Файл: История советской типографики. Обзор работ советских художников шрифтовиков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большую роль в проектировании рисунков шрифтов НИИ ОГИЗа играла удобочитаемость, исследования по которым проводил Институт психологии МГУ и его группа сотрудников под руководством В. А. Артемова. Благодаря его трудам была разработана методика сравнительной удобочитаемости гарнитур шрифтов, оценивая квалификацию читателя.

Во время Великой Отечественной войны в Научно-исследовательский институт полиграфического машиностроения была передана лаборатория шрифта НИИ ОГИЗа.

Переход к новому этапу создания рисунков шрифтов связан с окончанием Великой Отечественной войны. В 1946 году был создан отдел новых шрифтов в Научно-исследовательском институте полиграфического машиностроения. Главное задачей было создать рисунок типографского шрифта, который будет использоваться не только в печати на языках народа СССР, но и западноевропейских и восточных стран. В данной работе мы рассматриваем только рисунки латинских и русских графических основ.

Разработка новых рисунков шрифтов была связана с производством матриц для выпуска строкоотливных и буквоотливных машин типа СК.

Уже на то время большое количество гарнитур шрифтов создавалось с учетом особенностей оформления разных типов изданий. При создании использовалось русское наследие и лучшие рисованные образцы современной советской и иностранной графики.

Около 40 оригинальных гарнитур было создано отделом в течении 25 лет.

Школьная гарнитура. ППервоначальные рисунки были разработаны в 1939 году. Более широкая разработка проводилась в 1939-1961 года коллективом художников НИИполиграфмаша под руководством Е.Н. Царегородцевой. Данная гарнитура не только имела свое основное назначение, но и часто применялась в наборе разного рода книжных изданий, журналах и газетах (см. рис. 7).

Буквенная гарнитура. Данный шрифт представляет собой более усовершенствованный вариант рубленой гарнитуры, а именно – акцидент гротеска. По сравнение с ним, в шрифте превалируют круглые элементы, которые дают удобочитаемость, поэтому и использовались чаще в изданиях, предназначенных для детей. Гарнитура разработана в 1965 году художников Е.Н. Царегородцевой (см. рис. 8).

Рис. 7. Школьная гарнитура (коллектив художников,

1949— 1961)

Рис. 8. Букварная гарнитура (Е. Н. Царегородцева, 1965)

Банниковская гарнитура. Была создана в 1946-1952 годах Г. А. Банниковой на основе изучения русского гражданского шрифта 18 века, а также антиквы эпохи Возрождения. Банниковский шрифт похож на петровский декоративным характером, внешний вид которого приближен в московскому гражданскому письму начала 18 века. Но при этом сохраняются индивидуальные черты современного русского шрифта. Благодаря этому данный шрифт может применяться как в историческом, так и в современном наборе. Банниковская гарнитура используется в наборе зарубежных стран до сих пор.


Гарнитура Лазурского. Создана В. В. Лазурским в 1959 году. Данный шрифт был создан благодаря изучение на протяжении многих лет ряда материалов по построению шрифта эпохи Возрождения (особенно работ Дюрера, Пачоли, Альда Мануция, Франческо Гриффо, Таглиенте). Лазурский был удостоен золотой медали на международной выставке в Лейпциге в 1959 году. В отличие от банниковского, данный шрифт более строгий. Его качество объясняется объединением в одной композиции классической строгости шрифтов Возрождения с декоративными элементами, которые характерны для русского гражданского шрифта начала 18 века. Наиболее отмечается это в буквах «к», «ж» и “я».

Гарнитура байконур. Разработана в 1960 году Г. А. Банниковой. Этот шрифта типа бодони, является оригинальным по начертанию, но более строгим по построению (см. рис. 9).

Гарнитура Хоменко. Создана украинским художником В. И. Хоменко в 1965 году. В данном шрифте отражаются особенности полуустава киевских рукописей. Также он является малоконтрастным, приближенным к египетскому и применяется не только в книжных, но и в периодических изданиях (см. рис. 10).

Гарнитура ладога. Разработана художником А. В. Щукиным в 1968 году. Рисунок шрифта является умеренно контрастным, имитирующим технику рукописного письма, который выполнен пером. Применяется также и в акцидентном наборе (см. рис. 11).

Пискаревская гарнитура. Создана в 1938 — 1956 годах художником Н. И. Пискаревым (1892—1959). Он ставил перед собой задачу создать экономичный шрифт, который также будет удобочитаем и устойчив в производстве. Такой шрифт относится к ряду малоконтрастных гарнитур. Отличается особенным характером рисунка, при этом не теряя свою удобочитаемость печатноспособность при разных способах многотиражной печати. Рассчитан на многотиражные литературно-художественные издания типажа «роман-газета»; широко применяется в периодических изданиях с экономичным оформлением (см. рис. 12).

Рис. 9. Гарнитура байконур (Г. А. Банникова, 1960)

Рис. 10. Гарнитура Хоменко (В. И. Хоменко, 1965)

Рис. 11. Гарнитура ладога (Л. В. Щукин, 1968)

Рис. 12. Пискаревская гарнитура (Н. И. Пискарев, 1938-1956)

Политиздатовская гарнитура. Разработана по заказу Политиздата художником В. Г. Чиминовой в 1965 году. Создан на основе изучения одного из самых лучших рисунков эпохи Возрождения – Клода Гармона и современных шрифтов гарамон (см. рис. 13). К сожалению, гарнитура не внедрена в производство.


Рис. 13. Политиздатовская гарнитура (В. Г. Чиминова, 1965)

Разработана художником Н. Н. Кудряшовым в 1963 году. Он имеет достаточную удобочитаемость рисунка шрифта, несмотря на мелкий кегль. Энциклопедической гарнитурой набирается третье издание Большой советской энциклопедии в кегле 7, вместо применяемого во втором кегля под номером 8. Это уменьшает объем издания на 20% и дает экономию без ущерба для удобочитаемости.

Кудряшевская словарная гарнитура. Создана художником Н. Н. Кудряшовым в 1953 году. В мелких кеглях, особенно в кегле 6, имеет достаточно удобочитаемый рисунок шрифта и рекомендуется для набора словарей и справочных изданий (см. рис. 14). Словарная и энциклопедическая гарнитуры соответствуют требованиям многотиражной печати и широкие по пропорциям и малоконтрастные по рисунку.

Рис. 14. Кудряшовская словарная гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1953)

Гарнитура Баченаса. Создана в 1958 году в русском начертаниях деятелем В. И. Баченасом. Данный шрифт является малоконтрастным и применяется в наборе различных видов изданий (см. рис. 15).

Рис. 15. Гарнитура Баченаса (В. И. Баченас, 1958)

Гарнитура бодони книжная. Разработана в 1954—1956 годах художниками В. В. Куликовым и Л. И. Степановой. Является модернизированным вариантом рисунка шрифта итальянского мастера Джамбатиста Бодони. Предназначена для набора книжных и журнальных изданий (см. рис. 16).

Рис. 16. Гарнитура бодони книжная (В. В. Кульков и Л. И. Степанова, 1954-1956)

Гарнитура северная. Создана в 1953-1955 годах коллективом художников под руководством 3. А. Масленниковой на основе зарубежного контрастного образца нордиш. Рекомендуется для набора книжных и журнальных изданий (см. рис. 17).

Рис. 17. Гарнитура северная (3. А. Масленникова, 1953-1955)

Рубленая тонкая гарнитура. Разработана в 1950 году художником Н. Н. Кудряшовым по заказу издательства «Правда». Рисунок этого шрифта менее геометризирован и имеет скелетное изображение при сравнении с журнальной рубленой гарнитурой. Набор текста в журналах осуществляется мелким кеглем с большим количеством иллюстраций и мелким текстом, печатается офсетным способом или глубокой печатью. На данный момент набирается светлым начертанием рубленой тонкой в журнале «Советский Союз», а также выпуском издательстве «Правда» и «Литературная газета» (см. рис. 18).


Рис. 18. Рубленая тонкая гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1950)

Гарнитура октябрьская. Создана в прописном начертании художником И. Н. Чепиль в 1966 году. Относится к шрифту с малозаметными засечками и приближается к Телингатерской гарнитуре, но отличая более строгим построением. Предназначена для набора заголовков и других титульных элементов журналов (см. рис. 19).

Рис. 19. Гарнитура октябрьская (И. Н. Чепиль, 1966)

К декоративным начертания относятся журнальная рубленая декоративная и журнальная рубленая оттененная гарнитуры, которые разработаны к журнальной гарнитуре, первая из которых создана в 1957 году В. И. Демидовым (см. рис. 20), а вторая – А. З. Щуров в 1957 году. Данные шрифты предназначены для акцидентного набора, где в 1953 году были созданы две рукописные гарнитуры: рукописная Жихарева (см. рис. 22 а) и рукописная Коробковой (см. рис. 22 б).

Рис. 20. Журнальная рубленая декоративная (В. И. Демидов, 1957)

Рис. 21. Журнальная рубленая оттененная (А. 3. Щур, 1957)

Рис. 22 а. Рукописная гарнитура Жихарева (И. С. Жихарев, 1953)

Рис. 22 б. Рукописная гарнитура Коробковой (А. Н. Коробкова, 1953)

ГЛАВА 2. СТИЛЕВЫЕ И ОБРАЗНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШРИФТОВЫХ ГАРНИТУР В ПОЛИГРАФИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2.1. Особенности применения шрифта в различных сферах визуальных коммуникаций

Одной из важных составляющих при выборе шрифтовой гарнитуры является тип восприятия, которого вы хотите добиться. Для мужской аудитории характерны прямолинейные, строгие шрифты, которые также называются «машинными». Женской аудиторией воспринимаются округлые и пластичные шрифтовые гарнитуры с выраженным выносным элементом. Средними между мужскими и женскими шрифтами являются антиквы, такие как Times New Roman, Bodoni, Lazurski и др.


В классификации шрифтов есть и такие, которые принято называть универсальными из-за своей многофункциональности. В качестве примера подойдут такие, как: Meta, Tornado, Lucida и т.п.

Среди графических дизайнеров и административных работников популярны моноширинные шрифты (Optimus, Trixie, Секретарь).

Адвокатами и бизнесменами по статистике используются такие шрифты, как: Times New Roman, Palatino, Garamond и т.п. Гротески используются в нейтральных случаях. «…ассоциируются с практичностью и здравомыслием…» (Сигмсан). Примерами таких шрифтов считаются: Arial, который используется в электронной переписке, Modern, Helios, Pragmatica и т.п.

Для заголовков применяются акцидентные шрифты, которые считаются модными, но неудобными при длительном чтении. Примеры данных шрифтов: Lithos Pro, FaRer, Bermuda, Giddyuo и др.

Для деловой переписки используются шрифты, характерные для данного контекста. Хорошо подойдут такие шрифты как: Times New Roman, Helvetica, Zapf, Adonis и т.п. Э. Шпикерман считает этот вид шрифтов серьезным и холодным, которые должен быть спроектирован строго. Для более традиционного контекста применяется такой шрифт, как Bodoni. Именно этим набором пользуются банковские работники.

При выборе шрифта для оформления заявления о приеме на работу или написания автобиографии, нужно учитывать характер профессии, иначе неправильно подобранный шрифт вызовет недоверие. Для этого нужно придерживаться простых правил: читабельность и простота восприятия. Антиквы, которые были описаны выше, подойдут для претендентов традиционных должностей, а гротески используются для впечатления современности, которые так необходимы молодым фирмам. Выбор шрифтовой гарнитуры осуществляется с учетом ассоциаций, где печатный текст помогает дополнить их. Само восприятие происходит подсознательно, поэтому при большом количестве читателей будет использоваться стандартное, менее неоднозначное шрифтовое решение.

Баланс между этическими и психологическими задачами необходим, поэтому его также стоит учитывать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шрифт – это важный компонент книжного оформления. Можно представить книгу, на переплете или титульном листе, у которой нет рисунка, но нельзя увидеть книгу с оформлением без шрифта. Искусство оформления книги – это в значительной мере и искусство шрифта. Успех художника здесь определяется прежде всего тем, гармонирует ли нарисованный им шрифт с содержанием, литературной формой, стилем произведения, с индивидуальностью автора, с видом издания и типом литературы. А такая гармония требует от художника особенно большого мастерства, высокой художественной и общей культуры, постоянных творческих поисков, обязывает художников хорошо знать эпохи, стили.