Файл: Понятие и роль складирования в логистической системе.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы Управления складским обслуживанием на предприятии
1.1. Понятие и роль складирования в логистической системе
1.2. Склады, их определение, виды и функции складов
2.1 Организация складского хранения на предприятии ООО «Русский шик»
2.2. Анализ наличия неликвидных запасов на предприятии
2.3. Предложения по организации управления неликвидными запасами
Анализ движения материалов показал рост запасов, а именно фактическое наличие запасов, которые перешли в категорию неликвидов, что также подтверждается инвентаризацией товарно-материальных ценностей ООО «Русский шик» на конец 2019 года (рис.3).
Неликвиды — это запасы сырья и материалов, готовой продукции, которые не используются и не реализуются длительное время или их расход незначительный по отношению к остатку на конец отчетного периода.
Рис. 3 Динамика неликвидных запасов за 2019 год
Как видно из рисунка 3 остатки ТМЦ на 01.01.2019 составили:
- меховые изделия — 1 219 тыс. руб., в т.ч. неликвид — 1 004 тыс. руб.
- сырье и материалы (меховой полуфабрикат, прикладные материалы и пр.) - 2 408 тыс.руб., в т.ч. неликвид — 805 тыс.руб.
Остатки ТМЦ на 01.01.2020 составили:
- меховые изделия — 929 тыс. руб., в т.ч. неликвид — 843 тыс. руб.;
- сырье и материалы (меховой полуфабрикат, прикладные материалы и пр.) - 2 708 тыс.руб., в т.ч. неликвид — 782 тыс.руб.
Рис. 4 Удельный вес неликвидных запасов на начало и конец 2019 года
Негативным фактором является роста удельного веса неликвидных остатков на конец 2019 года у готовой продукции, что говорит о крайне сложной финансовой ситуации на предприятии и необходимости проведения работы по снижению неликвидных остатков.
Неликвиды замедляют оборачиваемость оборотных средств, негативно влияют на ликвидность, ухудшают экономическое состояние предприятия. Они не приносят выручки и требуют дополнительных затрат. Поэтому каждая компания должна своевременно решать проблемы неликвидов.
Опираясь на эти данные, необходимо составить полный и развернутый план работы с неликвидными запасами на текущий год.
Выявление малоходовых и неликвидных товарно-производственных запасов производится специалистами и подлежит комиссионному определению на предмет возможности дальнейшего использования, реализации, либо списания.
Универсального решения по работе с неликвидами нет. Перечисленные в таблице 2 причины образования неликвидных запасов и мероприятия, предупреждающие их образование, предусмотрены для ООО «Русский шик». Они могут изменяться или дополняться в зависимости от специфики предприятия.
Таблица 2.
Причины образования неликвидов и мероприятия для их сокращения
Причина образования неликвидов |
Мероприятия для предотвращения образования неликвидных запасов, назначение ответственных лиц |
---|---|
Снижение покупательной способности населения |
Разработка моделей изделий в соответствии со сниженной покупательной способностью населения, развитие новых направлений пошива верхней одежды, использование более экономичных видов сырья и материалов, в том числе комбинирование мехового полуфабриката с тканями и драпом. Временное сокращение производства, смещение деятельности на оказание услуг по ремонту меховых изделий. Создание на время кризисной ситуации условий для длительного и безопасного хранения продукции. |
Сырье и материалы под остановленный/замороженный проект производства |
Если сырье уникальное, можно рассмотреть вопрос реализации по цене ниже закупочной цены. Такое решение нужно принимать после расчета стоимости хранения. Это позволит понять, что выгодно предприятию: продать сырье или хранить его дальше. |
Брак поставщика, который принят предприятием и своевременно не возвращен |
Отсутствие контроля со стороны руководства при приемке сырья и материалов может привести к тому, что часть брака от поставщика станет неликвидом у покупателя. Сырье и материалы кладовщики должны принимать совместно с руководителем. Составляя договоры с поставщиками, важно добиваться права на возврат бракованных товаров, удовлетворение рекламаций по количеству и качеству, а также на наложение штрафных санкций за их невыполнение |
Некорректное нормирование потребности |
Такое возможно, когда нормы списания сырья и материалов в производство выше, чем их фактическое использование. Некорректное составление требования-накладной приводит к образованию остатков сырья и материалов. Минимизировать эту проблему можно с помощью: • анализа расхода материала и полуфабриката на производство текущих продукции и услуг для формирования нормативов и дополнительного контроля в случае, если в требовании присутствуют расхождения; • кладовщик должен своевременно сообщать руководству о переизбытке какого-либо сырья и материалов • при составлении договоров с поставщиками отдавать предпочтение тем контрагентам, которые готовы принимать возврат неиспользованных остатков. |
Задачей специалистов по организации складского хранения является, в том числе, выявление причин образования неликвидных запасов. От этого зависит дальнейший контроль их образования. Список причин должен постоянно пересматриваться и дополняться.
2.3. Предложения по организации управления неликвидными запасами
В качестве предложений по организации работы с неликвидами можно предложить следующее[27].
Шаг 1. Определить нормативный срок, по истечении которого запасы считаются неликвидом. Для расчета нормативного срока можно использовать плановые показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Нормативный срок фиксируется приказом руководства и в положениях по работе с неликвидными запасами.
Пример расчета нормативного срока хранения
На основании плановых показателей: балансовой стоимости товарно-материальных запасов (сырье и материалы) и материальной себестоимости выпуска продукции определим срок хранения сырья и материалов на складе. Для этого используем следующие формулы:
ТСиМ = Длительность анализируемого периода × Средняя величина запасов сырья и материалов в рублях / Стоимость потребленных запасов,
Средняя величина запасов сырья и материалов в рублях = (Остаток запасов на начало периода + Остаток запасов на конец периода) / 2,
где ТСиМ — срок хранения сырья и материалов, дн.;
Стоимость потребленных запасов — материальная себестоимость выпуска за анализируемый период, руб.
На основании плановых показателей: балансовой стоимости товарно-материальных запасов (готовая продукция) и производственной себестоимости отгруженной (реализованной) продукции определим срок хранения готовой продукции (ТГП):
ТГП = Длительность анализируемого периода × Средняя величина запасов готовой продукции в рублях / Себестоимость отгруженной (реализованной) продукции,
Средняя величина запасов готовой продукции в рублях = (Остаток запасов на начало периода + Остаток запасов на конец периода) / 2.
В таблице 3 представлены расчетные сроки хранения сырья, материалов и готовой продукции на 2018 г.
Таблица 3.
Расчет сроков хранения сырья, материалов и готовой продукции на 2019 г.
Показатель |
Значение |
---|---|
Сырье и материалы (для примера возьмем мех кролика) |
|
Количество дней в году |
365 |
Остаток на 01.01.2019, руб. |
421 837 |
Остаток на 31.12.2019, руб. |
354 753 |
Средняя величина запасов сырья и материалов, руб. |
388 295 |
Стоимость потребленных запасов, руб. |
619 652 |
Срок хранения сырья и материалов (ТСиМ), дн. |
229 |
Готовая продукця (для примера возьмем шапка из меха кролика) |
|
Остаток на начало периода, руб. |
250 000 |
Остаток на конец периода, руб. |
124 545 |
Средняя величина запасов готовой продукции, руб. |
187 273 |
Себестоимость отгруженной (реализованной) продукции, руб. |
467 921 |
Срок хранения готовой продукции (ТГП), дн. |
146 |
Расчетный срок хранения сырья и материалов составляет 55 дней, для готовой продукции — 17 дней. Предприятие устанавливает следующие нормативные сроки хранения на 2020 г.:
сырье и материалы (для каждого вида сырья свой), для меха кролика — 250 дн.;
готовая продукция (для каждого вида готовой продукции свой), для шапки из меха кролика — 150 дн.
Таким образом, при формировании отчета по неликвидным запасам по предприятию в него необходимо включать запасы, которые находятся без движения в течение установленного нормативного срока.
Шаг 2. Ежемесячно составлять два отчета:
- отчет по неликвидным позициям со сроком хранения, превышающим нормативный срок;
- отчет о движении запасов с анализом позиций, по которым нет движения, и позиций, расход которых не превысил определенного процента от остатка (может быть 5, 10 % — зависит от специфики предприятия).
Для формирования отчета необходимо проверить действующие на предприятии критерии отнесения МПЗ к неликвидам.
В качестве примера можно предложить на предприятии внедрение инструкции по работе с неликвидами. Например:
- Определить, какие товары относить к неликвидам.
Признаки неликвидной продукции на складе предприятия:
а) полное отсутствие продаж;
б) слишком низкие продажи (по сравнению с товарными остатками, другими товарами).
2. Менеджеры по продажам, специалисты по закупкам должны отвечать за состояние товарного запаса. Нужно внедрить такую систему мотивации для оценки работы сотрудников, участвующих в поступлении товаров на склад и их расходовании, которая стимулирует снижение общего уровня запасов, в том числе неликвидов.
Важно повысить ответственность сотрудников отдела продаж за необоснованный отказ клиента от поставки или необоснованный возврат товара на склад.
3. Проработать и стандартизировать работу с поставщиками. Процедура приемки товара должна защищать предприятие от недобросовестных поставщиков, должны работать, а не числиться на бумаге инструкции по приемке товаров по количеству, комплектности, качеству. Юристам необходимо наладить претензионно-исковую работу с поставщиками.
4. Внедрить в бизнес-процессы и учет механизм распределения товаров по заказам при оприходовании поступающего на склад товара.
5. Отслеживать положение дел по запасам и неликвидам с помощью комплекта отчетов.
6. Устанавливать порядок уценки, предоставления скидок на неликвидные товары.
7. Определить, каким способом избавиться от неликвидов:
вернуть поставщику;
продать со скидкой;
продать в комплекте;
продать на несвойственных рынках (например, очищенную питьевую воду продать на технические цели);
заставить клиента через суд исполнить свои обязательства по покупке;
применить для собственных хозяйственных нужд;
использовать на благотворительность в целях рекламы своего бренда.
8. Проработать два вопроса:
а) есть ли попытки со стороны персонала скрыть образование/наличие неликвидов (самый простой способ сокрытия — перемещение между складами);
б) имеет ли место умышленное превращение отдельных товаров в неликвидные с целью приобретения заинтересованными сотрудниками по минимальной цене.
9. Закрепить результаты. На предприятии необходимо разработать положение и инструкции, регламентирующие работу с неликвидами, утвердить нормативные сроки, по схеме описанной выше, по истечении которых товары признаются неликвидными. Периодически такие нормативы нужно пересматривать и анализировать исходя из фактических остатков товаров и практических ситуаций.
10. Автоматизировать работу с неликвидами.
Соответственно в учетных системах необходимо настроить отчет, в который будет попадать номенклатура, превышающая нормативный срок.
В отчет должна быть отражена следующая информация по неликвидным запасам:
- место хранения;
- наименование запасов с разбивкой по характеристикам;
- количество запасов в остатке;
- общая стоимость;
- дата последнего поступления на склад.
Если номенклатура находится без движения больше, чем нормативный срок хранения (сырье и материалы — 60 дн., готовая продукция — 20 дн.), она автоматически попадает в данный отчет (табл. 4).
Таблица 4.
Отчет по неликвидным запасам сырья, материалов и готовой продукции на 31.12.2019
Склад |
Единица измерения |
Дата поступления на склад |
Показатели на дату формирования отчета |
|
Группа неликвидности |
||||
Номенклатура |
||||
Характеристика номенклатуры |
количество |
Стоимость, тыс. руб. |
||
Склад специального назначения |
466 |
2474 |
||
Меховой полуфабрикат |
шт. |
01.06.2019 |
377 |
1506 |
Готовая продукция |
шт. |
01.06.2019 |
89 |
968 |
Отапливаемый крытый склад |
354 |
342 838,92 |
||
Готовая продукция, в т.ч. |
шт. |
259 |
172 312,75 |
|
Головные уборы |
шт. |
01.06.2019 |
15 |
|
Верхняя одежда |
шт. |
01.06.2019 |
10 |
|
Мягкие игрушки |
шт. |
01.06.2019 |
130 |
|
Аксессуары |
шт. |
01.06.2019 |
25 |
|
Меховой полуфабрикат |
шт. |
14.05.2019 |
101 |
101 013,53 |
Прикладные материалы |
шт. |
14.05.2019 |
101 |
101 013,53 |
Торговый зал |
354 |
342 838,92 |
||
Готовая продукция, в т.ч. |
шт. |
195 |
172 312,75 |
|
Головные уборы |
шт. |
01.06.2019 |
2 |
|
Верхняя одежда |
шт. |
01.06.2019 |
79 |
|
Аксессуары |
шт. |
01.06.2019 |
5 |
|
Меховой полуфабрикт |
шт. |
|||
Неотапливаемый крытый склад |
343 |
74 |
||
Оборудование |
ед. |
3 |
40 |
|
Меховой подножный лоскут |
кг. |
340 |
34 |
|
Склад неликвидов |
1724,94 |
43 023,31 |
||
Итого |
2644,94 |
566 591,44 |
Отчет, сформированный на определенную дату, представит информацию о том, сколько неликвидного запаса лежит на складе. На основании такой информации руководство предприятия принимает меры для решения данной проблемы.
Таким образом, для комплексного эффективного управления неликвидными запасами необходимо:
- своевременно выявлять причины образования неликвидов и проводить мероприятия для их сокращения
- наладить учет движения неликвидных запасов;
- исключить закуп «лишних» товаров производственно-технического назначения на стадии составления плана закупа путем анализа имеющихся остатков товаров на складах;
- рассмотреть возможности использования в производстве неликвидных запасов (возможно изготовление новых видов продукции).
Для реализации логистического процесса на складе необходимо внедрение в производственный процесс материально-технического обеспечения автоматизированную систему управления материально-техническими ресурсами. Внедрение АСУ МТР «Движение» позволит усилить входной контроль количества и качества поступающих МПЗ, даст возможность отслеживать прохождение МПЗ от поставщика до списания в производство.
Функционирование всех составляющих системой складирования должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет четко координировать деятельность служб предприятия связанных с движением запасов и является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами[28].
Заключение
Важнейшим элементом инфраструктуры товарных рынков и активно формирующихся логистических систем является склад. Наряду с транспортными расходами затраты на хранение, управление запасами и складскую грузопереработку составляют подавляющую часть общих логистических издержек.
Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними и внутренними потоками объекта и связанные с ними факторы.
В целом система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им.
Функции управления складирование запасов заключаются в эффективном хранении запасов и управлении запасами конечной продукции при наименьшем уровне расходов и наименьшем уровне потерь и порчи продукции.