Файл: Россия на международном валютно-финансовом рынке (Роль международных финансовых организаций в системе международных финансовых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Организация и цели деятельности Международного валютного фонда

1.2. Формирование и использование ресурсов Международного валютного фонда

1.3. Деятельность Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития) и его сестринских учреждений

1.4. Функции и операции Банка международных расчетов (БМР). Региональные банки реконструкции и развития

2. УЧАСТИЕ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И ДРУГИХ ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1. Необходимость участия России в международных финансовых организациях

2.2. Основные виды кредитов, представленных России международными финансовыми организациями

2.3. Механизм осуществления международных денежных платежей и расчетов при международных финансовых отношениях. Международные платежные системы

2.4. Проблемные вопросы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями (по материалам публикаций в периодической печати и научных монографий)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

БМР использует золотой франк исключительно в качестве расчетной единицы при составлении балансовых отчетов. С 1 апреля 2003 г. БМР перешел на расчеты в СДР.

БМР создавался как организация, осуществляющая сотрудничество центральных банков. В 1947-158 гг. банк играл важную роль в европейской платежной системе, выступая в качестве расчетно-клирингового центра. В 1961-1968 гг. БМР координировал политику центробанков на рынках золота.

В 1970-е годы в недрах БМР создается инициативная группа из представителей десяти стран, которая в 1974 г образует Комитет по банковскому надзору. Впервые создается международный орган, отслеживающий поведение банков за пределами национальных границ. Кроме того, постепенно вырабатываются международные стандарты в области ликвидности, устойчивости и платежеспособности банков. В 1988 г. были приняты стандарты оценки достаточности капитала и ликвидности, известные под названием Базельского конкордата. В 90-х годах был принят документ «Основные принципы эффективного банковского надзора».

Значительна роль БМР не только как надзорной и координирующей организации, но и как активного участника мирового рынка капиталов. Департамент банковских услуг БМР выполняет множество банковских операций, которые связаны с функциями банка по предоставлению финансовых услуг, содействующим центральным банкам в управлении их валютными резервами. В настоящее время около 120 центральных банков и международных финансовых учреждений многих стран размещают свои депозиты в БМР.

Внушительные суммы, находящиеся на балансе банка, отражают важность его функции в качестве кредитора центральных банков. Существенная доля резервных активов центральных банков, размещенных в виде депозитов в БМР, может потребоваться им в достаточно сжатые сроки, поэтому операции БМР с этими ресурсами должны обеспечивать высокий уровень ликвидности. Основная часть этих фондов размещается на рынке главным образом в форме инвестиций, в солидных коммерческих банках или идет на покупку краткосрочных государственных бумаг. Хотя эти операции составляют сегодня основную долю банковских услуг, предоставляемых БМР, он также осуществляет от имени своих клиентов операции с золотом и валютой.

У БМР широкий круг инвестиционных услуг, предоставляемых центральным банкам. Новые инструменты, разработанные БМР, позволяют ЦБ более эффективно управлять своими ликвидными средствами. В то же время, помогая управлять долгосрочными резервами, банк предлагает индивидуально разработанные для них схемы оптимального размещения портфеля ценных бумаг. Помимо размещения фондов на международных рынках БМР иногда предоставляет и ликвидные средства. Обычно речь идет об обеспеченных кредитах, гарантированных золотом или хранящимися в БМР валютными депозитами, хотя иногда это могут быть и необеспеченные кредиты, например в виде резервного кредита, который может быть использован центральными банками в очень сжатые сроки.


Еще одно направление кредитной деятельности банка возникло в 1982 г., когда резко обострился кризис задолженности, создавший потенциальную угрозу стабильности международной финансовой системы. По просьбе ведущих центральных банков и при их поддержке (в форме) гарантии БМР содействовал в предоставлении промежуточного финансирования ряду центральных банков, в основном в Латинской Америке и Восточной Европе. Это делается в ожидании выплаты кредитов, предоставленных такими международными организациями, как МВФ, МБРР или ЕБРР, и обусловленных рядом обязательств в отношении будущей экономической политики стран.

В число важных и влиятельных МФО, которые не имеют формального статуса, следует назвать Лондонский и Парижские клубы кредиторов. По своему международно-правовому статусу эти организации представляют собой неформальные сообщества профессионалов. Они объединяют кредиторов. Парижский клуб был создан в 1957 г. как координационный орган основных стран-кредиторов по суверенным межправительственным долгам. Его задача – согласование позиций стран-кредиторов в отношении мировой задолженности. Деятельность клуба стала особенно востребованной в 1980-е годы, когда разразился мировой долговой кризис. Члены клуба согласованно с МВФ и МБРР разрабатывали схемы реструктуризации накопившейся суверенной задолженности развивающихся стран перед правительствами членов Парижского клуба. Наиболее известной системой реструктуризации долга является план Брэйди. В рамках реализации этого плана члены Парижского клуба брали на себя согласованные обязательства по эффективному сокращению долговой зависимости.

Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупнейших банков развитых стран, которые являются активными участниками мирового финансового рынка. Естественно, что частные долги имеют несколько иную природу, чем долги суверенные. Здесь каждый кредитор выставляет свои специфические условия. Однако и здесь координация действий кредиторов оказалась крайне необходимой. Кредиторы, предлагая те или иные схемы реструктуризации частных долгов, находили взаимопонимание с дебиторами. Подход к должникам был также дифференцирован. По отношению к плательщикам беднейших стран используются наиболее радикальные подходы, скажем, списание от 10 до 30 %. Схемы реструктуризации предполагали также посредничество государственных органов стран-должников, которые выступали бы в качестве гарантов. Кроме того, расходы по проведению операций реструктуризации зачастую брали на себя кредиторы-члены Лондонского клуба. В целом условия реструктуризации долгов в обоих клубах являются сходными.


Особое место в структуре международных финансовых организаций занимают международные региональные банки развития , созданные в 60-х годах 20 века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, создан в 1959 г., находится в Вашингтоне), Африканский банк развития (АфБР, создан в 1963 г., находится в Абиджане) и Азиатский банк развития (АзБР, создан в 1965 г., находится в Маниле) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капиталов банков и они составляют примерно одну треть их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ. Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются неодинаковым уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов: Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), создан в 1990г., находится в Лондоне. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует инвестиционные проекты в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсами МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала выше (24,5% по сравнению с 6.4%). Неоплаченный капитал может быть при необходимости востребован, но обычно используется как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке. Заимствование средств на рынке капитала осуществляется путем выпуска сертификатов, а не облигаций, в отличие от ВБ.

Особенность ЕБРР заключается в его ориентации на кредитование рыночных реформ и поддержку частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы; 70% его кредитов предоставлены частному сектору. Россия активно сотрудничает с ЕБРР, который кредитует инвестиционные проекты в пределах 30% стоимости проекта и привлекает синдицированные банковские кредиты.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности – финансовый, банковский сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями.


Отличительная черта кредитов ЕБРР – дисперсия по регионам и разным отраслям экономики, а также банкам. ЕБРР избирательно определяет объекты кредитования объекты кредитования с учетом российской специфики, отказываясь кредитовать предприятия игорного бизнеса, производство табачных изделий и крепких алкогольных напитков. Специфика деятельности ЕБРР – стимулирование создание венчурных фондов (11 в России). Созданный в 1994 году ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России предоставил кредиты около 40 тыс. мелких предприятий исходя из критерия их платежеспособности. Стратегия сотрудничества России с ЕБРР направлена на дальнейшее привлечение его инвестиционных кредитов, условия которых более льготные по сравнению с условиями мировых частных инвесторов, в целях развития российской экономики [10, с. 318] .

Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношениях.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в общем бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработке рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

В зависимости от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации имеющие мировое значение (МВФ и группа Всемирного банка), региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо сферу всемирного хозяйства

2. УЧАСТИЕ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И ДРУГИХ ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


2.1. Необходимость участия России в международных финансовых организациях

Реформы в Российской Федерации положили начало активному включению ее в мировое хозяйство. Этот процесс сложный и многоплановый. Он предполагает прежде всего признание в полной мере всех конвенций, договоров и действующих принципов. Включение России в международные валютно-кредитные и финансовые отношения связано с активной либерализацией внешнеэкономической деятельности, с открытием внутреннего валютного рынка.

Непосредственным толчком к появлению России на международных финансовых рынках было вступление ее в МВФ и МБРР. Участие в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях стало важной точкой опоры развития российской экономики. Глобальные финансы помогли найти дополнительные источники капитала, привлечь иностранные инвестиции, экспортировать российские капиталы за рубеж. Российская банковская система сделала определенные шаги в привлечении иностранных банков. Одновременно с этим российские банки совершают попытки проникновения на зарубежные рынки банковских услуг.

Можно выделить несколько причин почему России необходимо сотрудничество с МФО:

- реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста;

- поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления;

- поддержка социальной инфраструктуры;

- содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения ее геополитических интересов;

- использование международного опыта.

2.2. Основные виды кредитов, представленных России международными финансовыми организациями

Заявка на вступление России в Международный валютный фонд впервые была подана 7 января 1992 г. Она сопровождалась разработкой меморандума об экономической политике Российской Федерации, который охватывал меры по реализации как стабилизационной программы экономики, так и радикальной структурной реформы. Меморандум был направлена рассмотрение руководства МВФ и был им одобрен. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России в состав фонда, 22 мая того же года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о вступлении страны в МВФ. Это означало фактическое появление России как равноправного субъекта международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Договор с МВФ о членстве подтвердил факт того, что Россия уважает и полностью разделяет международные договоренности.