Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (на примере АО «Ростовская Макаронная фабрика»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования прибыли организации
1.1 Экономическая сущность и роль прибыли в деятельности организации
1.2 Особенности формирования прибыли организации
1.3 Распределение и использование прибыли организации
2.1 Анализ формирования прибыли АО «Ростовская Макаронная фабрика»
2.2 Анализ распределения и использования прибыли АО «Ростовская макаронная фабрика»
Анализ экономической сущности прибыли позволяет рассматривать ее в трех основных аспектах:
- Прибыль как часть дохода организации за вычетом затрат;
- Прибыль как цена функционирующего собственного капитала;
- Прибыль как результат финансово – хозяйственной деятельности организации.
Прибыль имеет ключевое значение для обеспечения развития организации, выступая главным стимулом осуществления и развития предпринимательской деятельности, важнейшим источником формирования собственных средств, важнейшим индикатором кредитоспособности и конкурентоспособности организации, одним из основных факторов, определяющих ее рыночную стоимость.
1.2 Особенности формирования прибыли организации
Одна из основных проблем, возникающих в системе управления прибылью организации – это проблема ее формирования. Формирование прибыли представляет собой процесс последовательного вычета затрат и расходов предприятия из полученных им доходов и определения промежуточных и конечных финансовых результатов. Данный процесс регламентируется нормативно – правовыми актами, и прежде всего Налоговым Кодексом.
В НК РФ прибыль определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов[7]. Состав учитываемых доходов и расходов изменяется и дополняется на различных этапах формирования прибыли. Механизм формирования прибыли организации показан на рисунке 2
Выручка от продаж
(-себестоимость)
Коммерческие расходы (-)
Управленческие расходы (-)
Прибыль от продаж (+) убыток (-)
Прочие доходы (+)
Прочие расходы (-)
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль и другие обязательные платежи
Изменение отложенных налоговых активов (+)
Изменение отложенных налоговых обязательств (-)
Текущий налог на прибыль (-)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
Валовая прибыль
Рисунок 2. Механизм формирования прибыли организации[8]
Как видно из данного рисунка, на различных этапах формируются различные показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль. Валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров (работ, услуг), которая формируется преимущественно в пределах переменных затрат. Таким образом, валовая прибыль может также рассматриваться как маржинальная прибыль организации.
Путем вычета из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов, получаем показатель прибыли от продаж. Это важнейший показатель в системе формирования прибыли предприятия, который характеризует результат, полученный организацией от своей основной деятельности. Из рисунка, характеризующего механизм формирования прибыли, видно, что сумма полученной прибыли от продаж зависит в первую очередь от управленческих и коммерческих расходов, на величину которых уменьшается валовая прибыль.
Управленческие расходы – это расходы, непосредственно не связанные с производственной или коммерческой деятельности организации, возникающие вследствие необходимости финансирования процессов управления. В состав управленческих расходов включаются на содержание отдела кадров, юридического отдела; на освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, а также на командировки, услуги связи и прочие аналогичные этим расходы.
Коммерческие расходы – это расходы, возникающие в связи с отгрузкой и реализацией товаров. В их составе следует выделить расходы на упаковку изделий, расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим организациям, затраты на хранение продукции, на рекламу, на представительские и другие аналогичные по назначению расходы.
Прибыль от продаж является основной формирования другого важнейшего показателя прибыли – прибыли до налогообложения, которая рассчитывается путем вычета из суммы прибыли до налогообложения прочих доходов и расходов. Состав прочих доходов и расходов определении соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», в состав прочих доходов включаются:
-
- доходы от долевого участия в других организациях;
- доходы в виде в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
- доходы в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на приравненные к ним средства индивидуализации;
- доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
- доходы в виде сумм восстановленных резервов;
- доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
- доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;
- доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
- доходы в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок
- доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации
- прочие внереализационные доходы[9]
Состав прочих расходов, учитываемых при расчете прибыли до налогообложения, установлен ПБУ 10/ 99 «Расходы организации». Они включают в себя:
- расходы, связанные с приобретением патентов и лицензий,
- расходы на дополнительную эмиссию акций,
- судебные издержки,
- суммы уценки активов,
- признанные убытки прошлых лет,
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров,
- возмещение причиненных иной организации убытков
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году,
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания,
- курсовые разницы,
- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий,
- прочие внереализационные расходы[10].
Прибыль до налогообложения в аналитической практике называется еще учетной прибылью. Ее можно рассматривать как финансовый результат деятельности организации, которая подлежит дальнейшему распределению. Прибыль до налогообложения в свою очередь является основой формирования чистой прибыли, которая образуется путем вычета их прибыли до налогообложения суммы текущего налога на прибыль, изменения налоговых активов и налоговых обязательств. Налоговые активы представляют собой обусловленные временными разницами сумму переплат по налогу на прибыь в отчетном периоде, которая будет постепенно компенсирована в последующие периоды путем уменьшения очередных платежей по этому налогу или же сумму компенсации ранее сделанной переплаты.
Налоговое обязательство – это обязательство, равное сумме налога на прибыль, относящегося к учетной прибыли текущего отчетного периода, но подлежащего уплате в будущих отчетных периодах в связи с образованием в текущем отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц. Таким образом, налоговое обязательство характеризует часть отложенного налога на прибыль, которая увеличит налог на прибыль, который должен быть уплачен в следующем отчетном периоде.
Чистая прибыль является конечным финансовым результатом, остающимся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль организации является объектом дальнейшего распределения.
Рассматривая особенности формирования прибыли организации, необходимо также рассмотреть и такой аспект данного процесса как источники ее формирования. На практике выделяют три основных источника формирования прибыли:
1 Положение организации на рынке;
2. Предпринимательская деятельность организации;
3. Инновационная деятельность организации.
Воспользоваться своим положением на рынке для получения прибыли может организация – монополист, которая выпускает уникальную продукцию и является единственным товаропроизводителем на рынке. Использование такого рода источника в полной мере, дает возможность предприятию постоянно обновлять свои товары. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности. Однако организации, использующие данный источник формирования прибыли, должны учитывать антимонопольную государственную политику и рост конкуренции со стороны других товаропроизводителей.
Для большинства организаций основной источник прибыли – это их производственная и предпринимательская деятельность. Эффективность использования данного источника зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.
В качестве источника формирования прибыли можно также рассматривать инновационную деятельность предприятия. В его основе лежит обновление и модернизация выпускаемых товаров, их обеспечение конкурентоспособными свойствами, увеличение объемов продаж и, в результате этого, повышение уровня прибыли.
Прибыль организации формируется под влиянием различных факторов. Эти факторы можно разделить на две основных группы – внутренние и внешние. Внутренние факторы воздействуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. К ним относятся: уровень хозяйствования; компетентность руководства и менеджеров; конкурентоспособность продукции; уровень организации производства и труда; производительность труда; состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Внешние факторы прибыли не зависят от деятельности организации, но тем не менее могут существенно повлиять на величину прибыли. Внешние факторы могут быть разделены на две подгруппы – производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Непроизводственные факторы связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.
Важно отметить, что как внешние, так и внутренние факторы тесно связаны между собой, при этом влияют на прибыль организации не прямо, а через объем производства и себестоимость.
Изучение особенностей процессе формирования прибыли организации позволяет сделать вывод о том, что по своему содержанию он представляет собой процесс последовательного суммирования и вычета доходов организации, полученных из различных источников, а также ее расходов. Прибыль организации может формироваться из различных источников, основным из которых является ее предпринимательская деятельность. Формирование прибыли происходит пол влиянием различных внешних и внутренних факторов, которые оказывают опосредованное влияние на прибыль путем воздействия на объем производства и себестоимость.
1.3 Распределение и использование прибыли организации
Распределение прибыли является важнейшей частью распределительных отношений как на уровне отдельной организации, так и на уровне всей национальной экономики. И.А. Бланк определяет распределение прибыли как процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия[11].
Распределение прибыли выполняет важную роль в деятельности организации, которая определяется следующими основными положениями. Во-первых, распределение прибыли направлено на достижение основной цели управления ею, которая состоит в повышении уровня благосостояния собственников организации. Именно в процессе распределения прибыли устанавливаются пропорции между текущими выплатами дохода на капитал в форме процентов, дивидендов, и между объемом ее инвестирования в деятельность организации в будущем. Во-вторых, процесс распределения прибыли оказывает непосредственное влияние на рост рыночной стоимости организации, т.к. именно в процессе распределения прибыли устанавливается какая часть распределенной прибыли будет капитализирована, и каким образом она повлияет на прирост собственного капитала. Влияя на рыночную стоимость организации распределение прибыли воздействует на инвестиционную привлекательность организации. Так, чем большую прибыль по результатам распределения получают собственники организации на вложенный капитал, тем более благоприятными для них становятся перспективы дальнейшего инвестирования. В-третьих, распределение прибыли служит важным инструментом механизма социальной защиты работников организации. Распределение прибыли в данном аспекте оказывает стимулирующее воздействие на работников организации. Объемы и формы участия работников в прибыли оказывают непосредственное влияние на уровень трудовой мотивации работников, повышают стабильность персонала организации и способствуют росту производительности труда. В-четвертых, распределение прибыли воздействует на устойчивость финансового состояния и уровень текущей платежеспособности организации. Пропорции между капитализированной и потребленной прибылью влияют на темпы роста собственного капитала организации, определяют ее потребность во внешнем финансировании и воздействуют таким образом на степень ее финансовой независимости.