Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
Введение
На данном этапе развития экономики в нашей стране каждый руководитель организации старается максимально эффективно использовать все ее ресурсы для достижения высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции или услуг. В последнее время процесс управления персоналом приобретает все большее значение, так как деятельность современного предприятия все в большей степени зависит от человеческого фактора. Поэтому преуспевающие фирмы вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов, рассматривая его не как издержки, а как активы предприятия. Со временем капитал, вложенный в человека, возрастает, а не уменьшается, как капитал, вложенный в средства производства. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы обеспечивают конкурентоспособность и экономический рост предприятия. Управление персоналом включает в себя многие составляющие. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Анализ особенностей реализации этих функций управления персоналом, конкретно на примере внешнеторговой организации, и выявление актуальных проблем – одна из важнейших задач менеджмента предприятия.
Эта область не стоит на месте, а постоянно совершенствуется в соответствии с рыночными отношениями, изменением отношений с государством, партнерами, сотрудниками и требованиями производства и реализации сервисов и услуг. Эти и другие изменения ведут к приспособлению системы управления и перераспределению функций управления по уровням ответственности и формам взаимодействия. Поскольку в современных условиях женщины во многих странах продвигаются практически во всех сферах человеческой деятельности, их проблемы труда и управления периодически освещаются в работах ученых. Данная работа посвящена анализу особенностей управления мужчинами и женщинами. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.
Объект исследования – управление мужчинами и женщинами.
Предмет исследования – особенности управления мужчинами и женщинами.
Цель исследования – выявить особенности управления мужчинами и женщинами.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы особенностей управления мужчинами и женщинами;
- Изучить систему управления мужчинами и женщинами.
- Проанализировать задачи предложенные в кейсе.
- Подготовить практические рекомендации для организации.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, метод экспертных оценок, статистические и математические методы обработки информации.
Теоретическую базу исследования составили исследования А.Я. Кибанова, который рассматривает управление персоналом как систему, глубоко раскрывает ее сущность, функции методы и технологии. Исследователи В.Р. Веснин, Л.В. Ивановская, В.В. Травин, А.Г. Поршнев охватывают широкий круг проблем управления персоналом: экономических, правовых, организационных. Л.И. Лукичева описывает различные технологии управления персоналом, дает практические рекомендации по разработке критериев оценки труда сотрудников, по планированию карьеры, представлены способы повышения мотивации у сотрудников предприятия. С.А. Шапиро в своих работах подробно осветил вопрос о показателях эффективности управления персоналом и методах повышения этой эффективности.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных выводов и результатов работы в практике деятельности любой организации.
Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы данной работы,определяются объект и предмет исследования, цель и задачи. В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты особенностей управления мужчинами и женщинами. Во втором пункте приводится практическое решение кейса. А так же разработаны мероприятия для совершенствования управления персоналом в представленной строительной организации. В заключении сформулированы выводы и предложения по теме курсовой работы.
I. Теоретические аспекты особенностей управления мужчинами и женщинами
1.1. Управление персоналом организации
В современной учебной и научной литературе нет единого общепринятого определения терминов «менеджмент» и «управление». Иногда даже эти термины используют как синонимы. Но различие между ними есть. Проанализировав различные терминологические подходы, доктор экономических наук А.Н. Петров приводит современные обобщенные толкования, которых придерживается и автор настоящей выпускной работы:
Управление – это деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели (состояния «как надо»).
Менеджмент – профессиональную деятельность специалистов, позволяющая достигать целей организации посредством труда и интеллекта других людей при приемлемом для организации соотношении затрат и результатов.
Управление имеет более широкую область. Этот термин применяют для обозначения воздействия человека на системы любой природы. Менеджмент же всегда направлен на социально-экономические системы. Менеджмент поддерживает нормальное функционирование организации, обеспечивает стабильность или развитие.
В контексте настоящей работы будем понимать менеджмент и управление в организации как синонимы.
Система управления – «совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации».
Изучить систему – значит определить ее элементы. И. Ансофф классифицировал элементы системы управления организации следующим образом (рисунок 1.1).
Система управления
Техника
управления
Структура
управления
Процесс
управления
Методология управления
Компьютерная и оргтехника;
Офисная мебель;
Сети связи;
Система документооборота
Функциональные структуры;
Схемы организационных отношений;
Организационные структуры;
Профессионализм персонала
Коммуникации;
Схема процесса;
Разработка и реализация решений;
Информационное обеспечение
Цели и задачи;
Законы и принципы;
Методы, функции;
Технология и практика управления
Механизм управления
Управленческая деятельность
Рисунок 1.1 - Классификация элементов системы управления организации [8,с.564]
Управление организацией реализуется посредством выполнения функций управления. Подразделения, выполняющие определенную функцию, образуют функциональную подсистему управления. Основные функции: планирование, организация, контроль, мотивация и координация
Персонал (от лат. personalis – личный) – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев[1].
Термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу относят всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны.
Особенность человеческих ресурсов, указывает на новое наполнение их содержания набором человеческих качеств:[2]
– интеллект, который делает реакцию на внешнее воздействие не механической, а осмысленной, а также двусторонним процесс взаимодействия между субъектом и объектом управления;
– способность постоянно совершенствоваться и развиваться, что становится долговременным источником развития и повышения эффективности организации;
– способность выбора определенного вида деятельности, при этом осознанно формулируя свои цели, что можно рассматривать как источник оптимизации трудовых ресурсов, когда выбор вида деятельности происходит внутри организации, а цели осуществляющих такой выбор работников совпадают с целями организации, или с источником деструктивных для организации процессов, когда выбор нового вида деятельности работника противоречит цели организации.
Вместе с традиционными признаками, присущими понятию «кадры», «персонал», «рабочая сила» включены качественные признаки: способность к творчеству и потенциал развития, общая культура, нравственные ценности, способности к самоорганизации.[3]
«Под управлением персоналом, по мнению Дж. М. Иванцевич и А.А. Лобанова, – понимается деятельность, которая выполняется в организации и способствует более рациональному использованию труда работников для достижения организационных и личных целей»[4].
Управление персоналом – это стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее важным ресурсом организации – персоналом, вносящим вклад в достижение целей организации[5].
Выделяют основные принципы современной концепции управления персоналом, наиболее важным из которых является признание человеческих ресурсов решающим фактором эффективности и конкурентоспособности организации, как главного ее ресурса, который имеет экономическую полезность и социальную ценность[6]:
1. Стратегический подход: ориентированность на стратегический подход к управлению и использованию человеческих ресурсов, основой которого является взаимообусловленность кадровой и корпоративной стратегий.
2. Инвестиционность, этот принцип заключается в оценке экономической целесообразности инвестиций в человеческие ресурсы организации (привлечение, развитие).
3. Самоуправление и демократизация понимается как активное участие сотрудников в менеджменте предприятия всех уровней, делегирование полномочий сопоставимое с компетентностью, партнерство и сотрудничество внутри организации.
4. Развитие: сегодня многие организации создают условия для постоянного обучения и развития персонала, и стремятся раскрывать его интеллектуальные, творческие и предпринимательские возможности, способствовать росту компетенций и мотивации к достижению общеорганизационных целей и удовлетворению собственных потребностей.
5. Качество трудовой жизни: условия перехода от технократического подхода к гуманистическому в сфере управления персоналом диктуют необходимость постоянного обогащения содержания труда персонала, установления справедливого вознаграждения за вклад в итоговый результат деятельности организации, создание комфортных условий и благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, формирование позитивной организационной культуры, предоставление возможностей для профессионального и служебного роста.
6. Профессионализация управления основана на осознании важности повысить организационный статус, уровень профессиональной компетентности кадровых служб, которые могли бы выполнять аналитические, управленческие, социальные, образовательные функции, грамотно регулировать трудовые отношения и формировать «социальный мир» в организации.
7. Инновационность, сущность этого принципа в том, что необходимо постоянно совершенствовать формы организации труда, обновлять методы управления и стимулирования работников к производственной деятельности.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений (рисунок 1.1).
Система управления персоналом организации – система, которая реализует функции управления по отношению к работникам[7]. Она включает в себя подсистему линейного руководства и ряд функциональных подсистем, которые специализируются на выполнении однородных функций.[8]
Особенности системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяет характер ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры. Объектами системы управления персоналом являются работники, рабочие группы и трудовой коллектив. Субъектами системы управления персоналом являются функциональные и линейные руководители.