Файл: Понятие и виды правосознания ( Правосознание как форма общественного сознания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правовое сознание, правовая культура в теории государства и права занимают заметное место в силу того, что в этих категориях проявляется право, законодательство, юридическая деятельность и др. Правосознание обладает опережающим свойством, предвидением развития элементов правовой системы. От правосознания, в конечном счёте, зависит состояние и качество правовых явлений. Правосознание, наконец, - это правовое воспитание, обучение, юридическое образование и правовая наука. Учитывая амплитуду значимости категорий «правосознание» и «правовая культура», отметим, что от их состояния во многом зависит качество и ценность, перспективы реформирования права, законодательства, состояние правосудия, законности, правопорядка. Правосознание - это форма общественного сознания, образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания. Правосознание имеет специфический предмет отражения - право и законодательство, правовые формы государственной деятельности, юридическую практику, другие компоненты правовой системы. Носителями (субъектами) правосознания являются индивиды, негосударственные организации, органы государства, должностные лица, профессиональные группы, общество в целом. Правосознание по отношению к объекту отражения имеет оценочный характер. Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Глава 1. Правосознание как форма общественного сознания.

1.1 Понятие правосознания. Правовая форма сознания.

Правосознание -это своеобразный фильтр, через который пропускается факторы, влияющие на право. Каждый юрист по-разному определяет понятие правосознания. Так, на­пример, профессор Дюрягин И.Я так определяет это понятие: "правосознание -это форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей, классов, общества о праве и об урегулированном им поведении." А Ба­баев В. К более раскрывает это понятие: "правосознание - это совокупность правовых идей, представлений, эмоций, в которых выражается субъективное отношение людей, социальных групп, общества в целом к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права." Итак, как особая форма общественного сознания, правовое сознание представ­ляет гобой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настрое­ний, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относи­тельно права и его роли. Люди по-разному понимают право и связанные с ним явления общественной жизни, различно относятся к правовым нормам, юриди­чески значимым действиям, т.е имеют разное правосознание. Правосознание включает в себя как отношение к действующему праву, так и к праву прошлому, праву желаемому, т.е будущему. " Отношение людей к праву будущему является мощным фактором создания более совершенного, бо­лее справедливого и прогрессивного законодательства. Объясняется это тем, что правосознание опережает право, - пишет В.К. Бабаев. - Действующая норма всегда оценивается людьми, корректируется в сознании людей, и такие представления являются прообразами будущей нормы. Прежде чем быть принятой, любая норма формируется в голове людей, яв­ляется правосознанием. Правосознание в этом смысле всегда предшествует праву".


Как особая форма сознания, правовое сознание представляет собой со­вокупность представлений относительно права и его роли.

Оно предполагает:

-осмысление и ощущение необходимости права;

-оценку права;

-осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

-осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нор­мативных актов;

-восприятие процесса и результатов реализации права;

-соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политически­
ми и т.д).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, правед­ного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведе­ния. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерно­го и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи фор-мальзованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую оче­редь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест­вления прав человека и, гражданина.

Что же такое правовая форма сознания?

"Правосознание как специфическая форма общественного сознания по­рождено объективными условиями жизни людей. Возникнув как результат рас­кола общества на классы и связанного с ним изменения общественных отноше­ний, правосознания на всех этапах исторического развития является продуктом отражения общественного бытия людей", - считал К. Маркс.

Среди многих общественных факторов, влияющих на содержание право­сознания и его развитие, определяющую роль играет экономический строй об­щества, экономические отношения. Однако обусловленность правосознания экономическими отношениями нельзя понимать как прямую зависимость каж­дой правовой идеи только от экономической структуры общества. " Экономиче­ский строй, -подчеркивал В.И. Ленин, лишь в конечном счете определяет соз­нание людей, но не исчерпывает собой содержание общественного бытия, оп­ределяющего сознание в целом." Непосредственно же на содержание правового сознания оказывает влияние вся совокупность общественных идей и отношений: политические, правовые, бытовые отношения, действующие в обществе право, мораль, уро­вень общей и политической культуры, традиции и другое. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения право­сознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, результат правового регулирования - правоотношения, меха­низм правового регулирования, поступки людей в сфере права, а также право­вые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Правосознание черпает для себя материал во всей полноте реальной жизни общества, а не ис­ключительно в правовых отношениях.


С точки зрения механизма познания правосознания создает в уме чело­века определенную социально-правовую "картину" окружающей его действи­тельности. Благодаря когнитивной функции правосознания личность узнает о существовании в обществе определенных правовых отношений; о том, как ре­гулируются социальные отношения правом, что запрещается и что поощряется законодателем; о том, какими правами и обязанностями обладает субъект пра­вовых отношений и конкретно данная личность; о праве; о принципах и идеях государства о том как личность может участвовать в определении своих прав и обязанностей, в реализации своего политического и правового статуса, каким образом влиять на принятие тех или иных законодательных актов.

Важнейшей функцией правосознания является идеологическая функция. Ее значение определяется тем, что предметы отражения правосознания - госу­дарство и право это общественные явления, в которых в концентрированной форме находят выражения такие глубокие, общезначимые социальные процес­сы как общение между нациями и народами, взаимоотношения личности и об­щества. Функции правосознания не сводятся к идеальному отражению социаль­но-правовой действительности. Правовое сознание входит в качестве важней­шей составной части в систему регулирования непосредственно поведения лю­дей в правовой сфере, а также подключается к действию других элементов сис­темы правового регулирования - созданию юридических норм и всех форм их реализации.

"Правосознание не просто и не только " отдельная часть" механизма "*"' правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом", - утверждает С.С Алексеев. Правосознание вы­ступает в качестве идеологического и социально- психологического фактора ' функционирования всей системы правового регулирования. Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование опреде­ленных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных от­ношений. Правосознание участвует в определении моделей должного поведе­ния не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений экономических, политических, этических, рели­гиозных и др. Правосознание призвано не только отражать поведение людей в сфере действия права, но и участвовать в качестве определяющего элемента в регу­лировании этого поведения, выдвигая определенные требования и предписания, которые объективно нуждаются в законодательном закреплении. Нормы права, непосредственно являются продуктом правосознания. От правосознания как идейного источника норм права, зависит их содержание в тот или иной период характер воздействия норм на общественную жизнь. Правосознание участвует не только в создании норм права, но и в опре­делении необходимости регулирования тех или иных социальных процессов, общественных отношений правом, в определении круга прав и обязанностей участников будущих правоотношений, в выборе способа правового регулирова­ния и т.д. Таким образом, выступая идейным источником права, правосознание выполняет присущую ему нормативно- прогностическую функцию. Рассмотренные выше функции правового сознания тесно связаны между собой и выступают в сознании индивида неотрывно друг от друга. Итак, роль правосознания проявляется в его функциях:


- познавательной ( гносеологической );

- прогностической ( моделирования );

- регулирующей;

- воспитательной.

1.2 Структура правосознания

В общем понимании структура представляет собой целостную организацию системы, ее компонентов и составляющих, образуя единый механизм. Структура призвана обеспечивать организацию взаимодействия ее элементов, а также упорядочивать и организовывать систему в целом.

В юридической науке в структуре правосознания принято выделять 2 составных элемента:

1.правовая психология;

2.правовая идеология.

Правовая психология представляет собой отношение населения к праву, основанное на эмоциональном (эмпирическом) уровне, уровне чувств, переживаний и настроений. Данный элемент структуры правового сознания формирует у индивида отношение к праву, его нормам и явлениям, влияет на решение о соблюдении и несоблюдении закона и тд.

Важную позицию в правовой психологии занимают правовые эмоции, формирующиеся в сознании людей под влиянием правовых знаний и процессом общения людей друг с другом. Однако, следует отметить, что уровень правовых знаний и правосознания в целом напрямую влияет на качество правовых настроений, иными словами, чем выше уровень знаний, тем выше степень адекватности реагирования человека на правовые изменения в обществе.

Вопленко Н.Н. выделяет 2 вида этих правовых настроений:

- оптимистичное;

- пессимистичное.

Данная классификация схожа с указанной ранее классификацией откликов (негативных, позитивных).

Вопленко и Морозова также считают, что правовые настроения можно разделить на 2 компонента:

- устойчивый;

-подвижный (менее устойчивый, неустойчивый).

К устойчивым компонентам авторы отнесли:

-правовые знания;

- самооценка личности, то есть способность индивида к критическому мышлению;

- привычные стереотипы поведения в обществе и др.

Эти компоненты формируют характер личности, составляют его костяк, который становится прочным фундаментом, на который сложно воздействовать и разрушить.

Противоположностью же этой основе являются настроения. Чаще всего они возникают спонтанно, стихийно, однако специалисты отмечают, что данным явлением можно сознательно руководить, воздействуя на нормы морали. Так, помимо указания на нормы Конституции Российской Федерации[1], должника по налоговым соображениям можно призвать к чувству совести, стыду добропорядочности, дабы определенная группа населения преодолела безразличие к обязанности уплаты налогов.


Правовая идеология в противовес правовой психологии, основывается на теоретических и научных идеях, взглядах, теориях, догматах и концепциях специалистов в данной области. Ее основу составляет рациональный, а не эмоциональный подход.

Профессор Гранат Н.Л., проводя сравнение этих компонентов правосознания, отметил, что правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность.

Еще, отмечает Мелехин А.В., отличиями правовой психологии от идеологии проявляется в том, что правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.[2]

Правовая психология и правовая идеология, отмечают ученые, несмотря на коренные отличия тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно друг от друга, оказывая взаимное влияние, отчего не могут по отдельности рассматриваться как второстепенные, малозначимые явления (в частности, правовая психология). Правовые идеологии, создаваемые отдельными группами людей, непременно отражаются в правовой психологии, получают одобрение или отклонение со стороны личности, группы людей и общества в целом.

Так, Королев А.И. считает, взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.[3]