Файл: Государственное социальное страхование(История развития государственного социального страхования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития государственного социального страхования в Российской Федерации
2. Понятие и сущность государственного социального страхования в Российской Федерации
2.1. Структура и функции государственного социального страхования
2.2. Источники и формы государственного социального страхования
3. Роль государственного социального страхования в Российской Федерации
3.1.Проблемы развития государственного социального страхования
3.2.Перспективы развития государственного социального страхования
Введение
Государственное социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных страховых рисков, которые связаны с потерей трудоспособности, отсутствия средств к существованию (доходов), материнством и т.д.
Система государственного социального страхования действует в двух направлениях. Первое направление деятельности должно обеспечивать восстановление и сохранение трудоспособности застрахованных работников предприятий и организаций, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий. Второе направление гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших её.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что государственное социальное страхование в его различных организационно-правовых формах затрагивает интересы практически всего населения России.
Актуальность исследования заключается в том, что в наше время, когда вопросы государственного социального страхования работников, работниц и лиц, занятых на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда совершенствуется законодательство в области государственного социального страхования, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов и в деятельности самих внебюджетных фондов.,
Объектом исследования является государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы в России.
Предмет исследования - действующие нормы права, определяющие правовой режим регулирования деятельности государственного социального страхования и его организационно-правовых форм.
Целью исследования является анализ и изучение развития и форм государственного социального страхования в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические аспекты и теоретические основы государственного социального страхования в России;
- исследовать государственное социальное страхование и его организационно-правовые формы;
- выявить проблемы и перспективы развития государственного социального страхования в России на современном этапе.
Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что в нем предпринят анализ организационно-правовых форм государственного социального страхования в современной России, который может быть использован в ходе дальнейшего изучения этой темы.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования при оценке государственного социального страхования и его организационно-правовых форм в России, при разработке учебных лекций и подготовке семинарских занятий по праву и организации государственного социального страхования в России.
Источниками информации послужили учебные пособия Архипова А.П. о государственном социальном страховании, научные статьи Графовой В.С., Ивановой Л.К., Жога Е.Ю., Васенина А.Ю., Дзыбовой С.Г., Ищенко Т.И., Яблочкиной Е.Е., Касачевой О.В., Темировой З.Д. и др., в которых приводится краткая история возникновения государственного социального страхования, а также обсуждаются проблемы и перспективы развития социального страхования.
1. История развития государственного социального страхования в Российской Федерации
Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.
Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов[1].
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:
Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,
Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ[2].
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Выводы по главе 1
- Так в становлении социального страхования России можно выделить ряд периодов: возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики и по настоящее время. Особенностью социального страхования России на любом этапе развития – это главенствующая роль государства;
- Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования;
- С 1964 года социальное обеспечение было распространено на новые категории работающих. Изначально в социальное страхование были включены только рабочие и служащие. В 1964 году право на страхование получили руководители ведущих должностей колхозов (председатели, специалисты и механизаторы). В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников система социального страхования получило распространение на все рабочие классы колхоза.
- Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени. Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.
2. Понятие и сущность государственного социального страхования в Российской Федерации
2.1. Структура и функции государственного социального страхования
Исходя из объема правомочий, степени их участия в деле обязательного социально-страхового обеспечения, к органам управления в данной сфере относятся:
- органы государственной власти;
- органы фондов социального страхования – страховщиков;
- негосударственные организации, которым государство делегировало часть своих полномочий (комиссия соцстраха);
- общественные организации (профсоюзные организации);
- организации, непосредственно предоставляющие обязательное социально-страховое обеспечение (работодатели и пр.).
Главной и конечной целью страхования является воплощение в жизнь прав застрахованных лиц на обязательное социально-страховое обеспечение, а корреспондирующей обязанностью соответствующих органов – создание условий для его предоставления. Так, согласно ст. 13 и 14 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" федеральное правительство в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ осуществляет управление системой обязательного социального страхования; это страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[3].
Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Профсоюзы и объединения работодателей имеют право на паритетное представительство в органах управления фондами конкретных видов обязательного социального страхования.
Полномочия и функции государственных внебюджетных фондов
Фонды социального страхования (пенсионный, медицинского и социального страхования) представляют собой финансово-кредитные некоммерческие учреждения, действующие в области социальной защиты работающих и членов их семей.
Важнейшими характеристики фондов являются следующие:
- закон обязывает работодателей и работников участвовать в деятельности этих фондов, что определяет их публичный характер; для других субъектов правоотношений деятельность фонов носит гражданско-правовой характер;
- с финансовых позиций фонды социального страхования являются внебюджетными, т.е. отделены от государственных бюджетов всех уровней, но в то же время они имеют свои бюджеты, которые утверждаются федеральными законами; по форме аккумуляции и расходования ресурсов они являются страховыми учреждениями;
- с позиции управления они рассматриваются как административно-централизованные организации[4].
Основное предназначение фондов состоит в аккумуляции и последующем распределении на постоянной основе целевых и централизованных финансовых ресурсов для защиты материального положения работников, организации оплаты медицинской и реабилитационной помощи в случае наступления для них наиболее массовых социальных рисков, связанных с заболеваемостью и несчастными случаями.