Файл: Процесс принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс принятия решений в организации обладает высокой сложностью и имеет множество индивидуальных особенностей. Способы принятия решений варьируются от спонтанных и интуитивных до высокологичных [7, с. 80]. На сегодняшний день в большинстве российских компаний практически отсутствует культура принятия решений, однако результаты ведения бизнеса напрямую зависят именно от эффективности процесса принятия решений.

Цель курсовой работы заключается в комплексном изучении процесса принятия решений в организации.

Для достижения поставленной цели в ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие и сущность процесса принятия решений;
  • изучить стадии принятия решений в организации;
  • проанализировать стили и типы принятия управленческих решений,
  • дать краткую характеристику ООО «ХимПластИнв»,
  • разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений в ООО «ХимПластИнв».

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений в организации.

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

  • изучение монографических публикаций и статей (Глущенко М.Е., Головина А.А., Нарежневой А.Н., Квагинидзе В.С., Солошенко В.М., и других авторов);
  • сравнительный метод;
  • аналитический метод и др.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили труды ряда российских исследователей, например:

  • Косаревской А.В. (изучает целесообразность принимаемых решений в организации),
  • Магданова П.Г. (особое внимание уделяет толкованию понятия «управленческое решения»),
  • Мансурова А.А., Черкасова А.В. (исследуют факторы, определяющие качество принимаемых управленческих решений на предприятии),
  • Терентьева Н.Ю. (в своих статьях исследует стили и стадии принятия решений в организации) и т.д.

Научная новизна курсовой работы заключается во всестороннем исследовании теоретических и практических аспектов процесса принятия решений в организации.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что комплексные результаты, полученные в ходе исследования, дополняют и развивают существующие знания и опыт в области принятия управленческих решений.


Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что выводы, сформулированные в ходе исследования, могут послужить базой для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам, а также в написании учебных пособий.

Опытно – экспериментальная работа была организована на базе ООО «ХимПластИнв». Курсовое исследование проводилось в несколько этапов. Прежде всего, изучалась научно – методическая литература, современное состояние проблемы принятия решений в организации, определялись теоретико-методические подходы, разрабатывалась концепция исследования, разрабатывались исходные положения исследования: цель, объект исследования, задачи, методики опытно – экспериментальной работы. В ходе второго этапа исследования проводилась обработка полученных сведений, их теоретическая интерпретация, проводился анализ процесса принятия решений, изучались локальные нормативные акты данного предприятия. На третьем этапе были обобщены результаты исследования, выдвинуты теоретические и практические рекомендации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность процесса принятия решений

Решение представляет собой волевой акт анализа проблемы, поиска, выбора и исполнения плана, проекта, определенных действий.

Управленческое решение подразумевает подготовку системы оценок и выводов о настоящем и будущем состоянии объекта управления, а также принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления об управляющем воздействии на объект управления [14, с. 79].

Принятие решений в компаниях – это комплексный процесс, который взаимосвязан с психологическими, организационными и техническими проблемами [1, с. 117].

Под принятием решений понимается человеческая деятельность, направленная на выбор максимально эффективного метода достижения желаемой цели. Принятие решения – это выбор наилучшей из возможных альтернатив.


Процесс принятия решений в организации – это упорядочение альтернатив с точки зрения их предпочтительности для благоприятного развития организации.

Предпосылкой для принятия решения является наличие актуальной проблемы, т.е. комплекса неотложных управленческих задач.

Управленческая проблема характеризуется следующими признаками:

  • множественность целей,
  • неопределенность,
  • наличие риска,
  • сложная структура,
  • взаимосвязь с другими проблемами.

Имеются разные виды принятия решений:

  • принятие решений менеджером;
  • выбор стратегии развития фирмы;
  • выбор инвестиционных проектов на основе конкурса;
  • выбор подрядчика на основе тендера;
  • выбор партнера;
  • подбор и оценка персонала;
  • определение приоритетности разработок;
  • и другие.

Задачи принятия решений редко формулируются в «чистом» виде: четко задан набор альтернатив, имеющих конкретные оценки по требуемым показателям; остается лишь сравнить эти альтернативы между собой при помощи какого-либо метода и выбрать среди них наилучшую или удовлетворительную (локальный оптимум) [13, с. 100].

В реальной жизни свести принятие решения к подобному сценарию удается далеко не всегда. Дело в том, что перед тем, как сделать выбор, необходимо провести большую подготовительную работу – провести диагностику решаемой проблемы, собрать информацию об альтернативах и факторах, влияющих на результаты решений, оценить последствия каждой альтернативы, организовать (если это необходимо) их коллективное обсуждение, а также решить множество других сопутствующих задач. Выполнить весь объем этих работ одному человеку не под силу.

Таким образом, в процессе принятия решений, как правило, принимают участие разные люди или группы людей, исполняющие в этом процессе конкретные роли. Среди них выделяют пять основных ролей:

  1. владелец проблемы;
  2. лицо, принимающее решение;
  3. активная группа;
  4. эксперт;
  5. аналитик.

Владелец проблемы. В любой реальной задаче выбора есть человек, который отвечает за решение возникшей проблемы. Его называют владельцем проблемы. Можно сказать, что владелец проблемы – это индивид, который, по мнению окружающих или в силу своего служебного положения, должен решать проблему и нести ответственность за принятые решения и последующие результаты. Данные решения обычно непосредственно влияют на положение и благосостояние владельца проблемы. Владельцы всех проблем в организациях – это руководители организаций, которые, тем не менее, могут поручить решение этих проблем другим людям, делегируя им часть своих полномочий.


Лицо, принимающее решение. Центральная роль в процессе принятия решений отведена лицу, принимающему решение (сокращенно ЛПР). Однако важно понимать, что данное лицо не всегда является владельцем проблемы [14, с. 305].

Иными словами, ЛПР – это индивид или группа людей, которые реально осуществляют выбор и несут ответственность за принятые решения в соответствии со своими полномочиями. Если решение принимается группой людей, то в этом случае можно использовать термин «группа, принимающая решение» (ГПР).

Рассмотрим возможные соотношения ролей в процессе принятия решения в организации.

1. Владелец проблемы и ЛПР – один и тот же человек. В этом случае владелец проблемы принимает на себя обязательство по единоличному решению существующей проблемы. Разумеется, владелец проблемы имеет полное право получать грамотные консультации экспертов, рассматривать идеи, предложенные подчиненными или коллегами, однако финальное решение остается непосредственно за ним самим.

2. Владелец проблемы входит в состав группы, принимающей решение. При указанных обстоятельствах владелец проблемы является лишь одним из нескольких человек, принимающих участие в ее решении. Причем, несмотря на более высокий статус и положение внутри группы, владелец проблемы имеет равные права с другими участниками обсуждения. В этом случае он не может принять решение единолично и соглашается с любым решением, принятым командой.

3. Владелец проблемы и ЛПР – разные люди. Подобные обстоятельства имеют место, в случае если владелец проблемы, например руководитель организации, делегирует свои обязанности по принятию решения другим людям (своим подчиненным, консультантам, экспертам) и наделяет их для этого соответствующими полномочиями. В указанной ситуации владелец проблемы заранее соглашается с любым решением, которое будет принято избранным подчиненным или группой [8, с. 91].

В процессе принятия решения менеджер или иное уполномоченное лицо выполняет ряд действий:

  • исследует несколько возможных альтернативных решений,
  • выделяет наиболее значимые критерии для сравнения имеющихся вариантов решений,
  • дает оценку возможным решениям согласно избранным ранее критериям,
  • определяет наиболее результативное решение (Приложение А).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем основные выводы.

Управленческое решение подразумевает подготовку системы оценок и выводов о настоящем и будущем состоянии объекта управления, а также принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления.


Процесс принятия решений в организации – это упорядочение альтернатив с точки зрения их предпочтительности для благоприятного развития организации. В данном процессе, как правило, участвуют разные люди, исполняющие свои роли (к примеру, владельца проблемы, лица, принимающего решение, эксперта, аналитика, активной группы).

1.2 Стадии принятия решений в организации

Эксперты в области изучения методов принятия управленческих решений в организации выделяют следующие стадии данного процесса:

  1. Подготовка.

Данная стадия характеризуется следующим: посредством аналитического мышления проблема или вопрос формулируются, уточняется конечная цель, а также задачи принятия решения. Также осуществляется сбор необходимой для процесса принятия решения информации.

На данной стадии особое значение приобретает экспертное мнение касательно имеющейся проблемы. Однако важно помнить, что мнение даже самого уважаемого и продвинутого в своей области специалиста – это всего лишь одно из мнений, субъективный взгляд на ситуацию. И если проблема не касается безапелляционного доказательства геометрической теоремы или решения четкого алгебраического уравнения и предполагает несколько возможных исходов события, то мнение эксперта в этом случае всего лишь одно из составляющих конструкции. Кирпичик, помогающий возвести стену собственного мнения [6, с. 92].

  1. Формирование экспертной комиссии или аналитической группы.

Данная стадия может отсутствовать вовсе (например, в случае если владелец проблемы принимает на себя обязательство по единоличному решению существующей проблемы).

Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных. Очевидно, в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения. Но как выделить, найти, подобрать таких людей? Надо прямо сказать, что нет методов подбора экспертов, наверняка обеспечивающих успех экспертизы [10, с. 70].

Часто предлагают использовать методы взаимооценки и самооценки компетентности экспертов. С одной стороны, кто лучше может знать возможности эксперта, чем он сам? С другой стороны, при самооценке компетентности скорее оценивается степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность. Тем более, что само понятие «компетентность» строго не определено. Можно его уточнять, выделяя составляющие, но при этом усложняется предварительная часть деятельности экспертной комиссии.