Файл: Понятие финансов и их экономическая сущность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добавочный капитал может включать результаты переоценки основных фондов, средства на пополнение оборотных фондов, эмиссионный доход, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные ценности.

Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, полученную в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Так же это прибыль, которая может использоваться для реинвестирования в производство. Предприятие, использующее только собственные финансовые ресурсы, имеет наивысшую финансовую устойчивость.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Его использование может помочь поднять финансовый потенциал развития предприятия, а также возможность прироста финансовой рентабельности предприятия. Но крайне большой объем заемного капитала может привести к тому, что предприятие подвергнется к финансовому риску либо угрозе банкротства [4, с.172-174].

Более наглядно источники формирования финансовых ресурсов различных хозяйствующих субъектов отражены в таблице в приложении А.

2.2 Особенности государственных финансов

В состав финансовых ресурсов государства включаются финансы всех отраслей национального хозяйства – государственного сектора, предпринимательского и частного. Государство вправе распоряжаться денежными средствами бюджетной системы, бюджетных и внебюджетных специализированных фондов, а также ресурсами государственных финансовых институтов, таких как Центральный банк, государственные кредитные учреждения и т.п.

К источникам финансов предприятий относятся непосредственно уставной капитал, прибыль от реализации товаров, работ, услуг, амортизационные отчисления, специально создаваемые целевые фонды и т.д.

Все финансовые ресурсы, как государственные, так и ресурсы предприятий, делятся на собственные и привлеченные. Собственные финансовые ресурсы – это, например, уставный капитал, прибыль, валовый внутренний продукт, доход от реализации имущества и др., т.е. те средства, которые получены в результате финансово-хозяйственной деятельности.

К привлеченным финансам относятся те денежные средства, которые получены в результате кредитов и займов, приобретающих характер задолженности. Таковыми являются банковские кредиты, доход от эмиссии ценных бумаг, кредиторская задолженность и т.п. [2, с. 412-413]


Главным источником формирования финансов на макроуровне, т.е. на уровне государства, является национальный доход. Именно на основе распределения и перераспределения национального дохода формируются централизованные фонды денежных средств – бюджет, фонды специального назначения и т.п.

Определенная доля национального дохода формируется и остается на предприятиях, иными словами создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые расходуются на финансирование производства на предприятиях.

Как правило объем государственных финансов больше национального дохода, потому что помимо тех доходов, которые включаются в состав дохода государства, к финансовым ресурсам относят еще амортизационные отчисления, создаваемые за счет части стоимости государственного имущества и производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы представляют собой результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Еще одним важным источником формирования государственных финансов являются отчисления физических и юридических лиц в специальные фонды – фонды социального и медицинского страхования, страхования имущества и другие внебюджетные фонды целевого назначения.

Помимо указанных источников финансы государства формируются за счет той части национального богатства, которая участвуют в хозяйственной деятельности. Сюда можно отнести доходы от продажи земли, полезных ископаемых, в частности золота и энергоносителей, прибыль от внешнеэкономической деятельности и т.п. Кроме того, государство пополняет свои финансовые ресурсы за счет выручки от эмиссии государственных ценных бумаг.

Небольшую долю централизованных финансов формируют поступления от населения страны, куда относятся уплата налогов и сборов, госпошлин, штрафов, выручка от продажи государственных лотерей и т.п. Следует отметить, что по мере развития рыночных отношений данный источник формирования финансовых ресурсов становится все более важным.

Централизованные финансы аккумулируются, главным образом, в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фондах имущественного и личного страхования.

Некоторые исследователи считают правильным включать в состав финансов государства еще кредитные средства Центрального банка страны в качестве определенного резерва денежных средств, закрепленных за Центробанком в форме уставного и резервного капиталов и иных фондов финансовых ресурсов. [19, с. 364-366]


Таким образом, подводя итог, можно сказать, что по своему содержанию источники финансов одинаковы на макро- и микроуровнях, отличаются они только своими масштабами.

2.3 Система финансов России и особенности ее функционирования на современном этапе

Особенности функционирования финансовой системы России на современном этапе

Роль финансовой системы РФ с переходом нашей страны к рыночной экономике в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансовой системы РФ была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т. е. имело место челночное движение финансовых средств. В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла: от финансового положения предприятия зависят его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур. Эти преобразования коснулись всех звеньев финансовой системы. Коренная перестройка государственной бюджетной системы началась в 1991 г. До этого момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые. В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней: Федеральный бюджет РФ, Бюджеты субъектов федерации, Местные бюджеты

Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система. Перестройка банковской сферы началась в 1987 г. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в ЦБ Сов союза

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап – быстрый ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг. Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ. За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления – Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль. [20, с. 25-29]


Существенные изменения, произошедшие в экономической и политической жизни России в последние годы, привели к серьезным реформам в системе финансов государства и взаимосвязям между различными ее звеньями. Сегодня структура финансовой системы России включает в себя:

- бюджетная система, которая включает в себя государственный бюджет, муниципальные и местные бюджеты;

- внебюджетные денежные фонды;

- финансы предприятий;

- финансы страховых организаций;

- финансы кредитных институтов.

Перечисленные элементы финансовой системы России присутствуют как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов и муниципальных образований. Всем им присущи общие свойства финансов, но также они имеют и различия между собой, благодаря которым они оказывают неодинаковое влияние на процессы, происходящие в экономическое и социальной жизни общества. Такая многозвенность финансовой системы обуславливает ее гибкость и эффективность.

При формировании современной финансовой системы России использовался опыт западных развитых государств. Например, по подобию британской системы финансов в нашей стране стали создаваться внебюджетные и бюджетные денежные фонды различного целевого назначения. Имущественно и личное страхование, а также банковский кредит получили независимость от государства и стали меньше контролироваться. Таким образом, финансовая система приобрела черты, свойственные рыночной экономики. Кроме того, финансовые институты стали создаваться и на уровне субъектов и муниципалитетов. Но нельзя не отметить, что у финансовой системы России на современном этапе имеются и свои отличительные особенности, отражающие исторический опыт развития нашей страны.

Каждое звено финансовой системы России отвечает за определенный вид финансовых отношений, с помощью которых создаются и используются определенные виды денежных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Такие фонды делятся на два вида – централизованные и децентрализованные.

Денежные средства, относящиеся к центрированным финансовым фондам, используются для удовлетворения потребностей определенной территории. Иными словами, это федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований. Централизованные финансовые фонды включают в свой состав ресурсы предприятий и учреждений, которые направляются на внутренние цели этих субъектов и исключительно в их пределах.

Кроме указанного деления, выделяют еще фонды общего и целевого назначения. Фондами целевого назначения являются внебюджетные государственные фонды, т.к. средства из них имеют строгую направленность расходования. А вот государственный или местный бюджеты относится к фондам местного назначения, потому что этими средствами финансируется большое количество разнообразных программ и проектов. [6, с. 54-63]


Главным элементом финансовой системы России является бюджетная система. Именно она служит для целей создания централизованных денежных фондов, т.е. бюджетов различных уровней. Бюджетные средства используются для достижения поставленных целей в развитии регионов и субъектов, а также страны в целом. Вместе с тем региональные и местные бюджеты являются основой финансовой самостоятельности и независимости субъектов страны, способствуют развитию местного самоуправления. Финансы бюджетов всех уровней формируются, главным образом, за счет поступлений от налогов и сборов.

Относительно новой составляющей финансовой системы России являются внебюджетные целевые фонды. На каждом уровне они создаются соответствующими органами власти. Отличительной их особенностью является строгая направленность расходования средств фонда. Таковыми фондами, функционирующими как на уровне государства, так и на уровне каждого субъекта являются Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования и др. Все они создаются на основании нормативных актов Правительства и имеют свою особенную сферу деятельности.

На первых этапах формирования отечественной финансовой системы главной целью функционирования внебюджетных фондов было наиболее рациональное использования финансовых ресурсов государства, а также их увеличение. Но постепенно, главным образом, по причине ограниченности бюджетных ресурсов, а также в связи с их рассредоточением по многочисленным фондам и неэффективным использованием большая часть таких фондов была устранена.

Третьим звеном современной финансовой системы России являются финансы предприятия и учреждений. Денежные средства этих фондов принадлежат только им и направляются на достижение целей их функционирования. Сегодня в нашей стране присутствует большое количество различных форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы.

Здесь выделяется две подгруппы – это финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций. К первому типу предприятий относятся те субъекты, главной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Второй тип – некоммерческие организации – такой цели не преследуют, хотя по закону для обеспечения более полного своего функционирования они могут оказывать платные услуги в пределах своих полномочий и компетенции.

В современной экономической литературе финансы предприятия считают основой всей финансовой системы страны. Это обусловлено тем, что они имеют непосредственную взаимосвязь с процессом материального производства, в результате которого образуется национальный доход, распределяемый потом посредством финансовой системы государства.