Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 10
Введение
Обязательным элементом планирования любых проектов является расписание работ. Расписание проекта - плановые даты для выполнения работ и плановые даты для наступления контрольных событий (вех) проекта.
Разработка расписания проекта - это процесс анализа взаимосвязей между операциями, длительности по срокам, требований к ресурсам, в результате которого появляется расписание проекта. Термины операции, работы в данном контексте имеют одинаковое значение. Это максимальный уровень детализации выполняемых действий в проекте.
Техника составления расписания, определяемая «Управлением проектами», отличается от «житейской». Обычно, планируя работы, предполагается какую работу необходимо выполнять, когда она начнется и когда может закончиться. В дальнейшем переходим к следующим работам. Составление расписания, с применением «управления проектами», как и сама методология, это последовательное, полное выполнение определенных шагов: определение полного набора операций, определение взаимосвязей операций, оценка длительности операций, разработка расписания.
Разработка расписания подразумевает определение дат начала и окончания для работ проекта. Если эти даты не реальны, то маловероятно, что проект будет завершен, как запланировано. Процесс разработки расписания должен быть итерационным (вместе с процессами, предоставляющими исходные данные особенно оценки продолжительности и стоимости) до разработки расписания проекта.
Глава 1. Теоретические аспекты составления расписания проекта
Проект и составление его расписания
Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач с четко определенными целями в течение заданного периода времени и при установленном бюджете.
Заинтересованные стороны проекта (ЗС) – это лица или организации, которые активно участвуют в проекте или интересы которых могут быть затронуты как положительно, так и отрицательно в ходе исполнения или в результате завершения проекта.
Основные критерии управления проектом изображены на рисунке 1.
Рисунок 1. Критерии управления проектом
Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта. подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.
Понятие целей проекта.
В соответствии с ранее данным системным определением проекта "как целенаправленного изменения состояния системы" одним из центральных понятий, связанных с проектом, является понятие цели проекта. Очень близко к понятию "цели" находится понятие "задача". Цель - желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Таким образом, цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата. Кроме того, очевидно, что цель более общая категория, чем задача: она достигается в результате решения ряда задач. Отсюда следует, что задачи можно упорядочить по отношению к целям.
Признаки проекта:
- признак изменений, как основного содержания проекта;
- признак ограниченной во времени цели;
- признак временной ограниченности продолжительности проекта;
- признак относящегося к проекту бюджета;
- признак ограниченности требуемых ресурсов;
- признак неповторимости;
- признак новизны;
- признак комплексности;
- признак правового и организационного обеспечения;
- признак разграничения.
Классификации проекта.
Классификация по сферам деятельности (тип проекта):
- Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.);
- Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.);
- Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.);
- Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
- Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности).
На рисунке 2 представлена схема классификации проекта.
Рисунок 2. Схема классификации проекта
классификация по масштабу проекта:
- малый
- средний
- мега проект
Классификация по срокам реализации:
- краткосрочный
- средний
- долгосрочный
Классификация по совокупности проектов:
- моно проект
- мульти проект
- мега проект
Особенности различных видов проекта
В соответствии с классификацией и подразделением проектов на виды можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие отличать виды проектов друг от друга
Инвестиционные проекты такие как:
- Строительство жилого дома;
- Реконструкция предприятия или возведение плотины;
- Строительство завода по производству электроники;
Все эти проекты, для которых определены и фиксированы:
- Цель проекта;
- Срок завершения и продолжительность;
- Расходы на проект.
Проекты исследования и развития такие как:
- Разработка нового продукта;
- Исследования в области строительных конструкций;
- Разработка нового пакета программного обеспечения;
Особенность данных проектов заключается в следующем:
- Главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
- Срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
- Планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше от действительного прогресса проекта;
- Основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
Организационных проекты такие как:
- Реформирование предприятия;
- Реализация концепции новой системы управления;
- Создание новой организации или проведение международного форума;
Данные проекты характеризуется следующими особенностями:
- Цели проекта заранее определены, однако, результаты проекта количественно и качественно труднее определить;
- Срок и продолжительность задаются предварительно;
- Ресурсы предоставляются по мере возможности;
- Расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако, требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты такие как:
- Приватизация предприятий;
- Создание аудиторской системы;
- Введение новой системы налогов;
Это все экономические проекты, обладающие своими особенностями:
- Целью проекта является улучшение экономических показателей функционирования системы, главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
- Сроки проекта, так как цель проекта корректируется, оценить трудно;
- Ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
- Расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.
Социальные проекты такие как:
- Реформирование системы социального обеспечения;
- Здравоохранения;
- Социальная защита необеспеченных слоев населения;
- Преодоление последствий природных и социальных потрясений
все это социальные проекты, имеющие свою специфику;
- Цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов;
- Сроки и продолжительность проекта зависит от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
- Расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
- Ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Жизненный цикл и фазы проекта.
Жизненный цикл проекта – это полная совокупность последовательных ступеней развития проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы.
Основные фазы жизненного цикла проекта представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Фазы жизненного цикла проекта
Фазы проекта:
- Начальная фаза.
Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды;
Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование);
Выявление потребности в изменениях (проекте);
Определение проекта:
- Цели, задачи;
- Результаты;
- Основные требования;
- Ограничительные условия;
- Критерии;
- Уровень риска;
- Окружение проекта;
- Потенциальные участники;
- Требуемое время;
- Ресурсы;
- Средства;
Определение и сравнительная оценка альтернатив;
Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
- Фаза разработки проекта
Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, других ключевых участников;
Развитие концепции и разработка основного содержания проекта:
- Конечные результат(ы) и продукты;
- Стандарты качества;
- Структура проекта;
- Основные работы;
- Требуемые ресурсы;
Структурное планирование:
- Декомпозиция проекта, в т.ч. WBS;
- Календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения;
- Смета и бюджет проекта;
- Потребность в ресурсах;
- Процедуры УП и техника контроля;
- Определение и распределение рисков;
- Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями;
- Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту;
- Представление проектной разработки;
- Получение одобрения на продолжение работ.
3. Фаза реализации проекта.
- Организация и проведение торгов, заключение контрактов;
- Полный ввод в действие разработанной системы УП;
- Организация выполнения работ;
- Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта;
- Ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды (участников) проекта;
- Детальное проектирование и технические спецификации. Оперативное планирование работ;
- Установление системы информационного контроля над ходом работ;
- Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками;
- Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ);
- Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:
- Ход работ, их темпы;
- Качество работ и проекта;
- Продолжительность и сроки;
- Стоимость и другие показатели.;
- Решение возникающих проблем и задач;
4. Завершающая фаза или окончание проекта
- Планирование процесса завершения проекта;
- Эксплуатационные испытания окончательного продукта проекта;
- Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
- Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;
- Оценка результатов проекта и подведение итогов;
- Подготовка итоговых документов;
- Закрытие работ и проекта;
- Разрешение конфликтных ситуаций;
- Реализация оставшихся ресурсов;
- Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;
- Расформирование команды проекта.