководитель группы финансового контроля.
типа управление (Control):, Регламенты компании. Регламенты финансового отдела.
Они входят в верхнюю грань работы и показывают правила, планы, которыми руководствуется предприятие.
Контекстная (корневая) диаграмма имеет номер А-0 и представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Контекстная диаграмма
Диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, т.е. работы, имеющие общую родительскую работу. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т.д. до достижения нужного уровня подробности описания системы.
Декомпозиция контекстной диаграммы имеет номер А0 и представлена на рисунке 2.
Эта декомпозиция состоит из следующих основных работ, осуществляемых при работах подсистемой обработки и контроля:
- Обработка финансовой информации.
- Финансовый контроль.
- Управление прочими процессами.
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции А0
Декомпозиция функции «Обработка финансовой информации» имеет номер А1 и представлена на рисунке 3.
Эта декомпозиция состоит из следующих основных работ, осуществляемых при работах подсистемой обработки и контроля:
- Обработка первичной документации и внесение данных в систему.
- Внесение в систему данных по доходам от рекламы.
- Разнесение эфира.
- Учет расходов на мобильную связь.
- Расчет и сверка выплат и надбавок к окладу.
- Апплокация затрат по проектам.
- Внесение правовой информации в систему.
- Контроль и выполнение всех процессов группы.
Рис. 3. Диаграмма декомпозиции А1
Декомпозиция функции «Финансовой контроль» имеет номер А2 и представлена на рисунке 4.
Эта декомпозиция состоит из следующих основных работ, осуществляемых при работах подсистемой обработки и контроля:
- Оценка стоимости и согласования затрат по проектам.
- Формирование отчетности.
- Формирование и контроль выполнения графика платежей.
- Обработка первичной документации филиала ВГТРК.
Рис. 4. Диаграмма декомпозиции А2
Декомпозиция функции «Управление прочими процессами» имеет номер А3 и представлена на рисунке 5.
Эта декомпозиция состоит из следующих основных работ, осуществляемых при работах подсистемой обработки и контроля:
- Создание системы по учету прав.
- Отслеживание и аналитика данных.
- Выполнение поручений начальника отдела.
Рис. 5. Диаграмма декомпозиции А3
При моделировании и оптимизации бизнес-процессов важно знать цели процесса, для того чтобы понимать какие действия необходимо совершить для улучшения показателей определенных целей.
Рассмотрим информацию о процессе, его цели, объекты и субъекты и все окружение в целом.
Требования к организации процесса, учитывающие рекомендации стандарта ИСО 9001, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Требования к организации процесса
Факторы бизнес-процесса:
- Внешние факторы: экономическая ситуация в РФ, рост конкуренции, увеличение процентных ставок по кредитам.
- Внутренние факторы: смена руководства, выход из строя оборудования, нехватка квалифицированных специалистов.
В рамках анализа бизнес-процессов финансового отдела рассмотрим 1 экземпляр бизнес-процесса «Финансовой контроль» в сети бизнес-процессов финансового отдела.[2]
На текущий момент срок реализации финансового контроля 1 экземпляра бизнес-процесса составляет 1 месяц (12 дней).
Рассмотрим ход бизнес-процесса «Финансовый контроль» группы бизнес-процессов финансового управления.
Первоначально происходит обработка первичной финансовой документации филиала и ВГТРК, которая предполагает прохождение 3 этапов: автоматизированная обработка – производится с помощью АИС «Финансы», при которой обрабатывается до 50 % данных, ручная проверка и обработка оператором – 30 % данных.
При этом процесс происходит в последовательном режиме.
Также существует третий этап, так как для обработки некоторых финансовых документов требуется визирование руководителя группы финансового контроля – таким образом обрабатывается еще 20 % данных.
Функция обработки первичной документации занимает от 2 до 3 дней.
Далее происходит оценка стоимости и согласования затрат по проектам с участием ведущих специалистов, руководителя группы с применением автоматизированной системы АИС «Финансы» и методических процедур финансового отдела. При этом, срок выполнения составляет - 5 дней, из которых 3 дня уходит на согласование всех затрат с участием руководителя.
Далее, после оценки стоимости и согласования затрат по проектам происходит формирование графика и контроля платежей по проектам и всем аналитическим статьям движения денежных средств. Отметим, что на данный момент процедура формирования контроля графика и его последующего контроля занимает 3 дня, из которых 1 день занимает обработка графика платежей.
Далее с помощью АИС «Финансы» происходит формирование отчетности в автоматизированном виде.
Процедура включает в себя предварительное согласование на получение прав по формированию отчетности у руководителя группы финансового контроля для ведущих специалистов. Процедура предоставления прав и формирования отчетности занимает 1 день.
В целом в процессе используется последовательный методов выполнения транзакций и процессов.
Проблемы, возникающие во время реализации 1 экземпляра процесса и в целом в бизнес-процессе «Финансовый контроль:
- Низкая степень обработки данных по сравнению с отраслевыми стандартами в автоматизированном виде.
- Наличие большого количества процедур согласования документов и процедур с руководителем группы.
- Устаревшие методические процедуры по учету затрат по проектам.
- Отсутствие автоматизированной процедуры формирования графика платежей.
- Отсутствие политики предоставления прав на формирование отчетности в автоматическом режиме.
Ориентируясь на цели компании, можно предложить следующие направления для оптимизации бизнес-процессов:
- уменьшение сроков исполнения финансовых транзакций
- увеличение скорости обработки информации
- улучшение качества принимаемых финансовых решений, планирования платежей.
С помощью подбора ключевых показателей эффективности, которые являются, по сути, измерителями достижимости целей, компания получает оперативную систему показателей.
В таблице 2 приведены ключевые показатели эффективности финансового отдела.
Таблица 2 Ключевые показатели эффективности финансового отдела
Наименование КПЭ |
Формула расчета |
Значение показателя |
Процент автоматизированной обработки информации |
Фактический объем/Плановый объем*100 |
50 % |
Фактический срок согласования затрат с руководителем группы финансового контроля в днях |
Фактический срок согласования в днях |
3 дня |
Качество финансовых решений |
Оценка по 5 шкале экспертом |
3.3 балла |