Файл: Разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 2669
Скачиваний: 75
СОДЕРЖАНИЕ
1.Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
1.3. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
2. Информационное обеспечение задачи
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Используемые классификаторы и системы кодирования
2.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
3 Программное обеспечение задачи
3.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
3.2. Характеристика базы данных
3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
3.4 Описание программных модулей
ВВЕДЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы проведена разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов. В настоящее время создание подобных информационных систем является актуальной задачей в связи с развитием информационных систем, используемых в авиакомпаниях в части обслуживания пассажиров.
В транспортных и авиационных компаниях в настоящее время зачастую наблюдается несогласованность действий подразделений в части организации обслуживания пассажиров, что приводит к ошибкам при планировании рабочего времени специалистов и нарушению регламентов работы. Автоматизация процесса обслуживания пассажиров повышает эффективность координации действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия подразделений, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует повышению эффективности деятельности.
Целью данной работы является разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов.
Задачи проекта:
- изучение специфики процесса бронирования и продаж авиабилетов;
- анализ организационной структуры ООО «AVIASALES»;
- разработка технического задания;
- анализ бизнес-процессов бронирования и продаж авиабилетов;
- разработка информационной модели согласно поставленным задачам;
- анализ входных и результирующих информационных потоков;
- разработка программного продукта и его тестирование.
Объектом исследования является информационная система агентства по продаже авиабилетов ООО «AVIASALES»,
Предмет исследования – использование информационных технологий в процессе бронирования и продаж авиабилетов.
Метод исследования – изучение текущего состояния бизнес-процессов работы аэропорта, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.
1.Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
Объектом исследования в рамках данной работы является организация, работающая в сфере реализации авиабилетов ООО «AVIASALES», сотрудничающая в ведущими авиакомпаниями и туроператорами России.
В рамках данной работы необходимо разработать провести анализ технологии продаж и бронирования авиабилетов. Технологиями, подлежащими автоматизации в рамках данной предметной области, являются:
- учет авиакомпаний;
- учет данных пассажиров;
- учет бронирования и продаж авиабилетов, заявок от туристических агентств, а также заявок на корпоративное обслуживание в области авиаперевозок;
- формирование отчетности.
В настоящее время в сфере авиаперевозок работает множество компаний, услугами которых пользуются как частные лица, так и туристические агентства и крупные коммерческие компании. Услуги бронирования и продаж авиабилетов предлагает множество онлайн сервисов. Таким образом, актуальность приобретает вопрос взаимодействия между ними, автоматизация бронирования и продаж авиабилетов через представителей. В соответствии с политикой авиакомпаний, стоимость авиабилетов зависит от:
- времени приобретения билета;
- класса авиабилетов;
- также возможны комиссии, связанные со способом оплаты билета.
Таким образом, при раннем бронировании билета, пассажиры смогут выбрать место нужного уровня комфортности и стоимости.
Распределение видов оказываемых услуг по видам представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Распределение по видам оказываемых услуг
Как показано на рисунке 1, наибольшую долю продаж билетов составляют чартерные перевозки, минимальное количество – продажа билетов в бизнес-класс. На рисунке 2 приведена цепочка создания ценности.
Инфраструктура ООО «AVIASALES» (работа продажи Авиабилетов потребителям различных категорий) |
преимущество |
||||
Управление человеческими ресурсами Работа специалистов по работе с персоналом (через систему подбора, отбора, поощрений, аттестации сотрудников и др.) |
|||||
Разработка технологии Бронирование и продажа Авиабилетов как непосредственно, так и в онлайн режиме |
|||||
Перечень материально-технического обеспечения Кассовое оборудование, информационная система, хозяйственный инвентарь, инфомат, помещения для клиентов |
|||||
Логистика транспорт для служебных поездок сотрудников |
Операции Реализация Авиабилетов |
Исходящее МТО Данные о наличии мест на авиарейсы |
Маркетинг и продажи Реализация и бронирование Авиабилетов |
Предпродажное обслуживание Возможность возврата билетов |
Рисунок 2 - Цепочка создания ценности
1.2 Организационная структура управления предприятием
Схема организационной структуры ООО «AVIASALES» представлена на рисунке 2.
Рисунок 3 - Диаграмма организационной структуры ООО «AVIASALES»
Как показано на рисунке 2, в состав организационной структуры ООО «AVIASALES» входят:
- Руководство (директор и его заместители);
- Отдел продаж, в функции которого входят вопросы реализации и бронирования авиабилетов;
- Административный отдел, курирующий вопросы содержания помещений ООО «AVIASALES»;
- Экономический отдел, в компетенцию которого входит организация бухгалтерского учета, ведение аналитической работы;
- Технический отдел, в компетенцию которого входит обеспечение функциональности ИТ-инфраструктуры, обеспечение технологии продаж Авиабилетов через Интернет, а также инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие с авиакомпаниями.
1.3. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов
В рамках данной работы необходимо разработать автоматизированную систему для предметной области «Деятельность агентства по продаже авиабилетов». Проведем анализ бизнес-процессов агентства «Aviasales» с использованием методологии IDEF0.
Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Контекстная диаграмма
Как показано на рисунке 4, входящими информационными потоками в технологии работы агентства по продаже авиабилетов являются:
- Данные пассажиров;
- Запросы на покупку билетов;
- Запросы отчетности;
- Данные авиакомпаний и рейсов.
Результатными информационными потоками являются: проданные билеты, сформированная отчётность, посадочные ведомости. Диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции процесса «Деятельность агентства по продаже авиабилетов»
Как показано на рисунке 5, основными технологическими процессами в деятельности агентства по продаже авиабилетов являются:
- ведение классификаторов;
- учет пассажиров;
- продажа билетов;
- формирование отчетности.
Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов приведена на рис.6, для процесса продажи билетов – на рис.7.
Рисунок 6 - Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов
Ведение классификаторов в технологии работы агентств по продаже авиабилетов предполагает:
- учет информации об авиакомпаниях;
- учет авиарейсов;
- учет стоимости билетов;
- учет расписаний авиарейсов.
Рисунок 7 - Диаграмма декомпозиции процесса продажи билетов
В ходе анализа бизнес-процессов технологии работы агентства по продаже авиабилетов были определены задачи автоматизации:
- ведение классификаторов (авиакомпаний, станций, пассажиров);
- учет расписаний;
- учет цен на разные классы посадочных мест;
- ведение учёта проданных билетов;
- формирование отчётности.
Внедрение информационных технологий в работу аэропорта позволяет снизить временных затраты на поиск необходимой информации (поиск подходящего рейса, билетов, мест необходимого класса, а также цены), осуществление продаж билетов, формирование отчётности.
2. Информационное обеспечение задачи
2.1. Информационная модель и её описание
На рисунке 8 приведена информационная модель поставленной задачи автоматизации деятельности агентства по продаже авиабилетов.
Рисунок 8 – Информационная модель задачи
Как показано на рисунке 8, информационная модель задачи содержит области:
- Область 1, связанная с работой менеджера, связанной с корректировкой справочников (авиакомпаний, аэропортов, авиарейсов), вводом и корректировкой информации о продажах авиабилетов;
- Область 2, связанная с информационной системой. В данной области происходит обращение к объектам базы данных. Производятся операции добавления, редактирования, удаления, инициированные пользователями;
- Область 3, связанная с формированием отчетности.
2.2. Используемые классификаторы и системы кодирования
База данных должна удовлетворять информационные потребности и содержать в себе информацию о полетах, самолетах, аэропортах. Также должна содержаться детальная информация о билетах на рейсы. Конкретно - Ф.И.О. пассажира, информация о его рейсе и статус оплаты.
Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки информационной системы агентства по продаже авиабилетов показана в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура нормативно-справочной информации
№ п/п |
Наименование кодируемого множества объектов |
Значность кода |
Система кодирования |
Вид классификатора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Код авиакомпании |
ХХХХХ |
порядковая |
локальный |
2 |
Код авиарейса |
ХХХХХ ХХХ |
Серийно-порядковая |
локальный |
3 |
Код аэропорта |
ХХХ |
порядковая |
локальный |
4 |
Код авиабилета |
ХХХХХ ХХХ |
Серийно-порядковая |
локальный |
В рамках проектирования системы агентства по продаже авиабилетов необходимо реализовать решение следующих задач:
- ведение картотеки аэропортов;
- ведение картотеки авиакомпаний;
- работа с расписаниями авиарейсов;
- ведение картотеки авиарейсов и цен на авиарейсы в зависимости от класса;
- учет проданных билетов.
Описание систем классификации и кодирования.
- Код авиакомпании. Длина кода ХХХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании в локальном классификаторе.
- Код авиарейса. Длина кода ХХХХХ ХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании, ХХХ – порядковый номер авиарейса.
- Код аэропорта. Длина кода ХХХ, где ХХХ – порядковый номер вида аэропорта в локальном классификаторе.
- Код авиабилета. Длина кода ХХХХХ ХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании, ХХХ - порядковый номер авиабилета в локальном классификаторе.
В рамках проектирования базы данных аэропорта определим ключевые сущности базы данных.