Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО "ХКФ Банк").pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Понятие коммерческого риска, его основные причины, состав
1.3 Методы оценки коммерческого риска
1.5 Страхование коммерческих рисков
2.1 Краткая характеристика банка
2.2 Оценка системы управления риском в ООО "Хоум кредит энд Финанс Банк" (ООО "ХКФ Банк")
3. Совершенствование системы управления риском используемом на предприятии ОOО «ХКФ Банк»
Введение
Уже более десяти лет в Российской Федерации бурным темпом развивается свободная рыночная экономика. И при выходе на зарубежный рынок предприниматели сталкиваются с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей деятельности предприятия (фирмы). Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск - это историческая и экономическая категория.
В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.
Риском можно и необходимо управлять, то есть использовать определенные меры, позволяющие максимально прогнозировать наступление рискового события и применять соответствующие мероприятия к снижению степени риска.
В обыденной жизни и в своей профессиональной деятельности человек постоянно имеет дело с рисками - с политическими, социальными, экономическими, финансовыми, коммерческими и т.д. Возможность отрицательной реализации риска - возникновения ущерба - заставляет отнестись очень серьезно к проблеме управления рисками. Тем более, что с развитием общественного производства, сфера возникновения риска постоянно расширяется. В различных источниках, «риск» определяется как «возможность опасности» или как «действие наудачу в надежде на счастливый исход».
В настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления. Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в сфере бизнеса.
Цель курсовой работы - изучить управление коммерческими рисками.
Предметом данной курсовой работы является коммерческая деятельность ООО "ХКФ Банк". Объектом курсовой работы являются предприятия как субъекты экономической деятельности.
Актуальность курсовой работы обусловлена, тем что будучи предпринимателем, умеющим вовремя рисковать, он зачастую оказывается вознагражденным. Это дает предприятию возможность успешно функционировать, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность. Так же риски возникают в деятельности любого предприятия, независимо от вида его деятельности, организационно правовой формы и сроков существования на рынке, и требуют постоянного анализа, контроля и поиска оптимальных решений в области управления ими.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность и функции коммерческих рисков;
Рассмотреть классификацию коммерческих рисков;
Рассмотреть одну из квалификаций на примере банка.
1. Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Понятие коммерческого риска, его основные причины, состав
Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:
снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
потери товара;
потери качества товара в процессе обращения (транспортировки,
хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя:
• риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
• риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
• риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
• риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
• риск форс-мажорных обстоятельств.
1.2 Виды коммерческих рисков
В свою очередь коммерческие риски также включают в себя некоторые виды рисков. Так, по структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, торговые, финансовые.
Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя (в том числе товаров, материалов) по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической систем и другими подобными обстоятельствами.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара.
Финансовый риск характеризуется вероятностью наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами, а также риск, который следует из природы финансовых операций, подразумевающих отношения по поводу формирования, распределения, использования денежных средств. К финансовым рискам относятся следующие виды рисков:
Ценовой риск - это риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива. Большинство финансовых институтов (банки, страховые компании, пенсионные фонды) осуществляют свою деятельность в большей мере за счёт заёмных средств (банковские и пенсионные вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются институциональными инвесторами в различные рынки - фондовые, государственных ценных бумаг, товарные рынки, рынки недвижимости. Каждый финансовый институт через некоторый период времени должен выполнить свои обязательства по выплате заёмных средств. Под влиянием рыночных колебаний стоимость финансового актива может измениться в неблагоприятную для институционального инвестора сторону, что приведет к затруднениям по выполнению текущих обязательств перед клиентами или вкладчиками.
Кредитный риск - это риск, возникающий при частичной или полной неплатёжеспособности дебитора. Данному виду риска, в наибольшей степени подвержены банковские организации в силу профиля своей основной деятельности, как кредитных организаций. Однако другие финансовые институты также могут быть подвержены кредитному риску, например, при приобретении корпоративных облигаций. Общепринятой мерой оценки кредитного риска компании или банка являются кредитные рейтинги, публикуемые рейтинговыми компаниями.
Валютный риск - это риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной валюты в национальную валюту инвестора.
Риск ликвидности - риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности является рыночная разница между ценой покупки и продажи (спрэд). Величина спрэда зависит от объёма торгов финансовым активом на рынке. Чем меньше величина объёмов торгов, тем больше величина спрэда. Риску ликвидности могут быть подвержены практически все хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые институты, страховые и инвестиционные компании, банки и пенсионные фонды. Они в ходе своей деятельности субъекты могут приобретать активы различной степени ликвидности.
Риск платежеспособности - вид риска, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств.
Операционный риск - это риск, связанный с деятельностью персонала предприятия. Составными частями операционного риска являются следующие:
транзакционный риск, который связан с ошибками персонала компании при выполнении транзакционных операций, ошибках в бухгалтерском учёте компании, ошибках расчётов;
риск операционного контроля, при котором персонал компании превышает выделенные лимиты, исполняет недобросовестные сделки, совершает умышленное мошенничество;
риск систем, подразумевающий риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказе телекоммуникационных систем.
Инфляционный риск - это риск, связанный с макроэкономическим положением в стране. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться за счёт большой инфляции, хотя в ходе работы может быть получена валовая прибыль. Однако часть её, а иногда и вся она, может пойти на покрытие инфляционной спирали.
Этот вид риска ощущают все институциональные инвесторы, проводящие свои операции в странах с высокими темпами инфляции. Как правило, это страны с переходным видом экономики.
Таким образом, были рассмотрены различные виды коммерческого риска, с которыми может столкнуться предприниматель, для которого очень важно иметь ясную картину по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска.
1.3 Методы оценки коммерческого риска
В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций. Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска. Различают, как правило, качественную и количественную оценки риска.
Качественная оценка (анализ рисков) направлена на установление существования различных видов риска, определяющих их факторов и причин. Результатом качественной оценки является система рисков.
Количественная оценка проводится на основе результатов качественной оценки рисков. Процесс количественной оценки состоит в определении вероятности воздействия риска и характера его влияния на показатели деятельности предприятия. Существующие виды количественной оценки риска могут быть классифицированы по следующим признакам:
. В соответствии с характером используемой исходной информации:
а) априорная оценка, основанная на теоретических положениях и выражающая требования к будущим последствиям определенных решений, событий;
б) эмпирическая оценка, при проведении которой используются фактические отчетные данные за прошедший период времени.
. В зависимости от стадии принятия решения (временной аспект риска): оценка «стартового» риска - в идее, проекте, замысле и «финального» - в уже принятом решении, совершенном действии.
. В соответствии с полученным результатом: оценка обособленных, отдельных видов риска и комплексного, совокупного его уровня.
. В зависимости от степени объективности оценки: субъективная (например, основанная на результатах опроса экспертов), объективная (проводимая на основе статистической информации за продолжительный период времени).
Актуальность проблем внедрения и использования системы управления рисками в деятельности предприятия обуславливает существование достаточно большого количества методов оценки риска.
Условно можно выделить следующие подходы к оценке рисков:
) на основе расчета показателей, характеризующих последствия воздействия рисков;
) на основе расчета показателей, характеризующих факторы воздействия риска;