Файл: Анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы (Основы проектирования ИС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности человека.

Информационную систему следует понимать как комплекс, включающий компьютер и устройства связи, программное обеспечение, информационные ресурсы и персонал системы, поддерживающий динамическую информационную модель.

ИС стала неотъемлемой частью работы почти каждой организации, поэтому нет необходимости обсуждать актуальность разработки и внедрения ИС. Однако вопрос о последовательности подходов к их проектированию и качеству разработки остается актуальным.

Проектирование информационных систем логически сложная, трудоемкая и длительная работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.

Потребность контролировать процесс разработки ПО, прогнозировать и гарантировать стоимость разработки, сроки и качество результатов привела в конце 70-х гг. к необходимости перехода от кустарных к индустриальным способам создания ПО и появлению совокупности инженерных методов и средств создания ПО, объединенных общим названием «программная инженерия». К процессу становления программной инженерии относится и систематизация и стандартизация процессов создания ПО на основе структурного подхода.

Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов).

Структурный подход основывается на использовании организационной структуры компании, когда проектирование системы осуществляется структурными подразделениями. В этом случае технологии деятельности описываются технологиями работы структурных единиц и их взаимодействия.

Когда компания представляет собой сложную структуру, такую ​​как холдинговая или сетевая компания, также необходимо иметь модель взаимодействия всех ее элементов, которая отражает не только технологические, но и финансовые и юридические аспекты.

Объект курсовой работы – проектирование экономических информационных систем.


Предмет курсовой работы – структурный подход к проектированию экономических информационных систем.

Цель курсовой работы – анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы.

Задачи, поставленные исходя из имеющейся цели:

  • Изучить основы проектирования информационных систем;
  • Рассмотреть структурный подход к проектированию экономических информационных систем.

Глава 1. Основы проектирования ИС

1.1 Классификация информационных систем

Для более полного определения проблемы стоит привести классификацию ИС, которая не претендует на полноту. Информационные системы можно классифицировать по разным критериям.

Классификация основана на наиболее важных характеристиках, определяющих функциональность и особенности построения современных систем.

В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств и организации функционирования информационных систем он делится на ряд групп (классов).

ИС можно разделить на фактографические и документальные в зависимости от типа хранимых данных.[1]

Фактографические системы используются для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов, которые являются предметом различных операций.

В системах документации информация представлена ​​в виде неструктурированных документов, которые состоят из заголовков, описаний, выдержек и текстов. Поиск неструктурированных данных осуществляется по семантическим характеристикам.[2]

Выбранные документы становятся доступными пользователю, и обработка данных в таких системах практически не осуществляется.

В зависимости от уровня управления ИС существует 4 уровня.

Информационная система операционного уровня – помогает артистам-исполнителям обрабатывать данные о датах производства и событиях. Информационная система на уровне компании является связующим звеном между компанией и внешней средой.

Цели, задачи, алгоритмы и источники информации обработки на операционном уровне предопределены и в высокой степени строго структурированы.


Информационные системы от специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и продуктивность проектировщиков и инженеров. Задача таких информационных систем – интегрировать новую информацию в организацию и организация рабочего процесса.[3]

Информационные системы уровня управления используются менеджерами среднего звена для мониторинга, контроля, принятия решений и управления функционированием организации. Основные функции этих информационных систем:

  • составление периодических отчетов за определенный период (выдача отчетов по текущим событиям в ИС данного уровня не входит, являясь атрибутом ИС оперативного уровня);
  • сравнение текущих показателей с аналогичными показателями за предыдущий период;
  • обеспечение доступа к архивной информации.[4]

Стратегическая информационная система – ИС, поддерживающая принятие решений при реализации стратегических долгосрочных целей развития организации. ИС на стратегическом уровне – это инструмент для решения неструктурированных задач и осуществления долгосрочного планирования. Они должны создавать общую среду для поддержки принятия решений в различных ситуациях.

Некоторые стратегические системы имеют ограниченные возможности анализа.

В зависимости от степени интеграции ИС делятся на большие, средние, малые и локальные системы.

Можно было дать классификацию систем по назначению, но этот критерий вряд ли можно считать актуальным, и классификацию завершенной.

Однако следует отметить, что анализ текущего состояния рынка интеллектуальной собственности показывает устойчивую тенденцию увеличения спроса на информационные системы управления организацией. Кроме того, постоянно растет спрос на интегрированные системы управления.

Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, можно считать уже пройденным этапом для многих предприятий.[5]

1.2 Этапы проектирования информационных систем

Проектирование ИС охватывает три основные области:

  • проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
  • проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;
  • технический проект с учетом конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации оборудования, используемой архитектуры (файловый сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных.[6]

Процесс создания ИС состоит из нескольких этапов, ограниченных определенным периодом времени и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и т.д.).

Как правило, различают следующие этапы создания ИС: анализ и создание требований к системе, проектирование, внедрение, тестирование и реализация.

Цель первого этапа – сформулировать требования к ИС, правильно и точно отражающие цели и задачи заказчика.

Чтобы определить процесс создания ИС, отвечающий потребностям организации, эти требования необходимо идентифицировать, формализовать и отобразить на языке моделей, чтобы гарантировать адекватный уровень соответствия целям организации.[7]

Задача создания требований к ИС – одна из важнейших, трудно формализуемых, дорогостоящих, ресурсоемких и в случае ошибки трудно исправимых.

С помощью современных инструментов и программных продуктов имеется возможность быстро создать ИС в соответствии с заранее определенными требованиями. Но часто эти системы не удовлетворяют заказчиков и требуют многочисленных доработок, что значительно увеличивает стоимость фактической ИС.

Основная причина такой ситуации – неправильное, неточное или неполное определение требований ИС на этапе анализа или использование типового проекта с неправильно выбранной степенью декомпозиции или неудовлетворительный результат выбора базового программного обеспечения.

На этапе проектирования сначала создаются модели данных. В этом случае построение логических и физических моделей данных является основной частью проектирования базы данных.

Информационная модель, полученная в процессе анализа, сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.

Множество задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества различных типов систем, которые различаются принципами построения и присущими им правилами обработки информации. В то же время существует значительное количество методов проектирования ИС в зависимости от типа.[8]

1.3 Сравнительный анализ подходов к проектированию ИС

Очевидно, что выбор методов определяется целями проекта и в значительной мере влияет на весь его дальнейший ход. Рациональный выбор возможен при понимании нескольких аспектов:


1. Целей проекта;

2.Требований к информации необходимой для анализа и принятия решений в рамках конкретного проекта;

3. Возможностей подхода с учетом требований пункта 2;

4. Особенностей разрабатываемой/внедряемой информационной системы.

Сравнение подходов должно дать ответы на следующие вопросы:

1. Насколько сам подход и его нотации применимы для того или иного этапа проектирования ИС.

2.Что является критерием для выбора подхода в случае, когда возможно применение более одного подхода (какой подход применить лучше).

Функциональные возможности подходов можно корректно сравнивать только по отношению к определенному кругу задач.[9]

Каждый из рассматриваемых подходов имеет свои преимущества и недостатки. В зависимости от решаемых задач эти преимущества могут, как усиливаться, так и наоборот, ослабевать.

Следует подчеркнуть, что модель – не самоцель, это лишь инструмент, именно понимание того, что нужно описывать и какие аспекты функционирования реальной системы при этом отражать, определяет успех проекта по моделированию бизнес-процессов.[10]

Структурный подход.

Плюсы структурного подхода:

  • возможность проведения глубокого анализа бизнес процессов, выявления узких мест: комплексное применение позволяет выявить все возможные рассогласования и неточности;
  • применение универсальных графических языков моделирования IDEF0, IDEF3 и DFD обеспечивает логическую целостность и полноту описания, необходимую для достижения точных и непротиворечивых результатов;
  • проверенность временем и широкое распространение среди аналитиков и разработчиков.

Минусы структурного подхода:

  • низкая наглядность для неподготовленных пользователей модели: при увеличении количества уровней представления, анализа и модификация моделей становятся затруднительными;
  • необходимость следования жесткой структуре, которая не всегда необходима;
  • сложность восприятия иерархически упорядоченной информации.

Вывод: рекомендуется применять для правильного, точного и полного определения требований к ИС на начальных этапах.[11]

Объектно-ориентированный подход.

Плюсы объектно-ориентированного подхода:

  • сравнительная легкость, наглядность, эффективность моделей;
  • гибкость, возможность адаптировать методологию UML собственными элементами и видами диаграмм;
  • возможность автоматической генерации кода на основе построенных моделей.