Файл: История советской типографики. Обзор работ советских художников шрифтовиков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: история советской типографики внесла значительный вклад в развитие современных шрифтов. Благодаря истории советских художников шрифтовиков типографика и само изучение шрифта имеет особую актуальность на данный момент.

Предмет исследования - шрифты, используемые в советской печати ХХ века.

Объектом исследования являются шрифты, а в частности используемые в советской печати ХХ века. Примеры в полиграфии и изобразительном искусстве.

Целью работы, стал анализ работ советских художников шрифтовиков и сама история советской типографики в период с 1922 по 1991 годы.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить историю советской типографики;
  2. Составить обзор шрифтов, созданных шрифтовиками того времени;
  3. Выявить особенности данных шрифтов;
  4. Описать использование определенного шрифта в сфере ее деятельности.

Методы исследования: В процессе работы были использованы следующие методы: наблюдение, описание, сравнение и аналогия.

Теоретическая разработанность темы исследования: Уточнение теоретических аспектов можно найти в работах – 1. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А.

Структура работы: включает в себя введение, две теоретические главы, заключение, глоссарий и список литературы.

ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ К НОВОЙ ТИПОГРАФИКЕ В СССР

Введение стандартов по шрифтам в современном искусстве как одной из форм современной системы визуальных коммуникаций

Шрифт состоит из определенных символов и знаков, поэтому они являются носителями знакосимволических средств мышления. Символ частично представляет собой содержание и выражает эмоции касательного какого-либо содержания, в то время как знак является значением. Именно по этой причине происходит информационный обмен между людьми.


Существует осознанное и подсознательное восприятие шрифта. Данные функции служат в этом случае проводников в восприятии, после чего и характеристикой личности. Например, шрифт, который был выбран для электронного сообщения и, собственно, визитной карточки типографики, объявления или авторского плаката. На данном этапе можно провести параллель с теорией К. Г. Юнга, которая включала в себя теорию бессознательного. Один человек может иметь несколько типографических архетипов в зависимости от ситуации и ее контекста. Он может быть как строгим, так и детским, как классическим, так и модным и т.д.

На примере рассмотрим практическое применение шрифтовых гарнитур в определенных ситуациях.

Во-первых, большую роль играет размер самого шрифта, его восприятие и то, как его позиционирует автор. «… относительно мелкий шрифт, например, 11р, создает ощущение большей доверительности и важной информации…» (А. Сигман).

Во-вторых, существуют как мужские, так и женские версии шрифтов, которые используются в визитках. В большинстве строгие прямолинейные шрифты читаются «машинными», поэтому привлекают мужскую сторону, в то время как у женщин большое внимание вызывают пластичные и округлые шрифты с выраженным выносным элементом. Золотой серединой данных версий является антиквенный шрифт. Его примеры: Times New Roman, Lazurski, Bodoni (см. рис. 1), Palatino и др.

Рис. 1. Шрифтовая гарнитура Bodoni

В большой классификации шрифтов есть и такие, которые принято называть универсальными из-за их многофункциональности. Примерами таких шрифтов являются: Officina, Lucida, Meta, Tornado (см. рис. 2) и т.д.

Рис. 2. Шрифтовая гарнитура Tornado

Стильные шрифты находят свое применение в определенных случаях. В большинстве они бывают нечитабельны при использовании в большом объеме. Примеры таких шрифтов: LetterGotic, Europe, Perfo, Magistral и т.п.

Безликими и неоднозначными могут считаться угловатые шрифты, такие как Rodchenko, если они не соответствуют информационному контексту. «…в характеристике психоанализа их можно определить как «эмоционально зажатые» (А. Сигман).

Моноширинные шрифты ассоциируются со временем копирок и печатных машин. Как правило именно такие шрифты вызывают ностальгию. Примерами являются: Optimus, Trixie, Courier, Секретарь и т.д. Они популярны среди графических дизайнеров и широко используются административными работниками.


Классические шрифты, которые представляют собой четкость и простоту формы, вызывают доверие и чувство стабильности. Примерами являются: Times New Roman (см. рис. 3), Palatino, Garamond, Bannikovskaja и др. Чаще всего используются бизнесменами и адвокатами по статистике последних времен.

Рис. 3. Шрифтовая гарнитура Times New Roman

Гротески были созданы для нейтрального использования. «…ассоциируются с практичностью и здравомыслием…» (Сигман). Примерами таких шрифтов считаются: Arial, который используется в электронной переписке, Modern, Helios, Pragmatica и т.п.

Рукописные шрифты оцифрованы под почерк, которые несут в себе цель передать близкие отношения. Примеры: Olga, Nina, Minusman, Mistral и т.п. «…раньше эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персонально подписи». (А. Сигман). Такие шрифты популярны благодаря своему дружелюбному характеру, но при длительном чтении возможен дискомфорт. Поэтому Э. Шпикерман советует не набирать целые страницы, тем более книги, данным шрифтом.

Акцидентные шрифты, которые иногда считаются модными или рукописными, считаются неудобными для восприятия при длительном чтении, поэтому используются для заголовков. Примеры данных шрифтов: Lithos Pro, FaRer, Bermuda, Giddyuo и др.

Для деловой переписки используются шрифты, характерные для данного контекста. Хорошо подойдут такие шрифты как: Times New Roman, Helvetica (см. рис. 4), Zapf, Adonis и т.п. Э. Шпикерман считает этот вид шрифтов серьезным и холодным, которые должен быть спроектирован строго. Для более традиционного контекста применяется такой шрифт, как Bodoni. Именно этим набором пользуются банковские работники.

Рис. 4. Шрифтовая гарнитура Helvetica

При выборе шрифта для оформления заявления о приеме на работу или написания автобиографии, нужно учитывать характер профессии, иначе неправильно подобранный шрифт вызовет недоверие. Для этого нужно придерживаться простых правил: читабельность и простота восприятия. Антиквы, которые были описаны выше, подойдут для претендентов традиционных должностей, а гротески используются для впечатления современности, которые так необходимы молодым фирмам.

Выбор шрифтовой гарнитуры осуществляется с учетом ассоциаций, где печатный текст помогает дополнить их. Само восприятие происходит подсознательно, поэтому при большом количестве читателей будет использоваться стандартное, менее неоднозначное шрифтовое решение. Баланс между этическими и психологическими задачами необходим, поэтому его также стоит учитывать.


. Задачи и этапы проведения анализа шрифтов советского периода

Культурная революция СССР была описана в постановлении ЦУ ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», который был принял 23 апреля 1932 года. В связи с этим постановлением, произошла реорганизация творческих объединений на базе социального реализма. Общенародным, в скором времени, должно было стать искусство, которые вдохновлялось идеями социализма. В нем не было места для различных формалистических течений. Складывались противоречия духовной культуры нового исторического времени. Это означало тесную связь искусства оформления книг с ее назначением и содержанием; появление новых приемов оформления классического наследия; удобочитаемость, удобства в использовании и учет в книге об художественных явлениях.

Подобные требования относились и к рисункам типографских шрифтов, ассортимент которых был ограничен. Для набора использовались 3-4 гарнитуры, например: академическая, обыкновенная, латинская, елизаветинская. Все это сказалось на внешнем оформлении книг, для которых был необходим большой выбор шрифтов. Для улучшения оформления, издательства начали использовать художников, рисованных оригиналов шрифтов. Уже в начале 30-х годов были выпущены роскошные оформления сочинения классиков, где использовались рисованные шрифты издательства «Академия». Молодые художники данного издательства прошли большую школу, где изучали классическое наследие. Новейшие приемы стали все чаще использоваться, и выпускаться в большинстве в политической и художественной литературе.

Переход к рисованным шрифтам происходил постепенно. Происходило создание комбинированных оригиналов, объединяющих в себе одновременно наборные и рисованные шрифты. Примером такой работы является титульный лист к «Евгению Онегину» Пушкина, выполненный Н. Кузьминым (см. рис. 5). Комбинированным внешним оформлением изданий занимались такие художники, как: Г.Д Епифанов, Н.В. Ильин, С.Б. Телингатер, Н.А. Седельников, Л.С. Хижинский. Использование рисованного шрифта привело к тому, что внешнее оформление книг происходило не только в центральных, но и в периферийных издательствах.

Рис. 5. Титульный лист книги Л. С. Пушкина

«Евгении Онегин». М., «Acidemia», 1933

Первая советская трехмагазинная наборная машина была создана в 1932 году в Ленинграде, а именно на заводе имени Макса Гельца. Данная машина была типа «Линотип». Выпуск с каждым годом постепенно совершенствовался. На данный момент выпускаются буквоотливные машины, исключая основные марки строкоотливных наборных. Такие машины приспособлены для крупнокегельного набора типа СК и фотонабора.


До самой середины 30-х годов в СССР не создавались новые рисунки шрифтов, т.к. нужно было доукомплектовать шрифты, которые имелись, дополнительными знаками и машинными к ним матрицами для интернациональных алфавитов, которые населяли советский союз. Значительно улучшились старые рисунки шрифтов в производстве линотипных матриц, которые импортировались из зарубежных стран. Освобождение от них в СССР было важных этапом в создании новых рисунков шрифта. Одна из первых гарнитур для набора определенных изданий была создана в 1936 году в Научно-исследовательском институте Наркомместпрома РСФСР, под руководством которого стоял М.И. Щелкунов за компанию с Н.Н. Кудряшовым. Данная гарнитура разрабатывалась на основе изучения шрифтов США, которая по-другому называлась как «леджибилити тайпс», обозначающий легкочитаемый шрифт. Но несмотря на это, через какое-то время линотипные матрицы нового шрифта были сняты с производства из-за нахождения в них недостатков.

Что касается старых гарнитур, наиболее значительно переработанными были литературная и обыкновенная новая, которые были созданы для 4-го издания Сочинений В.И. Ленина. Она является улучшенным вариантов обыкновенной монотипной гарнитуры под номером 27, которая имеет более широкое очко и строгое построение, в отличие от обыкновенной (см. рис. 6). Достойного внимания заслуживают титульные образцы обыкновенной новой гарнитуры.

Рис. 6. Построение отдельных букв обыкновенной

новой гарнитуры

Старые гарнитуры улучшались и совершенствовались из-за полного комплекта каждого кегля этих гарнитур. Включалось около 250-300 знаков, вместо ранее 90-100. Набор текста осуществлялся на 70 языках народов СССР, также на русской и латинской основах.

В 1939 году была разработана так называемая школьная гарнитура. Создателем является Е. Б. Черневский, который взял за основу шрифты группы «сенчери». Для нее характерна строгость построения широкого очка, а также мнимым контрастом между основными и соединительными щтрихами, в соотношении 2:1. Происходит перевалирование круглых элементов и приближение к квадрату прямоугольных букв. Данная форма дает удобочитаемость в издания для детей, учащихся по школьной программе. Гарнитуры имеет 4 начертания и предусмотрена для всех видов набора.

В 1940 году художников А. В. Щукиным были созданы первоначальные рисунки журнальной рубленой гарнитуры. За основу брался шрифт эрбар-гротеск, созданный Якобом Эрбаров в Германии, который также применялся в газете «Правда» гарнитуры «Метро». Использование данного шрифта происходит в периодических изданиях глубокой и плоской печати, примером которых является журнал «Огонек».