Файл: Специфика понятия (социальная перцепция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самораскрытие.
Самораскрытие это в первую очередь особое отношение к себе, а потом к людям, которые окружают вас. Но собеседник не всегда готов принять человека, который перед ним искренен и открыт. Это приводит к ухудшению отношений.

Манипулятивная самоподача.

Человек уже сформулировал какой-то определенный образ, который при общении он показывает, при этом искренность отсутствует.

В наше время многие используют манипулятивную самоподачу. Люди бояться открыться другим, и это проблема межличностной перцепции. Манипутлятивная самоподача это как ложное впечатление о себе. Ложная самоподача может проявляться в наигранности мимики, жестикуляций и изменение походок, так же она может проявляться в стиле одежды (яркость, цена). Преподавателей оправдывает в этом случае по поводу одежды, им запрещена неформальная и яркая одежда, потому что это отвлекает учащегося.

Межгрупповая перцепция

Механизмы межгрупповой перцепции. Один из первых механизмов был написан «внутригрупповой фаворитизм» Он заключается в том, чтобы благоприятствовать членам данной группы в противовес другой. Проявляется в формировании оценок индивидов собственной группы (т.е. проявляется в социальной перцепции). Возникает:

1) межгрупповое соревнование. Соревнование групп, одной достается успех – другой проигрыш;

2)неудачи при межгрупповом взаимодействии;

3)двойственность критериев, которые являются основой в решении об успешности какой-либо группы;

4) неточность критериев;

Второй механизм «физиогномическая редукция».

Это понятие было внесено впервые В.С. Агеевом, оно означает социальное восприятие, которое помогает сделать вывод о внутренних психологических особенностях человека и прогнозировать действия поведения его группы. Этот механизм хорошо подходит в простых условиях социального взаимодействия.

В основе этого механизма рассматривается рефлексия, эмпатия, идентификация и т.д.

Третий механизм «стереотипизация» Мы о ней уже говорили (стр7), но рассмотрим ее более подробно . Считается человек в стереотипизации полагается на предыдущий опыт. Впервые ввел термин «социальный стереотип» Липпман. Он использовал этот термин для несправедливости умений и представлений.

Все стереотипы и эталоны закладываются с самого детства, как раз благодаря этому, у человека складываются определенные системы ценностей, которые проявляются в их поступках поведения, установках и отношениях.


Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов.

  • Конституционально-антропологические – проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря на очевидную ненаучность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки, имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.
  • Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т. д.
  • Статусные – проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор).
  • Социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинированный, строгий и т. д. Отметим, что статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи.
  • Вербально-поведенческие – характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи.
  • Эмоционально-эстетические – связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности.
  • Профессиональные – имеется в виду персонифицированный образ профессии, т. е. обобщённый образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался отечественный учёный В.Ф. Петренко (1986), который выявил, что это сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.

Межличностные и межгрупповые механизмы восприятия взаимодополняют, но не дублируют друг друга, выполняя специфические функции. Межгрупповые механизмы «обслуживают» взаимосвязь группы с другими группами. Межличностные механизмы являются средством, с помощью которого обеспечивается интеграция индивидуальных действий в совместной деятельности.


Ученые выяснили, что главным фактором стереотипа является имидж. Имидж личности - окрашенный стереотип восприятия человека.

Возникновение имиджа: Человек получает от другого устойчивое впечатление поведения, либо о его внешнем виде.

Два вида имиджа:

  1. Субъективная сторона

Человек формирует свое впечатление другим

  1. Объективная сторона

Воплощение переданного образа

Взаимоотношения и взаимопонимание

Взаимоотношения очень сложный труд между людьми. Каждый день человек контактирует с обществом. Ребенок приобретает взаимоотношение в раннем возрасте до 5 лет, благодаря родителям. Каким будет взаимоотношение у ребенка, зависит от механизма общения родителей. Общение для человека играет очень важную роль, без общения человек будет бессмысленным существом. Ребенок автоматически использует слова и жесты, видя и слыша это у родителей. В итоге вся информация простыми словами исходит из малой группы, очень сильно влияет взаимоотношение родителей на воспитание ребенка. Ребенок приходит в общество с формировавшимися свойствами взаимоотношений.

Взаимопонимание.

Во взаимопонимание главное это слышать и понять друг друга. На чем держится взаимопонимание? На сходстве собеседника, познании, восприятии, общении и теплоте исходящей друг от друга. Уже как-то говорилось, что каждому человеку приятно, когда есть тот, который понимает тебя и когда у вас схожи вкусы.

Чтобы поддерживать взаимопонимание нужно общаться и видеться. Это позволит не только поддержать, но и развить взаимопонимание. Когда человек теряется в общении, закрыт или возникает барьер в общении, тогда общение становится более редким, и оно сходит на нет.

Чем больше общение - тем лучше восприятие друг друга. Встречаясь с человеком важно слушать его, расспрашивать о интересах собеседника, тем самым вы этого человека познаете. Легче наладить контакт с человеком и понять его когда он знает какие у него взгляды и ценности.

Мужчинам и женщинам не всегда легко наладить взаимопонимание, в этом случае нужно научиться понимать друг друга, если не получается, то задайтесь вопросом нужен ли вам этот партнер.

Взаимопонимание людей вместе с тем выступает таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и последующего последующего действия собеседника, а также взаимно поддерживают достижению единой цели.


Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно обязательно взаимодействовать друг с другом. Взаимодействие выбрасывает свою противоположность - взаимопротиводействие.

С появлением, которой возникает недопонятость, а потом и непонимание человека человеком.

Причинами недопонимания могут быть:

• отсутствие или деформация восприятия личностей друг друга;

• различия в устройстве подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

• нехватка времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

• намеренное или непроизвольное искривление передаваемой информации;

• отсутствие возможности внести поправки с целью предотвращения ошибки или уточнить данные;

• отсутствие понятийного устройства для оценки личностных качеств партнера, связи его речи и поведения;

• нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;

• потеря и перенос на другой предмет совместных действий.

Для достижения единодушия и его предсказания необходимо создавать специальные условия.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

• эмотивно-оценочная лексика и фразеология (глупец, дурак);

• называние эмоции или чувства (Я беспокоюсь; Я смущен(а); Мне приятно с тобой);

• сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (На ней лица нет; Места себе не нахожу).

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. 

Отрицательные чувства — показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться.

Понимание речи взаимодействующей личности.

Понимание речи начинается с восприятия отдельных слов и понимания их значения, которые являются лексической единицей речи.

Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит, и понимание произойдет в том случае, если у личности уже имеется порядок психологических признаков, по которым запоминаются и воспринимаются фонемы.


В контексте взаимодействия двух разных личностей, как правило, входят они сами как самостоятельные субъекты и ситуация их деятельности (поведения). Расшифровывания сигналов от этих элементов контекста как раз и создаст условия для успешного достижения взаимопонимания людей.

Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности.

Все люди сугубо индивидуальны и различаются по личностным качествам, такие как интересы, идеалы, потребности, черты характера. Все эти качества собеседнику часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком, который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях, поступках, общении и деятельности личность проявляет себя, и таким образом раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека. Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер — на содействие или противодействие. Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. 

Под ситуацией понимаются независимо складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки, их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства-взаимодействия.

Обстоятельства нередко заставляют людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. В процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению.