Файл: Формирование инновационной кадровой политики (На примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Инновации в кадровой политики
1.2 Разработка эффективной кадровой политики предприятия в условиях инновационного развития
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы
2.2 Интегративный подход подготовки кадров
2.3 Совершенствования модели практической подготовки специалистов социальной работы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях инновационного развития, масштабных научно-технических преобразований, жесткой конкурентной борьбы успех предприятия непосредственно зависит от компетентности имеющегося персонала. При всей необходимости материально-вещественных элементов для осуществления основной деятельности, трудовые ресурсы выступают решающим фактором повышения качества работы и определяют эффективность всех сторон хозяйственной деятельности предприятия. При этом, праоснову процесса управления персоналом в компании являет собой кадровая политика, которая по сути, отражает правила и принципы работы с кадрами.
Многие ученые, подчеркивая значимость эффективной кадровой политики, исследуют ее составные элементы, предлагают методики оценки и алгоритмы разработки, однако, они не раскрывают данное понятие именно с позиций инновационного развития.
Целью данной работы является анализ формирования инновационной кадровой политики предприятия, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования инновационной кадровой политики;
- провести анализ формирования инновационной кадровой политики.
Объект исследования - социальная защита.
Предмет исследования - формирования инновационной кадровой политики.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Инновации в кадровой политики
В последнее время мы очень часто слышим такой термин, как «инновация». Инновации присутствует в каждой сфере общественной жизни. Так как, человек является потребителем всего нового, нуждается в комфортном существовании и новейших разработках, то с этой целью и создаются новые технологии. Нет единой точки зрения о том, что такое инновации. Одни ученые говорят о том, что инновации являются определенным процессом создания новых технологий, продуктов. Другие утверждают, что инновации- это преобразования в практической деятельности, которые человек воспринимает как новые. Впервые об инновациях заговорили в Х1Хвеке, но в научную деятельность этот термин был включен в 20 годах прошлого века. Первыми им начали пользоваться австрийские и американские экономисты. А в последнее десятилетие инновациями заинтересовались такие ученые- экономисты, как: Е. А. Ткаченко, С.А. Агарков, С. Ю. Шевченко и другие. Таким образом, инновация- это нововведение.
В постановлении ГД ФС РФ от 01.12.1999 N 4685-П ГД о Федеральном законе «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» термин «инновационная деятельность» трактуется как «выполнение работ и оказание услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса...». Развитие предприятия, организации или учреждения напрямую зависит от инновационного управления.
Кадровые инновации относятся к управленческой деятельности на предприятии. На любом предприятии или учреждении управлением персонала занимается кадровая служба. В прошлом кадровые отделы занимались документацией, а в данное время эти отделы отвечают многим другим требованиям организации. Сейчас огромное внимание уделяется человеку в системе управления, а значит менеджменту. Чтобы достигнуть лучших результатов в работе с персоналом, нужно придерживаться реализации инновационных методов управления без которых невозможна дальнейшая работа с персоналом на данном этапе развития общества. Имеются различные варианты инноваций в управлении организации, осуществление которых непосредственно связанно с решением руководителя организации и от имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
Автор управленческих инноваций, их внедрения и применения на практике управления Дж. Биркиншоу предложил такие принципы инновационной деятельности организации:
- необходимо довести до сознания персонала предприятия важность введения управленческих инноваций;
- постараться создать культуру решения важных вопросов на предприятии. Е[ронаблюдать за реакцией персонала на новые непривычные задачи, встающие перед ними. Проанализировать другие пути решения и узнать, как они их решают: по стандарту, применив творческий подход или методами, которые опробованы конкурентами. В результате анализ покажет потенциал персонала к инновациям. Автор предлагает поощрять работников, которые решили проблему нестандартным путем.
- создавать благоприятную среду для проведения различных экспериментов без потерь для предприятия. Но не каждый руководитель может позволить каждому работнику пользоваться нововведениями в практике, поэтому необходимо создать на предприятии модель для проведения эксперимента.
- инновации в менеджменте должны носить периодический характер, тогда их реализация принесет успех в организации.
Современное общество также нельзя представить без развития компьютерных технологий, в организации необходимо наличие информационных носителей и средств их обработки. В XXI веке работа с персоналом должна быть направлена на решение таких задач как: внедрение компьютерных технологий в процесс сбора и анализа данных; создание прямого доступа и взаимодействие людей, которые удалены друг от друга, тоесть создание виртуального офиса. Основными новыми технологиями программного обеспеченияможно назвать:
- собеседование через Skype, заполнение электронных бланков, дистанционное обучение, трансляция электронных копий документов;
- создание баз данных учета и контроля кадровой статистики;
- проведение видеоконференций;
- использование электронной почты для работников.
Но, для обеспечения офисов, подразделений и рабочего персонала нужной техникой необходимы большие финансовые затраты, а также внимание необходимо уделять техническому обслуживанию оборудования. Это могут позволить себе только крупные учреждения.
Предприятия, внедряющие инновации в управлении с персоналом склонны к использованию такого кадрового менеджмента:
- подготовка работников и повышение их квалификации;
- повышение заработной платы;
- вовлечение и сохранение перспективных работников;
- развитие карьерного роста на предприятии или в организации;
- вознаграждение работников за результат квалифицированной работы;
- обмен опытом с другими предприятиями.
Перечисленные выше особенности управления персоналом показывают важную роль сотрудника в инновации кадрового менеджмента. Главной направленностью менеджмента считается индивидуальный подход к каждому работнику, поэтому введение любой инновации зависит от того, как ее воспримет персонал. Инновация может быть принята персоналом или отвергнута. Поэтому перед введением новых технологий, нужно готовить персонал к новшествам. Достигнуть это можно с помощью повышения квалификации работников. Образованный персонал будет легко поддаваться нововведениям и сам будет предлагать новые идеи. Поощрять персонал за творчество и самостоятельность, поддерживать коммуникации сотрудников не только в организации, но и за ее пределами. Предоставлять сотрудникам возможность высказывать свое мнение об инновациях, осуществлять различные мониторинги.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что в управлении персоналом главную роль играет каждый сотрудник. Эффективная работа сотрудника зависит от того, как удовлетворены его потребности в организации. Каждое предприятие само выбирает свой стиль в управлении персоналом. Главным в любой организации является подход к каждому человеку. Организация и предприятие будут успешны, если их сотрудники будут с желанием работать, если им будет комфортно, если в окружении будет сплоченный коллектив.
Тем не менее необходимо учитывать риски при введении новых технологий. Неправильный подход к той или иной инновации может привести к финансовому кризису, потере ресурсов, времени. Поэтому перед введением инноваций нужно проанализировать риски, и разработать пути их исправления.
1.2 Разработка эффективной кадровой политики предприятия в условиях инновационного развития
Анализ публикаций в области управления персоналом показал, что единого норматива процесса разработки кадровой политики не существует, многие авторы ограничиваются лишь перечнем требований, которым она должна соответствоватт.
Так, коллектив авторов под общей редакцией Исаченко И.И. выделяют четыре общих требования, которым должна соответствовать кадровая политика предприятия: взаимоувязка со стратегией развития организации; гибкость («с одной стороны, кадровая политика должна быть стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой - динамичной, то есть корректироваться в соответствии с изменением тактики организации, производственной и экономической ситуации»); экономическая обоснованность; индивидуальный подход к сотруднику [1].
Романенко А. дополняет указанный перечень требованиями, которые, по сути, характеризуют модель построения отношений с персоналом: «не допустить противоречия характеров людей, задействованных в проекте; разделённая мотивация (мотивационные подходы сотрудников, выполняющих различные функции, не должны совмещаться); максимальная формализация обязанностей сотрудника с акцентом на результат» [2].
При этом авторы, традиционно при формировании кадровой политики выделяют такие этапы ее разработки как: нормирование, программирование, мониторинг персонала (рис. 1).
Рис. Традиционные этапы разработки кадровой политики
По мнению Волковой В.Д., Василенка В. Л. соблюдение предложенных этапов позволяет выработать идеальный вариант кадровой политики [3], однако, по нашему мнению, не дает четкого представления о взаимосвязи ключевых направлений кадровой политики и тем самым не определяет приоритетность их реализации.
Обобщая представления ученых и, учитывая инновационные условия развития о процессе разработки эффективной кадровой политики, предложим авторский алгоритм ее построения (рис. 2).
Рисунок 2 - Процесс разработки эффективной кадровой политики предприятия в условиях инновационного развития* * Авторская разработка
Итак, на первом этапе процесса разработки эффективной кадровой политики предприятия необходимо определить ее цели в условиях инновационного развития.
Следует учитывать, что инновационный путь развития предприятия побуждает предприятия «разработать инновационную стратегию развития в контексте общей стратегии и обеспечить ее выполнения посредством выбора модели реализации и определения плана действий с назначением ответственных лиц - менеджеров-новаторов» [10; с.7]. Отсюда, главная цель кадровой политики предприятия в условиях инновационного развития - это обеспечение эффективной системы управления персоналом и повышение его творческой активности.
Согласно цели, перед кадровой политикой предприятия ставятся новые задачи: формирование организационной структуры с выделением должности инновационного менеджера; создание соответствующего новой должности (рабочим местам) фонда заработной платы («не ниже минимальной месячной заработной платы, установленной федеральным законом РФ»); повышение профессионализма и креативности сотрудников предприятия; обоснование мотивации трудовой деятельности, в частности взаимоувязка мотивационных программ с творческой активностью персонала.
Для реализации целей и задач кадровой политики необходимо обеспечить организационно-информационные и материально-технические условий.
При этом, организационно-информационное обеспечение кадровой политики организации включает: «систему прогнозирования потребности в персонале; современные, научно-обоснованные персонал-технологии по основным кадровым действиям, в том числе подборе, отборе, оценке результатов работы; подготовленных работников кадровой и других служб, а также линейных и функциональных руководителей; структурированную информацию о кадровом составе организации, мониторинговой системы учета и анализа кадрового потенциала и его реализации» [4; с.37].
Материально-техническое обеспечение кадровой политики организации включает: «материально-техническую базу кадровой службы; выделение средств на повышение квалификации руководителей и специалистов; определение источников и порядка финансирования мероприятий по работе с кадрами и т. д.» [4; с.37].