Файл: Понятие и виды правосознания ( Правосознание как форма общественного сознания).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
Некоторые ученые, помимо названных двух, рассматривают третий компонент – поведенческий. Его суть заключается в том, что имеет место рассмотрение правосознания исключительно отдельной личности, в состав которого включаются:
- правовая установка;
- ценностная ориентация человека;
- правовая активность (готовность личности ней);
- цель, мотив;
- и иные.
Глава 2. Виды правосознания
Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и так далее. Общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей. Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый их них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, то есть свои нормативные ценности, которые прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуру, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.
Правосознание и право: взаимодействие. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы законодательства, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и тому подобное. Немалую роль играет и знание полезного зарубежного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», при чем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус». Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание право могут находится в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока 'пить' считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоятельство - «по пьяни». Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом. Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. в правоприменительной деятельности развитое правосознание направляет гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что впрочем, тоже иногда полезно. Право формирует правосознание. Если право отвечает социальным потребностям общества, соответствует его идеалам, целям, тогда правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества. Право - структурообразующий фактор для правосознания.
Заключение
Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются «свобода», «частная собственность», «предприимчивость». Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых «рыночных законов» и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях. Заканчивая свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний о правосознании:
«Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни».
«Право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений».
«Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни».
Коркунов Н. М.
«... ни в прошлом, ни в настоящем не было ни одного государства, в котором официальное право не защищалось бы принудительными мерами».
«Существующий в каждом государстве установленный официальным правом порядок сохраняется и соблюдается только благодаря тождественности правовых убеждений всех его граждан с нормами официального права».
Сорокин П. А.
Список литературы:
1. С.И. Митина. Теория государства и права: Учебное пособие / С.И. Митина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. 2007
2. Григорьева И.В.Теория государства и права : учебное пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 304 с.
3. В. Н. Хропанюк. Теория государства и права: Хрестоматия; под ред. Радько Т. Н. - М. 1998.
4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 416 с.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания / Собрание сочинений. – В 10 т. – Т. 4 – М.: Русская книга, 1994. – 420с.
6. А. Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист». 1998.
7. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006, с.52.
8. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Мн.: Тесей, 2009. 576с.
9. Королев А.И. Теория государства и права. // СПб.: Юристъ, 2007.
10. Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебник. // М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. // Издательство «Эксмо», 2008, с.425.
12. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 17. С. 164—167.
13. Мялкин В. А. Взаимосвязь правосознания с нормой права // Власть силы, сила власти. М., 1996. С. 117—122.
14. Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 9.
15. В.И. Добреньков, П.А. Агапов. Введение в изучение социальных систем, структур и социальных процесов. – М.: Академический Проект, 2015. – 256 с.
16. Венгеров А.Б. Теория государства и права. СПб, 2011. С. 571.
17. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. М., 2017. С. 196.