Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
Введение
Судебная система в настоящее время играет ключевую роль в реализации идеи правового государства в обществе, которое стремится заявить о себе как о демократическом. С точки зрения одного из основных положений теории о разделении властей, которая была сформулирована более двухсот лет назад французским философом Ш. Монтескье, именно судебная власть должна взять на себя функцию контроля над соблюдением правовых актов. Более того, именно эта ветвь власти наделяется полномочиями по контролю над тем, чтобы эти правовые нормы не противоречили основному закону государства.
Целью работы является анализ сущности органов судебной власти. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть характеристику Конституционного суда РФ; 2) рассмотреть суды общей юрисдикции; 3) определить суды субъектов федерации.
Объект исследования – система отношений, связанная с органами судебной власти.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование деятельности органов судебной власти.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Глава 1. Конституционны суд РФ.
В Российской Федерации существует Конституционный суд РФ как орган судебной власти, считающийся основным в стране. Именно представители Конституционного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.
Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует полномочия, возложенные на него законом. Стоит отметить, что Конституционный суд выступает в роли некоего арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Также суд имеет право на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности[1].
В состав Конституционного суда входят 19 судей. Назначаются они на должность верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующие кандидатуры Совфеду предлагает глава государства.
Сам суд осуществляет работу в двух направлениях: пленарное заседание; заседание палат. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и т. д. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.[2]
Глава 2. Суды общей юрисдикции.
Суды общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, (далее ВС) который является высшим органом Российской Федерации и производит контроль над Гражданским и Военным судами. Согласно статье 126 Российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят: ведение судебного контроля над судами общей юрисдикции, рассмотрение самых сложных уголовных, административных и гражданских дел, которые имеют подсудность судам общей юрисдикции, изучение судебной практики и анализ статистики. Верховный суд - высший орган судебной власти. Стоит подробнее рассмотреть его структуру. В неё входят следующие органы: 1) Пленум, 2) Президиум, 3) Апелляционная коллегия, 4) Судебные коллегии по делам административного, экономического, гражданского, уголовного типа и делам военнослужащих, 4) дисциплинарная коллегия.
На пленуме всем руководит председатель ВС. Там решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Рассматривает по надзорным жалобам и представлениям судебные дела в порядке надзора и повторно по вновь открывшимся обстоятельствам, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ, координирует и оказывает помощь нижестоящим судам. В апелляционной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.
Районный суд является судом первой инстанции для большинства гражданских, административных и уголовных дел, в нём работают федеральные судьи, в обязанности которых входит: заслушивание дел; избрание санкций; рассмотрение ходатайств; выдача приговоров и т. д. Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть переданы в ВС как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. При этом и сами районные суды могут быть вторыми звеньями - в отношении так называемых мировых судов [3].
Юрисдикция суда военного типа прописана в ФКЗ № 1 "О военных судах". Вот какие полномочия военных судей здесь выделены: 1) Рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военными Российских вооруженных сил, солдатами-срочниками, контрактниками, офицерами и т. д.; 2) Рассмотрение правонарушений в системе гражданского судопроизводства. Речь идет о конфликтах между военнослужащими и Министерством обороны. Стоит отметить, что сам военный суд входит в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду; более того, он даже является его частью. Военный суд является судом первого звена. Если же говорить о второй, кассационной инстанции, то стоит отметить военную коллегию Верховного суда РФ[4].
Арбитражный суд - занимается рассмотрением споров, в предпринимательской и других сферах экономической деятельности, а также некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции арбитражным процессуальным кодексом.
Мировые судьи [5]. Занимаются рассмотрением административных, уголовных и гражданских дел, в качестве суда первой инстанции. Во всей российской судебной системе мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Вот на какие его полномочия указывает закон: уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года; дела о выдаче приказов судебного типа; дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети; дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей; дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей; дела об установлении или лишении отцовства или материнства.
В субъектах РФ есть свои - Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Дела в них рассматриваются в качестве судов первой инстанции
Заключение.
Система судебных органов является совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации, согласно требованиям Конституции РФ, объединенная едиными принципами организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, административно - территориального и федеративного устройства. Судебные органы, как составляющие единой системы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией.
Список использованной литературы.
- Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 27 июля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Барамбаева, А.М. Судебная система в триаде властей Российской Федерации [Текст] / А.М. Барамбаева, Т.Н. Казанкова // Вестник научных конференций. 2016. № 12-2 (16). С. 10-13.
- Негодяев К.А. Структура судебной власти в Российской Федерации [Текст] / К.А. Негодяев // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 117-1. С. 252-254.
- Османова Ф.М. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти [Текст] / Ф.М. Османова // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 193-196.
- Цыганаш В.Н. Социально-правовое определение феномена судебной власти [Текст] / В.Н. Цыганаш, Н.В. Бровко// Философия права. 2016. № 1 (74). С. 98-101.