Файл: Функции менеджмента (Теоретические аспекты менеджмента в рыночной экономике ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Что касается рассматриваемого нами предприятия, то на данный момент основной целью деятельности общества является получение прибыли полученной в результате удовлетворения потребностей потребителей в определенных товарах или услугах.

Данную цель можно разложить на несколько составляющих:

  • Разработка, производство, ремонт, испытание и утилизация авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • Производство продукции военного, производственно-технического назначения и товаров народного потребления;
  • Внедрение новейших научных разработок и технологий, а также форм и методов хозяйствования, организации производства, труда и управления;
  • Производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии;
  • Контроль качества продукции;
  • Выполнение на договорной основе заказов, работ и услуг;
  • Проведение комплекса режимных мероприятий, связанных с безопасностью Общества, защитой государственных секретов, сохранностью коммерческой тайны и имущества Общества. Организация собственной товаропроизводящей сети, оптовой и розничной торговли, системы собственных магазинов и складов; общественного питания;
  • Выполнение работ по созданию мобилизационного резерва гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.

В разработке планов принимает участие практически весь руководящий состав ОАО «Полет»: генеральный директор, главный инженер, технический директор, коммерческий директор, главный бухгалтер.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что в ОАО «Полет» присутствует как краткосрочное, так и долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Это говорит о серьезных намерениях в деятельности руководства.

Масштаб предприятия, его значение для экономики и обороноспособности страны характеризуют следующие показатели:

- 80 % всех парашютов воздушно-десантных сил России произведены на ОАО «Полет»,

- 20% – доля «Полета» на рынке спортивных парашютов России,

- 600 опытных высококвалифицированных работников создают продукцию, пользующуюся большим спросом в стране и за рубежом.

Таблица 2. Реализация готовой продукции.


Виды реализуемой продукции

Заказчики

План,

%

Реализация продукции, %

Спортивные парашюты

- Спортивные клубы РОСТО

20

19

Парашюты для военных нужд

- Военно-воздушные силы,

17

80

18

81

- Воздушно-десантные войска России,

12

11

- Федеральная служба безопасности России,

8

8

- Министерство внутренних дел России,

8

7

- Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,

10

10

- Федеральная служба охраны,

12

12

- Военно-транспортная и гражданская авиация России и других стран

13

15

Итог

-

100

100

Рисунок 1. Реализация готовой продукции.

2.2.2.Организация

Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.

Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач, чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и задачам грамотно построенная организационная структура.

Если рассматривать организационную структуру ОАО «Полет», то ее можно представить следующим образом.

Численность работников ОАО «Полет» составляет порядка 700 человек. Координацией работы всего завода является непосредственно директор, которому подчиняется коммерческий и технический директора, заместитель директора по административным вопросам, начальник службы по работе с персоналом, руководитель юридической службы, а также главный бухгалтер. Коммерческий директор занимается вопросами снабжения и сбыта. У него в подчинении находятся начальник отдела снабжения, занимающийся непосредственно закупкой товаров, начальник отдела сбыта, руководители служб, а также заместитель. Помимо этого, в подчинение коммерческого директора входит отдел маркетинга, обязанности которого включают отслеживание изменения тенденций на рынке, поиск новых товаров, пользующихся повышенным спросом, поиск новых ниш на рынке в целях расширения сферы деятельности, а также отслеживание действий конкурентов. Требования к персоналу определены тарифно-квалификационными справочниками, положениями об отделах и структурных подразделениях, должностными и рабочими инструкциями.


Если рассматривать организационную структуру ОАО «Полет», то ее можно представить следующим образом.

Рисунок 2. Организационная структура ОАО «Полет».

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

Бухгалтерия

Генеральный директор

Отдел снабжения

Отдел сбыта

Заместитель

Отдел маркетинга

Начальник Юридического отдела

Юридическая служба

Начальник отдела кадров

Отдел кадров

Технический директор/ Главный инженер

Цех 1

Цех 2

Цех 3

Заместитель директора по административным вопросам

Таблица 3. Соотношение руководящего персонала и обычных работников.

Персонал

Количество,

чел.

Удельный вес,

%

1. Руководящее звено

70

10

2. Рабочие

630

90

Итого

700

100

Таблица 4. Образовательный ценз персонала.

Персонал

Образование

Всего

Высшее

Средне-специальное

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1. Руководящее звено

56

80

14

20

70

100

2. Рабочие

525

83

105

17

630

100

Рисунок 3. Образовательный ценз руководящего звена.

Рисунок 4. Образовательный ценз рабочих.

Количество, чел.

Таблица 5. Стаж работы персонала.

Персонал

Стаж работы

Итого

1-5

6-10

11-15

16-20

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1. Руководящее звено

40

57

18

26

7

10

5

7

70

10

2. Рабочие

410

65

95

15

70

11

55

9

630

90

Анализируя функции работников коммерческой службы ОАО «Полет», можно сделать вывод, что функциональное разделение труда соответствует должностным обязанностям указанных исполнителей.


Среди отделов коммерческой службы присутствуют функциональные связи (происходит обмен информацией между работниками отделов, составляется документальная отчетность и доводится до специалистов отделов), а также линейная связь (зам. директора по коммерции координирует и контролирует действия специалистов на основе предоставленной отчетности).

Вопросами управления персоналом занимается отдел кадров во главе с начальником отдела кадров. В подчинении начальника отдела кадров находятся два инспектора по труду.

На данном предприятии реализуются следующие функции управления персоналом: подбор и расстановка кадров, составление плана потребности в персонале, оформление приема, перевода, увольнения работников, осуществление контроля над правильным использованием персонала, ведение учета личных дел, оформление документации для награждения, рассмотрение писем, жалоб, заявлений. Такие функции, как профессиональное обучении, профессионально-квалификационное продвижение, изучение причин текучести кадров, анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. на предприятии не реализуются, что, несомненно, влияет на экономическую эффективность его работы.

Финансовая служба (бухгалтерия) во главе с главным бухгалтером занимается финансовыми вопросами деятельности предприятия, в том числе и составлением текущих финансовых планов.

Таким образом, организационная структура ОАО «Полет» в принципе соответствует его целям и задачам, что говорит об эффективности работы управления фирмой в плане организации, но, как и всякая другая линейно-функциональная система имеет ряд недостатков:

  • Негибкая структура организации;
  • Четко определенные задачи для всех структурных подразделений;
  • Власть проистекает из иерархических уровней в организации;
  • Иерархическая система контроля;
  • Командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз;
  • Содержанием коммуникаций являются распоряжения, инструкции и решения, принятые руководством организации.

2.2.3. Мотивация.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.


Общеизвестным фактом является то, что методы мотивации персонала могут быть как материальными, так и нематериальными.

Что касается материальных методов, то первоочередное внимание следует обратить на организацию заработной платы.

На данном предприятии организация заработной платы имеет относительно упрощенный характер. Размер её составляет: для рабочих разных категорий - от 8 000 руб. до 25 000 руб., для руководства - от 30 000 руб. до 100 000 руб.

Рядовые работники имеют строго фиксированный оклад, не зависящий от их личного вклада в деятельность организации, но также получают квартальные премии и премии по результатам работы всего предприятия в целом. Такая же схема оплаты труда применяется к работникам бухгалтерии и отдела кадров.

Руководители служб помимо должностного оклада имеют процент от прибыли.

Таблица 6. Прибыль от сбыта готовой продукции.

2007

2008

2009

Прибыль, полученная от сбыта готовой продукции, тыс. руб.

513 362,1

543 568,2

665 633,0

Рисунок 5. Прибыль от сбыта готовой продукции.

Таким образом, непосредственно материально заинтересованными в улучшении показателей работы ОАО «Полет» являются руководящие работники, а зависимость заработной платы остальных работников от эффективности его работы явно недостаточна.

Экономическая ответственность работников ОАО «Полет» реализуется путем прямого уменьшения заработной платы виновных работников на сумму предъявленных к ним претензий за упущения в работе.

Что касается нематериальных форм мотивации, то здесь ситуация складывается еще более плачевная. Единственным проявлением данных форм является вынесение благодарности персоналу ОАО «Полет» за достигнутые результаты (объемы продаж и/или отсутствие жалоб), а также звание «Лучший работник года» (по тем же критериям).

Таким образом, мотивация, как функция управления, на данном предприятии выражена слабо, что выражается, прежде всего, в высокой текучести. Это, несомненно, оказывает самое пагубной воздействие на результаты работы ОАО «Полет».

2.2.4 Контроль и анализ

Анализ и контроль являются настолько взаимосвязанными функциями управления, что, характеризуя их проявление на данном предприятии, я считаю целесообразным рассмотреть их в комплексе, так как именно в процессе контроля происходит анализ основных показателей результативности работы предприятия, анализ использования имеющихся ресурсов и разработка последующих планов на основе данного анализа.