Файл: "Нотариат его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов".pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
По сравнению с лаконичной формулой "нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам" (статья 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), такое правовое регулирование выглядит более развернутым и четко указывает на основания, по которым нотариус вправе отказать предпринимателю в оказании своих публичных услуг. Вместе с тем, в статье 48 Основ законодатель вновь обращается к регулированию данных правоотношений и указывает следующее: нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Однако правовое регулирование данных правоотношений в статье 41 Закона Республики Молдовы по сравнению со статьей 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате выглядит более предпочтительным по следующим основаниям. Во-первых, в Основах имеются две статьи, в которых регулируются тождественные правоотношения. Это не только нарушает правила юридической техники, но и путает правоприменителя, вводит его в заблуждение. Во-вторых, указанные в Основах основания для отказа в совершении нотариальных действий имеют внутреннюю иерархическую взаимозависимость, поэтому их можно объединить в более крупные по юридическому смыслу основания. Например, обращение к нотариусу недееспособного гражданина либо представителя, не имеющего необходимых полномочий, есть частный случай нарушения законности, его не следует отдельно упоминать в числе оснований для отказа в совершении нотариальных действий.
Но самое главное, в-третьих, статья 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не в полной мере соответствует части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в аспекте такого основания для отказа в совершении нотариальных действий, как "сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении". Специальная гражданская правоспособность юридических лиц – весьма архаичная форма предпринимательской деятельности, которая уже давно ушла в историю с принятием действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта конструкция сохранилась лишь для отдельных видов юридических лиц, причем контроль этого обстоятельства скорее должен осуществлять собственник имущества, чем нотариус. Во всяком случае, ограничение дееспособности юридического лица по основанию противоречия его деятельности целям учредительных документов представляет собой существенное ущемление конституционного права на предпринимательскую деятельность, которое по общему правилу не нуждается в нотариальном контроле. Подобное деяние можно квалифицировать и как необоснованное вмешательство государства в частные дела, что запрещено Конституцией Российской Федерации и подтверждено практикой Конституционного Суда России[71].
На основании изложенного считаем необходимым внести следующие поправки в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате:
- часть третью статьи 16 исключить;
- статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Отказ в совершении нотариального действия:
1. Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
- совершение такого действия противоречит закону, сделка не соответствует требованиям закона либо документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;
- действие подлежит совершению другим нотариусом.
2. В совершении нотариального действия может быть отказано также в случае:
- просьбы о его совершении в нерабочее время, за исключением случаев, когда оно не может быть отложено по объективным причинам;
- неуплаты пошлин и установленных платежей.
По требованию лица, которому отказано в совершении нотариального действия, письменно излагаются причины отказа, и разъясняется порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия".
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие обобщения и выводы.
Нотариус – одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер. В этой связи нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица) либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц).
Конституционные принципы рыночной экономики, частной собственности и свободы предпринимательской деятельности диктуют необходимость определения нотариата как системы государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям. Конституционно- правовое регулирование нотариата должно основываться на методологии регламентации деятельности профессиональных юридических корпораций.
В системе прав и свобод человека и гражданина целесообразно выделение права граждан на равный доступ к нотариальной деятельности, поскольку в силу специфики статуса нотариуса его гарантии не охватываются положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан на равный доступ к государственной службе.
Права и обязанности нотариуса могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от юридической природы – публично- правовые и частноправовые, по назначению в механизме правового регулирования – материальные и процессуальные; по содержанию прав и обязанностей – организационные и профессиональные; по субъектному составу – индивидуальные и коллективные.
Механизм нотариальной защиты права частной собственности во многом опирается на зародившуюся в середине 90-х годов идею придания нотариату функции превентивного правосудия. Нотариальная форма вследствие заблаговременности и предварительного характера процедуры выяснения фактических обстоятельств дела имеет преимущества по сравнению с последующей судебной защитой права собственности. Однако выполнение подобных функций со стороны нотариата возможно лишь при соблюдении ряда конституционных условий, которые предполагают беспристрастность и независимость нотариусов, точное и неуклонное соблюдение ими требований законодательства.
В целях совершенствования механизма защиты нотариатом конституционного права на предпринимательскую деятельность в законодательстве необходимо более четко указать основания для отказа в совершении нотариальных действий. К их числу следует отнести следующие обстоятельства: совершение действия противоречит закону; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; действие подлежит совершению другим нотариусом; наличие просьбы о совершении действия в нерабочее время, за исключением случаев, когда оно не может быть отложено по объективным причинам; неуплата пошлин и установленных платежей.
Список литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс.
- Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. №24. Ст. 406.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. с послед, изм. // СЗ РФ. 2002. №1 (Ч. 1). Ст. 1. №18. Ст. 1721. №30. Ст. 3029. №44. Ст. 4295. Ст. 4298. 2003. №27 (Ч. 1). Ст. 2700. №27 (Ч. 2). Ст. 2708. Ст. 2717. №46 (Ч. 1). Ст. 4434. Ст. 4440. №50. Ст. 4847. Ст. 4855. №52 (Ч. 1). Ст. 5037. 2004. №19 (Ч. 1). Ст. 1838. №30. Ст. 3095. №31. Ст. 3229. №34. Ст. 3529. Ст. 3533.
- «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1) (ред. от 05.07.2010) // Российская газета. 1993. №49, ст.5.
- Постановление ВС РФ от 11.02.1993 №4463-1 (ред. от 26.04.2007) «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СПС Консультант Плюс.
- Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» // СУ РСФСР, 1918, №34, ст. 456.
- Декрет СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. «О предоставлении собственникам не муниципализированных строений права возмездного их отчуждения» // СУ РСФСР. 1921. №60. Ст.410.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. №13. ст. 1447. 2001. №7. Ст.607. 2001. №51. Ст. 4824. 2004. №24. Ст. 2334. РГ. 2005. 9 апреля.
- Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3466.
- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. с послед, изм. // СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1. 2001. №51. Ст. 4825. 2003. №27 (Ч. 1). Ст. 2698. 2005. №15. Ст. 1274.
- Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. СЗ РФ. 2006. №29. Ст. 2516.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956 г. "О расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах народных депутатов трудящихся" // ВВС СССР. 1956. №16. Ст. 356. Утратил силу.
- Головин Ю.И., Снежко O.A. Нотариальная защита прав и законных интересов граждан: теория и практика // Правоведение. 2007. №5. С. 43.
- Головатюк О.В. О ходе внедрения Единой информационной системы нотариата РФ // Нотариальный вестник. 2007. №12. С. 6–10.
- Дударев A.B. Нотариат: аспекты международного и национального права. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 4.
- Йемма А. Нотариат в условиях рыночной экономики. // Советская юстиция. 1992. №7. С. 21.
- Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.
- Клячин E.H. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2007. С. 14.
- Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX – начале XX века (Историко-правовое исследование). Дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.
- Комиссарова Е.Г. Правовое значение и роль нотариальной практики // Нотариальный вестник. 2007. №9. С. 20.
- Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата. Автореф... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 3.
- Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике. //Нотариальный вестник. 1999. №1-2
- Мандельштам Л.Б. Учреждение нотариата и его организация. // Журнал Министерства юстиции. 1899. №4. С.31-32.
- Мдивани М.О. Нотариат и общество: как достичь взаимопонимания? // Нотариальный вестник. 2007. №6. С. 63.
-
Власов Ю.Н., Калинин В.В. Нотариат. М.: Юрайт Издат, 2002. С. 12. ↑
-
Там же. С. 10. ↑
-
Дударев A.B. Нотариат: аспекты международного и национального права. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 4. ↑
-
Кашурнн И.Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3. ↑
-
Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 13, 23-24. ↑
-
Москаленко И.В. Нотариат: модель юрисдикции (превентивное правоохранительное обслуживание). М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. С. 88. ↑
-
Клячин E.H. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2007. С. 14. ↑
-
Патращук Ж.В. Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации. М.: Манускрипт, 2004. С. 52. ↑
-
Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX – начале XX века (Историко-правовое исследование). Дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3. ↑
-
Егорова О.А. У суда и нотариата много общего // Нотариальный вестник. 1998. №7-8. С. 19-23. ↑
-
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 3. ↑
-
Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7. ↑
-
Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2003. С. 6-9. ↑
-
Латинский нотариат заговорил по-русски (памяти Анатолия Тихенко) // Российская юстиция. 2001. №11. С. 79. ↑
-
Яркое В.В. От бюрократического к активному нотариату (актуальные проблемы нотариального права) // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2007. С. 110. ↑
-
Йелша А. Нотариат в условиях рыночной экономики // Советская юстиция. 1992.№17-18. С. 21. ↑
-
Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С Авакьян. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 402. ↑
-
Указ. соч. С. 386. ↑
-
Головин Ю.И., Снежко O.A. Нотариальная защита прав и законных интересов граждан: теория и практика // Правоведение. 2007. №5. С. 43. ↑
-
Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности. Автореф... докт. юрид. наук. М., 2007. С. 14. ↑
-
Галиева Р.Ф. Нотариальное право – охранительное право // Нотариус. 2002. №3. С. 13. ↑
-
Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство НОРМА, 1996. С. 112-119. ↑
-
Сазонова М.И. Необходимо вернуть нотариат в сферу гражданско-правовых отношений // Нотариальный вестник. 1999. №3-4. С. 36. ↑
-
Морщакова Т.Г. Нотариат как гражданско-правовой институт // Нотариальный вестник. 2007. №10. С. 48. ↑
-
Фемелиди A.M. Указ. соч. С. 75. ↑
-
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956 г. "О расширении прав краевых, областных судов и упразднении управлений министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах народных депутатов трудящихся" // ВВС СССР. 1956. №16. Ст. 356. Утратил силу. ↑
-
Юдельсон КС., Кац А.К. Научно-практический комментарий к Положению о государственном нотариате. М.: Юридическая литература, 1970. С. 26. ↑
-
Степашин C.B. У юристов России есть достаточно поводов для широкого профессионального объединения // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2007. С. 9. ↑
-
Куленко Н.И. Конституционно-правовые основы российского нотариата. Автореф... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 3. ↑
-
Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность / Под ред. Т.М. Шешба. М.: Изд-во РГЭТУ, 2005. С. 109. ↑
-
Мдивани М.О. Нотариат и общество: как достичь взаимопонимания? // Нотариальный вестник. 2007. №6. С. 63. ↑
-
Клячин E.H. Компетенция нотариусов в России (9 лет спустя после принятия Основ законодательства РФ о нотариате) // Нотариальный вестник. 2002. №9. С. 21–23. ↑
-
Головатюк О.В. О ходе внедрения Единой информационной системы нотариата РФ // Нотариальный вестник. 2007. №12. С. 6–10. ↑
-
Алев Р. Нотариат и связь с общественностью // Нотариальный вестник. 2002. №8. С. 24-33. ↑
-
Зацепина С.А. Нотариат в системе гражданской юрисдикции. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. С. 61. ↑
-
Дударев A.B. Нотариат: правовые аспекты международного и национального права. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 10. ↑
-
Усович Л.B. Принцип "одного окна" и его реализация в нотариальной практике // Нотариальный вестник. 2007. №7. С. 38-42. ↑
-
Андреева Г.Н. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в Российской Федерации как публично-правовой институт: некоторые теоретико-методологические аспекты правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. №13. С. 3. ↑
-
Лебедев В А., Киреев В.В. Об инструментальной роли науки конституционного права в период социальных преобразований // Конституционное и муниципальное право. 2007. №22. С: 9. ↑
-
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. М.: Спарк, 2001. С. 171. ↑
-
Тихомиров Ю.А. Отношения между публичной властью и экономическими субъектами: нормативная модель и реальность //Реформы и право. М., 2006. С. 256. ↑
-
Никитяева В.В. Формирование конституционного правосознания в российской среде // Конституционное и муниципальное право. 2006. №7. С. 19. ↑
-
Сепп Т. Правотворческая деятельность нотариуса // Нотариальный вестник. 2002. №9. С. 35. ↑
-
Бутусова Н.В. Российское государство – субъект конституционного права и конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2006. №7. С. 3. ↑
-
Андреева Г.Н. Муниципальная собственность в современных конституциях зарубежных стран // Местное право. 2002. №9-10. С. 3-44. Байкин С.А. Муниципальная собственность в условиях реформы местного самоуправления в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. №2. С. 204-205. ↑
-
Гражданское право. В 2-х т. Т.1. / Отв. ред. Е.А.Суханов. М., 2000. С. 351. ↑
-
Крашенинников П.В. Принятие закона – не самоцель! // Нотариальный вестник. 2003. №3. С. 47. ↑
-
Медведев К.Г. Научные центры нотариата во Франции: опыт организации и деятельности // Нотариальный вестник. 2003. №10. С. 44. ↑
-
Лыкин Е.Г. Конституционный механизм защиты права человека на предпринимательскую деятельность / Под ред. П.А. Астафичева. Орел, 2005. С. 4. ↑
-
Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. №11. С. 6., ↑
-
Крусс В.И. Конституционное право личности на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 5. ↑
-
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Издательство НОРМА, 2008. С. 411. ↑
-
Уткин Д.В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2001. ↑
-
Величко Д.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2003. ↑
-
Ручкина Г.Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Дисс... докт. юрид. наук. М., 2004. ↑
-
Тшианская О.В. Основы правового регулирования предпринимательской деятельности: трудо-правовой аспект. Дисс... канд. юрид. наук. СПб., 1995. ↑
-
Рыбков Т. Довести до конца административную реформу может абсолютно любой // Известия. 2004. 27 февраля. ↑
-
Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента России: проблемы взаимоотношений и пути совершенствования //Государство и право. 2003. №2. С. 101. ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы // СЗ РФ. 2004. №9. Ст. 830. ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева// СЗ РФ. 2003. №17. Ст. 1657. ↑
-
Конституционное право Российской Федерации / В.Д. Мазаев, C.B. Васильева, В.А. Виноградов. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 81-83. ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. по делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б.Фишер // СЗ РФ. 2002. №8. Ст. 894. ↑
-
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Издательство НОРМА, 2008. С. 113 ↑
-
Баренбойм П., Резник Г. Адвокатура как катализатор правовой реформы // Правовая реформа XXI века и адвокатура. М.: Юстицинформ, 2007. С. 13. ↑
-
Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 15. ↑
-
Алексеев С.С, Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 496. ↑
-
Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 214. ↑
-
Стешенко JI.A., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М.: НОРМА, 2001. С. 11. ↑
-
Калиниченко Т.Г. Развитие публично-правовых начал в нотариальной деятельное // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2007. С. 35. ↑
-
Черемных Г.Г. Нотариус – гарант защиты конституционных прав граждан // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. М.: ФРПК, 2007. С. 99. ↑
-
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. по делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б.Фишер // СЗ РФ. 2002. №8. Ст. 894. ↑