Файл: Разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 2669

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках данной курсовой работы проведена разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов. В настоящее время создание подобных информационных систем является актуальной задачей в связи с развитием информационных систем, используемых в авиакомпаниях в части обслуживания пассажиров.

В транспортных и авиационных компаниях в настоящее время зачастую наблюдается несогласованность действий подразделений в части организации обслуживания пассажиров, что приводит к ошибкам при планировании рабочего времени специалистов и нарушению регламентов работы. Автоматизация процесса обслуживания пассажиров повышает эффективность координации действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия подразделений, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует повышению эффективности деятельности.

Целью данной работы является разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов.

Задачи проекта:

- изучение специфики процесса бронирования и продаж авиабилетов;

- анализ организационной структуры ООО «AVIASALES»;

- разработка технического задания;

- анализ бизнес-процессов бронирования и продаж авиабилетов;

- разработка информационной модели согласно поставленным задачам;

- анализ входных и результирующих информационных потоков;

- разработка программного продукта и его тестирование.

Объектом исследования является информационная система агентства по продаже авиабилетов ООО «AVIASALES»,

Предмет исследования – использование информационных технологий в процессе бронирования и продаж авиабилетов.

Метод исследования – изучение текущего состояния бизнес-процессов работы аэропорта, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.

1.Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия

1.1. Характеристика предприятия и его деятельности


Объектом исследования в рамках данной работы является организация, работающая в сфере реализации авиабилетов ООО «AVIASALES», сотрудничающая в ведущими авиакомпаниями и туроператорами России.

В рамках данной работы необходимо разработать провести анализ технологии продаж и бронирования авиабилетов. Технологиями, подлежащими автоматизации в рамках данной предметной области, являются:

- учет авиакомпаний;

- учет данных пассажиров;

- учет бронирования и продаж авиабилетов, заявок от туристических агентств, а также заявок на корпоративное обслуживание в области авиаперевозок;

- формирование отчетности.

В настоящее время в сфере авиаперевозок работает множество компаний, услугами которых пользуются как частные лица, так и туристические агентства и крупные коммерческие компании. Услуги бронирования и продаж авиабилетов предлагает множество онлайн сервисов. Таким образом, актуальность приобретает вопрос взаимодействия между ними, автоматизация бронирования и продаж авиабилетов через представителей. В соответствии с политикой авиакомпаний, стоимость авиабилетов зависит от:

- времени приобретения билета;

- класса авиабилетов;

- также возможны комиссии, связанные со способом оплаты билета.

Таким образом, при раннем бронировании билета, пассажиры смогут выбрать место нужного уровня комфортности и стоимости.

Распределение видов оказываемых услуг по видам представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение по видам оказываемых услуг

Как показано на рисунке 1, наибольшую долю продаж билетов составляют чартерные перевозки, минимальное количество – продажа билетов в бизнес-класс. На рисунке 2 приведена цепочка создания ценности.

Инфраструктура ООО «AVIASALES»

(работа продажи Авиабилетов потребителям различных категорий)

преимущество

Управление человеческими ресурсами

Работа специалистов по работе с персоналом (через систему подбора, отбора, поощрений, аттестации сотрудников и др.)

Разработка технологии

Бронирование и продажа Авиабилетов как непосредственно, так и в онлайн режиме

Перечень материально-технического обеспечения

Кассовое оборудование, информационная система, хозяйственный инвентарь, инфомат, помещения для клиентов

Логистика

транспорт для служебных поездок сотрудников

Операции

Реализация Авиабилетов

Исходящее МТО

Данные о наличии мест на авиарейсы

Маркетинг и продажи

Реализация и бронирование Авиабилетов

Предпродажное обслуживание

Возможность возврата билетов


Рисунок 2 - Цепочка создания ценности

1.2 Организационная структура управления предприятием

Схема организационной структуры ООО «AVIASALES» представлена на рисунке 2.

Рисунок 3 - Диаграмма организационной структуры ООО «AVIASALES»

Как показано на рисунке 2, в состав организационной структуры ООО «AVIASALES» входят:

- Руководство (директор и его заместители);

- Отдел продаж, в функции которого входят вопросы реализации и бронирования авиабилетов;

- Административный отдел, курирующий вопросы содержания помещений ООО «AVIASALES»;

- Экономический отдел, в компетенцию которого входит организация бухгалтерского учета, ведение аналитической работы;

- Технический отдел, в компетенцию которого входит обеспечение функциональности ИТ-инфраструктуры, обеспечение технологии продаж Авиабилетов через Интернет, а также инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие с авиакомпаниями.

1.3. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов

В рамках данной работы необходимо разработать автоматизированную систему для предметной области «Деятельность агентства по продаже авиабилетов». Проведем анализ бизнес-процессов агентства «Aviasales» с использованием методологии IDEF0.

Контекстная диаграмма приведена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Контекстная диаграмма

Как показано на рисунке 4, входящими информационными потоками в технологии работы агентства по продаже авиабилетов являются:

- Данные пассажиров;

- Запросы на покупку билетов;

- Запросы отчетности;

- Данные авиакомпаний и рейсов.

Результатными информационными потоками являются: проданные билеты, сформированная отчётность, посадочные ведомости. Диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса приведена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции процесса «Деятельность агентства по продаже авиабилетов»


Как показано на рисунке 5, основными технологическими процессами в деятельности агентства по продаже авиабилетов являются:

- ведение классификаторов;

- учет пассажиров;

- продажа билетов;

- формирование отчетности.

Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов приведена на рис.6, для процесса продажи билетов – на рис.7.

Рисунок 6 - Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов

Ведение классификаторов в технологии работы агентств по продаже авиабилетов предполагает:

- учет информации об авиакомпаниях;

- учет авиарейсов;

- учет стоимости билетов;

- учет расписаний авиарейсов.

Рисунок 7 - Диаграмма декомпозиции процесса продажи билетов

В ходе анализа бизнес-процессов технологии работы агентства по продаже авиабилетов были определены задачи автоматизации:

- ведение классификаторов (авиакомпаний, станций, пассажиров);

- учет расписаний;

- учет цен на разные классы посадочных мест;

- ведение учёта проданных билетов;

- формирование отчётности.

Внедрение информационных технологий в работу аэропорта позволяет снизить временных затраты на поиск необходимой информации (поиск подходящего рейса, билетов, мест необходимого класса, а также цены), осуществление продаж билетов, формирование отчётности.

2. Информационное обеспечение задачи

2.1. Информационная модель и её описание

На рисунке 8 приведена информационная модель поставленной задачи автоматизации деятельности агентства по продаже авиабилетов.

Рисунок 8 – Информационная модель задачи

Как показано на рисунке 8, информационная модель задачи содержит области:

- Область 1, связанная с работой менеджера, связанной с корректировкой справочников (авиакомпаний, аэропортов, авиарейсов), вводом и корректировкой информации о продажах авиабилетов;

- Область 2, связанная с информационной системой. В данной области происходит обращение к объектам базы данных. Производятся операции добавления, редактирования, удаления, инициированные пользователями;


- Область 3, связанная с формированием отчетности.

2.2. Используемые классификаторы и системы кодирования

База данных должна удовлетворять информационные потребности и содержать в себе информацию о полетах, самолетах, аэропортах. Также должна содержаться детальная информация о билетах на рейсы. Конкретно - Ф.И.О. пассажира, информация о его рейсе и статус оплаты.

Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки информационной системы агентства по продаже авиабилетов показана в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Структура нормативно-справочной информации

№ п/п

Наименование кодируемого множества объектов

Значность кода

Система кодирования

Вид классификатора

1

2

3

4

5

1

Код авиакомпании

ХХХХХ

порядковая

локальный

2

Код авиарейса

ХХХХХ ХХХ

Серийно-порядковая

локальный

3

Код аэропорта

ХХХ

порядковая

локальный

4

Код авиабилета

ХХХХХ ХХХ

Серийно-порядковая

локальный

В рамках проектирования системы агентства по продаже авиабилетов необходимо реализовать решение следующих задач:

- ведение картотеки аэропортов;

- ведение картотеки авиакомпаний;

- работа с расписаниями авиарейсов;

- ведение картотеки авиарейсов и цен на авиарейсы в зависимости от класса;

- учет проданных билетов.

Описание систем классификации и кодирования.

  • Код авиакомпании. Длина кода ХХХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании в локальном классификаторе.
  • Код авиарейса. Длина кода ХХХХХ ХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании, ХХХ – порядковый номер авиарейса.
  • Код аэропорта. Длина кода ХХХ, где ХХХ – порядковый номер вида аэропорта в локальном классификаторе.
  • Код авиабилета. Длина кода ХХХХХ ХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании, ХХХ - порядковый номер авиабилета в локальном классификаторе.

В рамках проектирования базы данных аэропорта определим ключевые сущности базы данных.