Файл: Формы проявления девиантного поведения в организации (Понятие, виды и сущность проявления девиантного поведения в организации.).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность, факторы и формы проявления девиантного поведения в организации.
1.1. Понятие, виды и сущность проявления девиантного поведения в организации.
1.2. Факторы проявления девиантного поведения в организации.
1.3. Формы проявления девиантного поведения в организации.
Глава 2. План разрешения ситуации на основе Кейса «Уникальный специалист».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что что общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, т.е. проблеме девиантного (отклоняющегося) поведения. Это и обусловило возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения.
К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии. Однако во всех исследовательских подходах девиантности и девиантному поведению было уделено недостаточно внимания.
В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. А также поиска более эффективных мер социального контроля - профилактических, коррекционных, реабилитационных и др.
Известно, что без наличия организационной культуры как элемента внутренней среды невозможно представить себе сколько-нибудь здоровое существование и тем более процветание какой-либо организации. Важно чтобы ценности и поведенческие нормы, установки и мотивы поведения сотрудников разделялись организацией и соответствовали ее философии и идеологии.
Но иногда нормы поведения сотрудников не укладываются в законы организации. Появляется отклоняющееся поведение и это влияет на деятельность организации, поэтому проблема девиантного поведения личности в организации является актуальной.
В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в современную деятельность организации. Они отражают существенные ожидания личности - интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой и тому подобное.
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Таким образом, тема: «Формы проявления девиантного поведения в организации, является актуальной».
Целью исследования является: детальное рассмотрение девиантного поведения личности в организации.
Поставленная цель курсовой работы обусловила решение следующих задач:
- Раскрыть сущность девиантного поведения;
- Изучить виды девиантного поведения в организации;
- Определить факторы и формы, влияющие на поведение личности в организации;
- Изучить план разрешения ситуации на основе приведенного Кейса.
Предметом исследования выступает проблема девиантного поведения сотрудника в организации.
Объектом исследования является поведение сотрудников в организации.
Глава 1. Понятие, сущность, факторы и формы проявления девиантного поведения в организации.
1.1. Понятие, виды и сущность проявления девиантного поведения в организации.
Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, правила, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, недопустимым, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п.
Считается, что не существует обществ с полным отсутствием девиантного поведения. Девиация является признаком нормального развития общества. Общество состоит из людей, а человек глубоко индивидуальное существо и в определенные моменты не всегда действует в согласии с общепринятыми нормами.
При всей сложности процессов социализации работников самым труднопреодолимым является девиантное поведение.
Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и совершенствование таких систем происходит непрерывно. При использовании данной системы средством наказания в случаях нарушения установленных требований и правил поведения является общественный контроль, осуществляемый государственными органами управления.
Трудно себе представить общество, в котором все его члены вели бы себя согласно общим нормативным требованиям. В случае, когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным.
С точки зрения социологии девиантное поведение может отличаться большим разнообразием: от попусков занятий до кражи, разбоя, убийства и так далее. Нас же интересует более узкое определение девиантного поведения.
В менеджменте термин «девиация» обозначает помимо действий, которые не вписываются в рамки закона, любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Сюда можно отнести воровство и обман на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее. Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям. Надо заметить, что это явление имеет довольно длительную историю – от Египта времени фараонов через период классической Древней Греции и до сегодняшнего дня.
Попытки объяснить отклонения в поведении с точки зрения психологии основываются на выявлении наклонностей, присущих определенному психологическому типу личности, и ее способностям увлекать этим других. Однако, более плодотворными представляются ситуационные объяснения, для которых условия рабочего места исследуются в социальном контексте.
Основными способами получения сведений о благополучии работников являются:
- наблюдение
- опрос
- анализ документов
- собственно психологическое обследование.
Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и начальниками.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.
Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.
Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном работнике может быть сопоставлена с информацией о другом работнике, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.
Беседа - вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях организации речь идет о медицинской карте, личном деле, психологической карте, которая составляется и хранится в отделе кадров.
Виды девиантого поведения в организации.
Так, например, персонал может проявлять такие виды девиантного поведения как:
- ретритизм;
- покорность;
- мятеж;
- ритуализм;
- инновация.
Ретритизм представляет собой избегание целей организации и одобренных, традиционных средств организации по их достижению.
Инновация представляет собой согласие персонала организации с поставленными целями, но при этом они персонал не одобряет традиционных средств и способов достижения данных целей;
Ритуализм представляет собой одобрение средств в контексте неприятий актуальных целей организации;
Мятеж представляет собой отвержение персоналом организации целей и средств, способов их достижения в контексте предложения новых целей, средств и способов.
1.2. Факторы проявления девиантного поведения в организации.
Согласно мнению А. Я. Кибанова, сотрудник вправе принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, ее ценности и философию. Каждый тип поведения индивида можно характеризовать объективными и субъективными мотивами. В зависимости от сочетания основополагающих составляющих поведения человека можно выделить четыре типа поведения человека в организации:
• первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) склонен к принятию ценностей и норм поведения организации;
• второй тип поведения («приспособленец») склонен не разделять ценности организации, при этом соответствует нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным работником, так как он может в любой момент совершить действия, противоречащие организации, но соответствующие своим интересам;
• третий тип поведения («оригинал») склонен разделять ценности организации, но при этом не соответствовать ее нормам поведения. В данном случае у сотрудника могут возникнуть трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;
• четвертый тип поведения («бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с окружением и создает конфликтные ситуации. Однако следует заметить, что в тех случаях, когда сотрудник не разделяет ни ценности, ни нормы поведения, речь идет об отклоняющемся поведении.
Соотношение социализации и индивидуализации и различные типы работников, принимающих или отвергающих нормы и ценности организации и оказывающих различное влияние на ее культуры, представлены на рис. 2. Два предельных случая — бунт и полный конформизм в перспективе оказывают негативное влияние на организацию (и карьеру индивида). Как непродуктивный обычно рассматривается и курс на изоляцию. Культура, поощряющая конструктивные дискуссии и эксперименты, позволяет созидающим индивидуалистам внести значительный вклад в движение организации к поставленным целям.
Рис. 2 Матрица социализации и индивидуализации.
Причинами девиации могут быть как индивидуальные особенности человека, так и причины окружения человека - общество, политика, социальная напряженность в обществе, на работе и т. д.
Факторами, способствующими девиации являются:
• случайная торговля, которая имеет место там, где стороны встречаются один раз, не имея в виду установления длительных отношений. Примером является торговля, связанная с туристами, а также гостиничный и ресторанный бизнес;
• стражи ворот, которые существуют там, где имеются институциональные ограничения и дисбаланс между спросом и предложением, препятствующие свободной конкуренции. Типичная работа стражей ворот - манипулировать очередностью;
выполнения заявок на дефицит при наличии очереди, разрешать допуск к лицам, принимающим решения;
• недобросовестная экспертиза появляется там, где проведение реальной или предполагаемой экспертизы представляет собой элемент сделки. Типичные случаи - техническое обслуживание и ремонт, особенно в автомобильном сервисе;
• захват в триаде является характерной чертой частного сервиса, где потребители находятся в непосредственном контакте как с предпринимателем, так и с работниками. Захват в триаде предполагает возможность для коалиции между любыми двумя из них в ущерб третьему. Она очень типична для службы доставки, официантов, кассиров и в розничной торговле;
• двусмысленность существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимании количества, качества или точной категории товара. Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, специально для этого и закладывается. Например, сложно посчитать количество напитков, выпитых на свадьбе, или количество привезенных для строительства кирпичей, измерить толщину бетона на дороге и т.д.;