Файл: Государственное социальное страхование(История развития государственного социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целевой характер страховых ресурсов определяет правовой статус фондов: они организационно обособлены и финансово автономны.

Централизованный характер организации их финансов определяет преимущественно федеральный характер управления ресурсами.

Социальный характер деятельности фондов но решению задач социальной защиты работников придает им атрибут публичной значимости, что находит закрепление в правовом плане с помощью применения принципа обязательности участия в системах социального страхования всех работодателей и работников.

Управление деятельностью фондов осуществляют: Правительство РФ (разработка бюджетов, назначение руководителей и контроль), Федеральное Собрание РФ (утверждение бюджетов).

Методологической основой построения работы фондов выступает ряд взаимоувязанных трудовых, социальных и страховых отношений.

  • 1. Наличие государственных норм социальной защиты застрахованных, что объясняет ряд принципиальных условий их функционирования: во-первых, наделение фондов социального страхования властными полномочиями во взаимоотношениях со страхователями (работодателями) по уплате ими страховых взносов, а во-вторых, обязательная подотчетность и подконтрольность фондов органам государственной власти.
  • 2. Законодательное регулирование круга и величины страховых взносов и выплат, что требует от фондов проведения актуарного обоснования при подготовке проектов бюджетов и рекомендаций по совершенствованию системы на средне- и долгосрочную перспективу.
  • 3. Перенесение правовой ответственности за социальную защиту работников (за социальные риски) с работодателей (при уплате ими страховых взносов) на фонды, которые становятся субъектами правопритязаний застрахованных работников (рис. 1).

Рис. 1. Механизм переноса правовой ответственности со страхователей на фонды социального страхования

Таким образом, экономический, финансовый и правовой механизмы социального страхования строятся как единое целое, что для фондов выражается в следующей формуле: «Вы (страхователи) предоставляете нам финансовые ресурсы, а мы обеспечиваем снятие с вас ответственности».[5]

Такая природа фондов вытекает из самой сущности социального страхования, которое является уникальным симбиозом трудовых отношений, объединенных механизмами социальной защиты и страхования. Трудовые отношения и сопутствующие им социальные риски подлежат учету, а работники защищены от них с помощью коллективного страхования. Фонды являются "хранилищами" ресурсов и выступают субъектами ответственности.


Условием эффективной работы фондов является достаточное число страхуемых работников и уплаченных в их пользу взносов: при минимально необходимых затратах участников достигается цель максимальной компенсации последствий рисков.

Ресурсы фондов социального страхования являются собственностью государства.

Структура фондов социального страхования, величины страховых взносов и виды выплат застрахованным представлены на рис. 2.

Рис. 2. Система финансовых потоков в системе социального страхования России

Весьма сложным вопросом является правовой статус фондов социального страхования. Это связано с тем, что фонды как субъекты права в нашей стране еще не обрели институциональных характеристик страховщиков в системе обязательного социального страхования.

По своей правовой и социальной природе социальное страхование находится одновременно в правовых полях частного и публичного права.

Как логично отмечают в связи с этим ученые-юристы, правоотношения и их субъекты можно классифицировать на две группы:

  • 1) частные отношения, в основе которых лежат частный интерес и частные субъекты, действующие на принципах равенства и свободы воли;
  • 2) публичные отношения, в основе которых находится публичный (общественный) интерес, и публично-властные субъекты, действующие на принципах иерархии и подчинения[6].

Такое деление позволяет разграничить частные и публичные интересы и тем самым, с одной стороны, обеспечить невмешательство государства в частные дела, а с другой – не допустить действий в частных интересах тех субъектов, которые осуществляют властные полномочия от имени государства.

Правовой же статус социальных внебюджетных фондов таков, что ни их самих, ни возникающие с их участием правоотношения невозможно полностью отнести к какой-либо одной из указанных выше групп отношений и субъектов.

Социальные внебюджетные фонды при осуществлении ими такой деятельности в сфере социального страхования, как сбор страховых взносов, назначение государственных, социальных пособий в денежной и натуральной формах, контроль за объемом и качеством государственных социальных пособий, выплачиваемых в натуральной форме, и т.д., являются публично-властными субъектами. Они наделены соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения ими перечисленных выше публичных функций.

Однако данные фонды выступают стороной огромного количества частных отношений. Например, большая часть отношений, в которых в соответствии с ныне действующим законодательством участвуют фонды обязательного медицинского страхования, являются частноправовыми (это отношения со страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями). В Пенсионном фонде и Фонде социального страхования объем частноправовых отношений несколько меньше, но все равно они есть. Это, например, отношения с различными организациями в области инвестирования социальных страховых средств (резервов) с целью защиты их от инфляции, отношения в сфере организации осуществления страховых выплат застрахованным и выгодоприобретателям и т.д.


2.2. Источники и формы государственного социального страхования

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на определенной зависимости величины страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Посредством социального страхования общество решает следующие задачи:

  • - формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
  • - обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;
  • - сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
  • - добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс[7].

Система социального страхования, с одной стороны, призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовки; а с другой - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. Здесь реализуется принцип неполного самофинансирования. В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования. Это обстоятельство зачастую становится поводом в современной России для попыток консолидации фондов обязательного социального страхования в госбюджет. Последнее будет означать, что социальное страхование потеряет свою специфику и растворится в общей системе социального обеспечения.


Выделяются два вида обязательного социального страхования: 1) обязательное общее страхование; 2) обязательное профессиональное страхование.

Общее обязательное страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту.

Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными и неблагоприятными условиями труда. Уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании выше, чем при обязательном общем страховании, и соответственно, выше уровень материального обеспечения.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Его отличительными чертами являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Недостаточный уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования и высокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

Понятие социального страхования, таким образом, охватывает различные формы общественного (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков, являющегося разновидностью добровольного личного страхования граждан. Оно осуществляется за счет взносов физических и юридических лиц, частными страховыми компаниями, пенсионными фондами. Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица, тесной взаимосвязи программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица. На частном рынке страхования от социальных рисков работают главным образом коммерческие страховые компании[8].


Таким образом, в развитой рыночной экономике система страхования от социальных рисков включает государственные, добровольно-общественные (коллективные) и частные институты, коммерческие и некоммерческие организации. Подобное ее построение позволяет обеспечить как гарантированную социальную защиту граждан от вероятностных причин потери трудоспособности и доходов, так и наиболее полное удовлетворение спроса различных категорий населения на услуги страхования от социальных рисков.

Перечислим важнейшие виды социального риска, ведущие к потере трудоспособности и дохода: 1) болезнь; 2) производственная травма; 3) профессиональное заболевание; 4) несчастный случай; 5) материнство и детство; 6) безработица; 7) старость; 8) смерть кормильца.

Указанным рискам соответствуют определенные виды социального страхования. Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т. д.). Массовость их возникновения в период экономического кризиса, эпидемии или войны на рынке личного страхования может вызвать банкротство частных страховых институтов.

С развитием общества роль социального страхования значительно возрастает, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом от государственного социального обеспечения к современным системам социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.

В социально-политическом аспекте обязательное социальное страхование представляет собой способ реализации конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, материнства, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового (страхового) стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются действующим законодательством.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников: 1) страховых взносов работников; 2) взносов работодателей; 3) субсидий государства.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.