Файл: Финансы коммерческих организаций и направления их использования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ состояния и использования финансов коммерческих организаций в современных условиях

2.1. Анализ состояния и финансовых результатов деятельности коммерческих организаций

Прибыль предприятия занимает одно из важных мест в системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. Являясь главной целью предпринимательской деятельности, она создает определенные гарантии для его дальнейшего существования и развития. В этой связи, на основе данных таблицы 1, дадим оценку динамике финансовых результатов российских организаций в контексте влияния на нее цикличности экономики страны.


Таблица 1

Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации,

млрд. руб.

Год

Сальдо при-былей и убытков

В % к соответст-вующему периоду преды-дущего года

Сумма прибыли

Удельный вес прибыльных организаций, %

Сумма убытка

Удельный вес убыточных органи-заций, %

2006

2485

170,7

2778

61,9

293

38,1

2007

3226

129,8

3674

63,6

448

36,4

2008

5722

177,4

6085

67,5

363

32,5

2009

6041

105,6

6412

74,5

371

25,5

2010

3801

69,1

5354

71,7

1553

28,3

2011

4432

124,1

5852

68,0

1420

32,0

2012

6331

144,1

7353

70,1

1022

29,9

2013

7140

114,2

8794

70,0

1654

30,0

2014

7824

110.8

9213

70.9

1389

29,1

2015

6854

82,7

9519

69,0

2665

31,0

2016

4347

68,2

10465

67,0

6118

33,0


Анализ статистических данных, показывает, что финансовые результаты предприятий имели тенденцию, как подъема, так и спада. Сальдированный финансовый результат (сальдо прибылей и убытков) представляет собой сумму прибыли организации от продажи товаров, оказания услуг, а также сумму доходов от прочих операций за вычетом расходов по всем указанным операциям.

Относительно 2011 г. сальдо прибылей и убытков увеличилось в 2012 г. на 144,1%, в 2013-2014 гг. рост составил 114,2% и 110,8%, соответственно. После кризисных 2010-2011 гг. число прибыльных организаций увеличилось на 2,1% и составило 70,1% от всех организаций страны. В этот период стал заметен рост инвестиций в основной капитал в 2012 г. – 6%; в 2013 г. – 8,2%; в 2014 г. – 6,7%. Внешнеторговый оборот, импорт, экспорт в после кризисные годы (2012-2013 гг.) составил ежегодный рост по 30%, в 2014 – 3%. Связано это было с тем, что цена за баррель нефти в 2011 г. снизилась с 95 до 65 дол., затем в 2012-2013 гг. она восстановилась до 110 дол./бар. Восстановилась занятость населения, послужившая росту реальных доходов населения в 2012 г. – 5,1%; в 2013 г. – 0,85%; в 2014 г. – 4,2%, что обусловило увеличение внутреннего спроса[11].

В 2015-2016 гг. как и в период предыдущего кризиса сальдо прибылей и убытков имеет отрицательную динамику (рис. 3). В 2015 г. показатель сократился на 17,3%, а в 2016 г. – еще на 31,8%.

2014 г. 2015 г. 2016 г.


Рисунок 3 - Динамика финансового результата организаций за 2014 – 2016 гг., млрд. руб.

К концу 2014 года число убыточных организаций возросло до 33%. В начале 2014 года рядом стран были приняты санкции против России, повлекшие за собой ухудшение финансового положения многих российских предприятий. Сократились реальные денежные доходы населения. Произошел отток капитала из России в размере 63 млрд долл. в 2013 году и 74,6 млрд долл. за девять месяцев 2014 г.

Учитывая, что в 2016 г. 38,5 тыс. крупных и средних организаций получили прибыль в размере 13195,4 млрд. руб.; 13,5 тыс. крупных и средних организаций имели убыток на сумму 1607,7 млрд. руб.; сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в действующих ценах составил +11587,7 млрд. руб. Несмотря на высокую долю убыточных крупных и средних организаций в экономике, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), начиная с 2015г., отражает положительную динамику в целом и по ведущим производствам (рис. 2). Следует обратить внимание на выход в первую позицию по росту прибыли в 2016 г. агрегированного показателя по обрабатывающим производствам (D) – (+3190,8) млрд. руб. (2015г. – (+2090,2) млрд. руб.) и во вторую - оптовой и розничной торговли (G) – (+2306,4) млрд. руб. (2015г. – (+2075,1) млрд. руб.)[12].


Сравнивая финансовые результаты по наиболее приносящим прибыль производствам в предыдущих периодах, можно сделать вывод о том, что по большинству экономических результатов 2012-2016 гг. первая ведущая роль принадлежит всё-таки обрабатывающим производствам, а не добывающим отраслям.

Из наиболее уязвимых промышленных производств выделяется DM – производство транспортных средств и оборудования, получившее отрицательный финансовый результат в 2008г. – (-21,5 млрд. руб.), в 2009г. – (-88,8 млрд. руб.), в 2014г. – (-14,5 млрд. руб.), в 2015г. – (-17,7 млрд. руб.).

Следует отметить доминирующую роль по зарабатыванию прибыли добывающего подраздела CA – добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - при фиксации колоссальной прибыли в 2014г. – (+2408,9 млрд. руб.) и последующем понижении финансового результата, из-за спада мировых цен на топливные ресурсы, в 2016г. до +1513,3 млрд. руб. В настоящее же время суммарный вклад по прибыли таких составляющих обрабатывающих производств, как DJ – металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (+1018,5 млрд. руб.), DG – химическое производство 4 (+526,8 млрд. руб.), DA – производство пищевых продуктов (+356,6 млрд. руб.), становится более конкурентоспособным по отношению к добывающим отраслям.

Переход к устойчивому экономическому росту экономики Российской Федерации возможен только на основе превращения отечественных предприятий в эффективные, конкурентоспособные хозяйствующие субъекты, привлекательные для отечественных и иностранных инвесторов. С этой целью необходимо обеспечить:

- доступ предприятий к инвестициям по низкой процентной ставке для технологического обновления;

- освобождение от налогов при строительстве новых предприятий;

- создание механизма стимулирования для импортозамещения и неэнергетического экспорта;

- переход в инвестиционном кредитовании на принципы проектного финансирования.

Особое внимание необходимо уделить стимулированию отраслей и сфер, которые являются локомотивами социально-экономического развития страны и обладают при этом значительным мультипликативным эффектом.

Первый локомотив – это «экономика знаний» (наука, образование, информационные технологии, биотехнологии и здравоохранение). Если в год добавить по 1 трлн. рублей бюджетных средств на финансирование этой сферы (за счет роста дефицита бюджета на 1,5%, покрываемого выпуском долгосрочных ценных бумаг), а также выделить дополнительные инвестиции и привлечь средства за счет государственно-частного партнерства, рост этой сферы может составить более 8% в год. При этом рост ВВП ускорится на 1,5%.


Второй локомотив – жилищное строительство, источником развития которого в основном должны быть средства населения. Для этого нужны жесткие государственные гарантии предоставления жилья по сниженным ценам – путем массового перехода к строительству малоэтажного жилья на свободных участках, введения налоговой льготы при строительстве жилья эконом-класса и повышения налогов при строительстве дорогого жилья по двойной и тройной цене.

Третий локомотив – это легковой автомобильный транспорт. Основные средства для развития – так же средства населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на финансовые результаты деятельности организаций влияет множество факторов, связанных как с внутренней экономической средой страны, так и с внешней.

При переходе к форсированным инвестициям и стимулированию роста с ускоренным развитием отраслей-локомотивов неизбежно придется устранять многие административные барьеры. Следует добиваться равных условий для бизнеса тех госпредприятий и организаций, которые занимаются коммерческой деятельностью, с частным сектором экономики, проводить структурные институциональные реформы, приватизировать неэффективные госкорпорации, продавать непрофильные активы, усилить их регулирование и контроль.

2.2. Финансовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности и пути повышения ее эффективности

Финансы коммерческих предприятий образуют финансовый базис, обеспечивающий непрерывность производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги. Часть сформированных предприятием финансовых ресурсов направляется на цели потребления, таким образов, с помощью финансов предприятий децентрализовано реализуются социальные задачи развития общества.

Финансы коммерческих предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономики, созданию новых производств и современных технологий. Финансы предприятий представляют возможность использовать денежные накопления граждан на инвестирование в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями[13].


Эффективность использования финансов коммерческого предприятия характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность использования можно повышать, уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

Еще одним важным инструментом повышения эффективности использования финансовых ресурсов коммерческого предприятия является управление основными производственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

Существуют три метода начисления амортизации: равномерное списание, на объем выполненных работ и ускоренная амортизация.

Равномерное списание базируется на нормативном сроке службы основных средств. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются исходя из физического и морального сроков службы средств труда и выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономически обоснованное определение величины амортизационных отчислений требует правильной стоимостной оценки основных средств. Периодически возникает потребность в переоценке основных средств с целью определения их восстановительной стоимости и приведения в соответствие с реальными экономическими условиями. Чем выше уровень инфляции, тем чаще требуется такая переоценка.

Второй метод начисления амортизации – на объем выполненных работ. Он основан на допущении, что износ тем больше, чем больше объем выполненных работ, то есть амортизация является исключительно результатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеет значения.

Третий метод – ускоренная амортизация – предусматривает, что основная сумма амортизации начисляется в первые годы эксплуатации. Это не только позволяет ускорить обновление основных фондов, но и является методом снижения инфляционных потерь. Метод ускоренной амортизации обеспечивает быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет фактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет к повышению себестоимости, а, следовательно, и цены реализации. Амортизационные отчисления, полученные при применении этого метода, имеют строго целевое назначение. В случае их использования не по назначению дополнительные суммы амортизационных отчислений, соответствующие расчету по ускоренному методу, включаются в налогооблагаемую прибыль.

Так же следует отметить, что эффективность управления финансами прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Считается, что структура капитала должна соответствовать виду деятельности и требованиям компании.