Файл: Прекращение предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать труд других граждан, на основе договоров гражданско-правового характера. Предпринимательская правосубъектность (правовой статус предпринимателя) включает в себя в качестве элементов - гражданскую, финансовую, трудовую, профессиональную правосубъектность, а также публично-правовую (административную) правосубъектность. Основным звеном правового статуса предпринимателя является его гражданская правосубъектность, которая предполагает наличие вещей, обязательной и исключительной правоспособности. Участвуя в рыночном обмене, хозяйствующий субъект становится субъектом права для того, чтобы наиболее полно реализовать свою гражданскую правосубъектность.

Вещная правоспособность является юридической предпосылкой для образования материальной базы товаропроизводителя. «Наличие вещных прав открывает предпринимателю доступ как в сферу производства, так и товарообмена. Более того, без имущества, закрепленного за ним, его финансовые и трудовые функции невыполнимы». [7]

Обязательственная правоспособность состоит из сделкоспособности и деликтоспособности, и реализуется, в первую очередь, в договорных отношениях. Гражданский оборот или совокупность сделок, субъектом которых становится предприниматель, опосредует процесс движения товаров и услуг. Устанавливая договорные связи, данный субъект участвует в кооперации труда и обмена его результатами.

«Личная правоспособность предпринимателя диктуется индивидуализацией товаропроизводителей, без чего рыночные отношения невозможны. Личная правоспособность базируется на личных неимущественных, неотчужденных от покупателя прав. В числе таких прав - а) право на имя (фирму); б) право на товарный знак (знак обслуживания); в) права, связанные с предметами творческой деятельности; г) право на защиту чести, достоинства, деловой репутации». [8]

Другой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности без образования юридического лица является полное товарищество. Это - субъект предпринимательской деятельности, обладает собственной правоспособностью. Товарищество имеет право на имя, следовательно, право на его защиту. Ответственность участников по обязательствам полного товарищества является субсидиарной, т.е. присутствует и вещная правоспособность. Специфика ответственности в полном товариществе заключается в том, что и первоначальные участники (учредители), и последующие в равной степени отвечают по всем обязательствам, независимо от времени их возникновения. Возможность обращения взыскания на имущество самого участника отчасти размывает границу между имуществом, вложенным в товарищество, и не переданным ему.


Особым средством реализации гражданской ответственности без образования юридического лица является имущественная ответственность. Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности характеризуется тем, что она: а) представляет собой обязанность субъекта предпринимательской деятельности - правонарушителя нести имущественные лишения, которые выражаются в дополнительном безэквивалентном обременении имущественной сферы должника; служит целям охраны имущественных прав потерпевшего лица; выполняет определенные правовые функции (компенсационную, карательную, превентивную); реализуется в особом правоохранительном отношении обязательственного типа; возникает при наличии полного состава правонарушения, включающего вину, противоправность, наступление вреда и причинную связь между ними.

Весьма своеобразным видом имущественной ответственности субъектов предпринимательства является их ликвидация за долги. Ликвидационный процесс находится на стыке гражданского (торгового) права и процесса и может быть классифицирован как специфический вид гражданской ответственности. Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом по решению суда. «Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в определенной законом очередности» (ГК РФ ч.1 ст.23-25). Таким образом, правовой статус предпринимателя определяется рядом нормативных актов и имеет свои специфические черты, отличающие эту правоспособность от правосубъектности юридических лиц. Но правосубъектость (право- и дееспособность) индивидуального предпринимателя возникает по другим нормам, отражающим правосубъектность физического лица, а именно - с регистрации предприятия.

2. Государственная регистрация индивидуальногопредпринимателя

2.1. Порядок государственной регистрации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 13.07.2001. С изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2009. Одобрено Советом Федерации 20 июля 2001г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Причем эта процедура максимально приближена к порядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:


  • Государственную регистрацию предпринимателей;
  • Постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве налогоплательщиков;
  • Присвоение кодов по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  • Регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя.

Госрегистрацией граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве индивидуальных предпринимателей занимаются органы Федеральной налоговой службы (ФНС).

Гражданин получает статус зарегистрированного предпринимателя с момента внесения о нем записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Несмотря на то, что нотариусы и адвокаты отнесены налоговым законодательством к индивидуальным предпринимателям, проходить госрегистрацию им не нужно.

«Регистрация индивидуального предпринимателя построена по принципу «одного окна». Это значит, что гражданин представляет документы, необходимые для его регистрации в качестве предпринимателя, а регистрирующий орган самостоятельно проводит государственную регистрацию, осуществляет постановку на налоговый учет и регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики». [9]

ФНС России утвердила новые методологические разъяснения для налогоплательщиков по заполнению документов, используемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они содержатся в приказе от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 [10]. В этом документе определены общие требования к оформлению документов, перечень лиц, имеющих право быть заявителем при регистрации, а так же порядок заполнения заявлений и приложений.

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин должен представить пакет документов, в том числе:

  • Заявление о государственной регистрации;
  • Копию документа, удостоверяющего личность;
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

В соответствии с п.1 ст. 20 ГК РФ «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».

Заявление о государственной регистрации составляется в одном экземпляре по форме Р21001. Она приведена в приложении 18 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 с изменениями и дополнениями, внесенными решением Верховного Суда РФ (ВС РФ) 22. 12. 2004г. №6220 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при регистрации индивидуальных предпринимателей» и состоит из Титульной части, Листа А, Листа Б.


В Титульной части индивидуальный предприниматель указывает сведения о себе, которые будут внесены в ЕГРИП:

  • Фамилия, имя, отчество;
  • Дата и место рождения;
  • Адрес по месту жительства, телефон;
  • Реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • ИНН и т.д.

На Листе А указываются коды видов экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя. Они берутся из Общероссийского классификатора, утвержденного постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. №454-ст и введенного в действие с 1 января 2003 года «О принятии и введении в действие в действие общероссийского классификатора видов экономической деятельности».

В Листе Б содержатся наименования документов, которые предприниматель предоставил на перерегистрацию. Его заполняют регистрирующие органы в двух экземплярах: один остается в регистрационном деле предпринимателя, а второй выдается предпринимателю. В расписке налоговый инспектор указывает дату получения документов и ставит свою подпись.

«Сроки регистрации составляют пять рабочих дней с момента представления всех необходимых документов». [11] Датой представления документов при регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Таким образом, в течении пяти рабочих дней с момента получения документов налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП. Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдаю или направляют по почте Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 ФЗ РФ от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ, принятом ГД ФС РФ 13.07.2001. С изм. и доп., вступившими в силу с 1. 01. 2009. Одобренным Советом Федерации 20 июля 2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения из единого государственного реестра юридических лиц, из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.


2.2. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Ведением ЕГРИП индивидуальных предпринимателей занимаются налоговые органы. Правила ведения ЕГРИП установлены правительством РФ в постановлении от 16 октября 2003 г. № 630 [12].

В ЕГРИП фиксируются сведения о получении гражданином статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении им предпринимательской деятельности, об изменении ранее внесенных сведений и о документах, которые либо позволяют гражданину заниматься индивидуальным бизнесом, либо лишают его этого права.

Перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в реестре, включает его персональные данные (фамилия, имя, отчество; пол; дата и место рождения), сведения о гражданстве и месте жительства. Помимо этого, ЕГРИП содержит данные о документах:

  • Удостоверяющих личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.)
  • Подтверждающих факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации)
  • Дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии).

Предпринимателю нет необходимости предоставлять в налоговые органы копии полученных лицензий и сообщать о прекращении их действия.

Об этом позаботится лицензирующий орган. Все сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, он обязан передать в регистрирующий орган. Причем предоставить эти сведения он должен в течение 5 рабочих дней, со дня принятия решения о предоставлении лицензии, о ее переоформлении, о приостановлении действия, о возобновлении, об аннулировании лицензии.

Кроме того, в реестр вносится:

  • Идентификационный номер предпринимателя, дата постановки его на учет в налоговом органе;
  • Коды по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  • Номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;
  • Сведения о банковских счетах предпринимателя.

В ЕГРИП вносится информация о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также дата и способ прекращения деятельности.

«После государственной регистрации индивидуального предпринимателя или внесения изменений в ЕГРИП налоговый орган обязан представить соответствующую информацию в государственные органы (Федеральные органы исполнительной власти, МАП, МВД, КФМ, Госкомстат, Таможенные органы), внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонд медицинского страхования), и органы местного самоуправления». [13]