Файл: Теории происхождения государства, причины многообразия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-пятых, Маркс и Энгельс в свое время заметили, что в мире процесс возникновения государства происходил не по одной схеме. Они говорили о странах с азиатским способом производства. И, тем не менее, при формулировании окончательных выводов о происхождении государства Энгельс предпочел об этом «забыть». Почему? Да потому что эти страны (а их в мире большинство) ломали его схему, объясняющую процесс образования государства. Мы же знаем, что в странах Азии и Африки, где климатические условия не отличаются особой комфортностью для проживания людей, земельная собственность не переходит в частную собственность, в собственность отдельных семей, а остается в руках государства, является общественной. Это связано с тем, что для ее использования во многих регионах в силу засушливого климата приходится применять полив и строить гигантские ирригационные сооружения. Иногда в отдельных местностях передача земель частным собственникам не практикуется по причине наличия холодного климата, что делает слишком малым по продолжительности сельскохозяйственный сезон. Именно это не позволяет обрабатывать землю силами отдельных семей и диктует необходимость обработки ее общиной. В этих странах частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обра­боткой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путем выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится все больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими.

2.6. Психологическая теория

Сторонниками психологической теории являются Г. Тард и Л. Петражицкий. Они считали, что предпосылкой создания государства можно назвать психологическую необходимость коллективного взаимодействия людей, их сознательное желание существовать в четко организованной среде, во взаимосвязанном обществе.

Чувственное восприятие всей окружающей действительности человеком играет роль в образовании государства. Психика человека, его эмоции указывают направление, в котором должно развиваться общество.

Спенсер указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми — частями социального организма — связь психическая».[22] Солидарность, таким образом, — основная черта человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы. Так, солидарность ли была основополагающим чувством древних людей или чувства иного, прямо противоположного рода?


Приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, т.е. по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный процесс, но сбрасывать их со счетов — это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.

В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не выполнена.

2.7. Органическая теория

Создателем данной теории является Герберт Спенсер. Теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания.

Г. Спенсер, имевший обширные познания в области биологии, психологии, этнографии, истории, развил эту идею и представил по этому вопросу теорию в завершенном и аргументированном виде. Он рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной однородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи». Появление общества, а затем и государства — это результат такой эволюции.[23]

Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются некоторые закономерности, присущие организмам, например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Наблюдаемые в жизни процессы роста и усложнения структуры и функций, связанности ее отдельных частей, их дифференциации он представил как про­цесс постепенного объединения различных мелких образований человеческого общества в более крупные и сложные и дал им наименование «агрегаты». Этим названием охватывались такие образования, как племя, союз племен, города-государства, империи. Если организм здоровый, то его клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его части, и, наоборот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффективность функционирования всего организма.


Возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают влияние факторов перемен — социально-классовую дифференциацию, специализацию в виде разделения труда, образования органов по­литической власти.

В государстве — «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общественном организме), используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это — система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная «распределительная система» или своего рода кровеносная система (торговля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.[24]

Государство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов, затем его функции расширяются и задачей государственной власти становится обеспечение благополучия всего общества, служение ему, а не наоборот.

Оценка теории. В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, которые совершили биологические науки во второй половине XIX в. Надо отметить, что его мысль о том, что биологическим и социальным системам присущи некоторые общие законы, является вполне справедливой. В самом деле, нельзя спорить с тем, что законы социальной жизни предопределяются законами естественными хотя бы потому, что человек становится существом общественным будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично человек является творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель и общества, и государства.

Спенсер справедливо обращает наше внимание на то, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), но и о существовании «системы систем». Одним словом, он выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира. И, наконец, следует согласиться с автором теории и в том, что государство — это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (эволюции).


Однако, обращая внимание на положительные моменты органической теории, нельзя не отметить, что глубинных процессов образования государства она нам не объясняет. Сравнивать различные системы можно, но для их сравнения нужно брать критерий такой большой степени общности, который детально рассмотреть системы и выяснить суть каждой не позволит. Например, сравнивая продукты питания и «духовную пищу» людей, можно лишь сказать, что общее между ними то, что они позволяют человеку удовлетворять свои потребности. Но эта мысль лежит, что называется, на поверхности, проникнуть же глубже только на основе такого сравнения трудно.

Выводы по главе 2

  1. Теологическая теория основа на божественном начале. Государство было создано Богом, и существует под покровительством Бога по сей день. Церковь является высшей властью, перед вступлением на престол монарх освящался в церкви обязательно. Данная теория обусловлена религиозными мировоззрениями общества в то время.
  2. Патриархальная теория зародилась исходя из предположений Платона и Аристотеля. Начальной единицей считается семья, которая в результате разросшихся кровнородственных отношений, превратилась в государство. Во главе такого государства находится патриарх. Главной задачей патриарха является забота о своих членах семьи, поддержание единства.
  3. Суть договорной теории состоит в возникновении государства как результата проявления человеческого разума, в создании общественных отношений на основе договоренности, в пользу общих интересов и взаимоотношений. Инструментом для урегулирования общественных споров может являться революция, которая возникает из-за невыполнения условий общественного договора.
  4. Материалистическая теория сформировалась под воздействием социально-экономических причин, которые дали толчок для возникновения единого государства.
  5. По теории насилия государство возникло под воздействием военных действий, через подчинение слабого незащищенного народа сильному.
  6. Согласно классовой теории происхождение государства связано с появлением права собственности на землю и правом владения этой землей людьми, которые проживают на ней.
  7. Психологическая теория опирается на происхождение государства вследствие особой чувственной организации человека, его стремления к лидерству, власти над другими людьми, умения подчинять и подчиняться.
  8. Органическая теория показывает происхождение государства и его дальнейшее функционирование и развитие как единого биологического организма.

Заключение

Каждая из рассмотренных нами теорий происхождения государства объясняет возможные причины такого появления, дает вполне полную картину процесса возникновения государства. Сторонники каждой теории ссылаются на конкретные научные и жизненные знания, в зависимости от эпохи и направленности своей деятельности.

Изучив основные теории происхождения государства можно сделать следующие выводы:

В итоге все теории можно отнести к одной из двух позиций. Первая заключается в пояснении возникновения государства путем насилия, принуждения. Общество вынуждено подчинить или подчиниться. Человек считается орудием труда в данной ситуации, так как средством завоевания и объединения людей является человеческое сознание, которое стремится к власти и общественному порядку.

Вторая позиция выражается в достижении единства путем компромиссов и общественного согласия. Каждый член общества стремится найти верное решение для соблюдения общих интересов, исключая конфликты и всевозможные противоречия. Главная роль государства заключается в поддержании общественного порядка и создания единой правовой системы, в которой человек будет чувствовать себя неотъемлемой частью единого организма с упорядоченной и отлаженной системой урегулирования жизни общества в конкретном государстве в конкретное историческое время. Наиболее четко данная позиция выражается в теории общественного договора.

Список использованных источников

  1. Дзыбова С.Г. К вопросу о понимании прав человека в современной теории государства и права//Вестник Адыгейского государственного университета. - №156. – 2015.- С.175-178.
  2. Крохина Ю.А. Теория государства и права. Основы политологии. Государственное и муниципальное управление. Изд-во: Студенческая наука, 2012.- 1026 с.
  3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. - М.: Издательство "Зерцало", 2016. — 568 с.
  4. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 2. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2016. – 336 с.
  5. Меняева М.П. Идея культуры согласия в контексте теорий «общественного договора» Т. Гоббса, Дж. Лока, Ж.-Ж. Руссо// Социум и власть. – №51. – 2015.– С.115-120.
  6. Петров И.В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата// Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5 (часть 1).– С. 124-125.
  7. Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 516 с.
  8. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.
  9. Федотова О.А. Договорная теория возникновения государства и права// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - №16. – С. 210-216.
  10. Филаретов Н.И. О специфике договорной теории Ж.Ж. Руссо// Актуальные проблемы российского права. - № 5.– 2015. – С.17-23.
  11. Энгельс Ф. Анти-дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. – Изд-во: Ленанд, 2016.– 488 с.
  12. Абукарова М.У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени// Гуманитарные, социально-экономичекие и общественные науки. – № 6. – С. 148-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politiko-pravovoe-uchenie-dzhona-lokka-v-zerkale-vremeni (дата обращения 05.07.2018).
  13. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 166 с. URL: http://lawbooks.news/sotsiologiya_910_912/gosudarstvo-gruppovyie-konfliktyi-sotsiologiya-33498.html (Дата обращения: 01.07.2018).
  14. Земцов Б.Н. История политических и правовых учений. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 440 с. URL: https://biblio-online.ru/viewer/01985737-B011-4DDA-A3FA-F0FE004122EC/istoriya-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy#page/2. (Дата обращения: 01.07.2018).
  15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Норма, 2016. – 304 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/537320 (дата обращения 05.07.2018).
  16. Мезин С.А. Власть и общество в России глазами Дени Дидро// История и историческая память. – №11. – 2016. – С.59-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vlast-i-obschestvo-v-rossii-glazami-deni-didro (Дата обращения: 01.07.2018).
  17. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - "Проспект", 2015. – 568 с. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/57318760 (Дата обращения: 01.07.2018).
  18. Сидорина Т.Ю. Истоки политики социального государства в теории общественного договора// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - № 31. – 2014. –С. 94-105. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoki-politiki-sotsialnogo-gosudarstva-v-teorii-obschestvennogo-dogovora-zh-zh-russo-t-gobbs-i-drugie (Дата обращения: 01.07.2018).
  19. Титкина Е. О. Теория насилия как одна из самых распространенных теорий происхождения государства// Вестник института мировых цивилизаций. – №14. – 2017. – С.205-210.. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28776402 (дата обращения 10.07.2018).
  20. Чуприн Д.А. Психологическая теория Петражицкого Л.И. в историческом этапе развития науки в истории правовой мысли// Научно-методический журнал «Концепт». – № 4. – 2018. – С. 1-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskaya-teoriya-prava-l-i-petrazhitskogo-v-istoricheskom-etape-razvitiya-nauki-i-v-istorii-pravovoy-mysli (дата обращения 122.07.2018).