Файл: исследование правового статуса нотариуса..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена следующими аспектами.

Немаловажное значение среди правоохранительных органов Российской Федерации принадлежит нотариату. Обеспечение граждан правовой помощью является важной государственной задачей, а получение такого права - одним из основополагающих гражданских прав, закреплённых в Конституции Российской Федерации. Сегодня нотариус является независимым представителем государства, наделенным им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия. Осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, особенно в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом. В этой связи, вопросы деятельности нотариата являются одними из важнейших направлений работы органов Министерства юстиции Российской Федерации.

Нотариат является одним из инструментов обеспечения государством гарантированных конституционных прав граждан на защиту их законных интересов и играет важную роль в организации гражданского правового оборота.

Целью курсовой работы является исследование правового статуса нотариуса.

Исходя из цели, определим задачи работы:

  • изучение сущность и особенностей нотариата в Российской Федерации;
  • проведение анализа специфики правового статуса и профессии нотариуса.

Объектом исследования является нотариус и его юридический статус.

Предмет исследования – совокупность общественных отношений, определяющих правовой статус нотариата.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области нотариата, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Типы и формы организации современного нотариата

История развития типов организации нотариальной деятельности в России и за рубежом позволяет сделать вывод об их тесной связи с общественным строем государства и уровнем развития законодательства. Так, в зависимости от понимания целей и функций нотариата, всю его мировую организацию принято делить на принципиально различные типы (системы). В этом случае под типом нотариата понимается конкретная организационная форма, в которой осуществляется нотариальная деятельность со свойственными ей признаками и особенностями. Принципы, на которых построен нотариат, специфика взаимодействия нотариата и правоохранительных, судебных органов, особенности правового статуса нотариуса и формы контроля за его деятельностью, все эти и другие характеристики определяют принадлежность нотариата того или иного государства к определенному его типу. Можно сказать, что в общем виде тип нотариата - определенная форма организации нотариальной деятельности, отличающаяся устойчивым набором основополагающих признаков (правовым статусом нотариуса, условиями и порядком доступа к нотариальной профессии, порядком финансирования нотариальной деятельности и способами контроля за ней, ответственностью нотариуса и т.д.) [11].


Многообразие характерных особенностей нотариата и форм его организации привело к тому, что, на сегодняшний день, в науке нет единого мнения относительно вопроса о количестве типов организации нотариальной деятельности.

Не вызывает сомнений и споров лишь наличие двух основных систем нотариата - латинского типа и англо-саксонского.

Исследователи в этой области выделяют различные признаки латинского нотариата, которые, по их мнению, являются основными. Изучив различные позиции, приведем перечень признаков нотариата этого типа:

  • нотариус определяется как публичное должностное лицо, получающее и реализующее полномочия от имени государства и под его контролем;
  • нотариус осуществляет нотариальную деятельность в рамках территории, определяемой законом.

Несмотря на наличие одинаковой цели при осуществлении нотариальной деятельности, нотариат англо-саксонского типа по своим характеристикам значительно отличается от рассмотренного выше нотариата латинского типа [10].

Его можно определить по следующим основным чертам:

  • нотариально заверенные документы не обладают доказательственной силой и статусом «официального документа»;
  • нотариусу отводится второстепенная, незначительная роль, которая сводится лишь к засвидетельствованию копий документов и подписей;
  • признание института публичного нотариуса, наделенного полномочиями (часто только временно) свидетельствовать простые судебные процессы, при этом должность нотариуса в таком процессе может занимать лицо, не имеющие юридического образования;
  • назначение нотариуса на должность производится органами государственной власти, при этом - на определенный срок;
  • отсутствие единого нормативного акта регулирующего деятельность нотариуса.

Принципиальная разница между рассмотренными выше особенностями двух типов нотариата сводится к статусу нотариально-заверенных документов и организации деятельности нотариуса. Исходя из изложенного, еще раз можно подтвердить очевидную относимость Российского нотариата к нотариату латинского типа.

Некоторые исследователи, кроме общепризнанных типов нотариата, называют еще один. Так, в соответствии с классификацией Ж.Ф. Пиепу и Ж. Ягра типы нотариата можно классифицировать исходя из правовых систем государств на три вида: нотариат в странах с централизованной экономикой, нотариат латинского типа, нотариат в странах англосаксонской правовой системы. Несколько иной позиции придерживается Мизинцев Е.Н., по мнению которого целесообразнее выделять в качестве третьего типа организации нотариата «государственный нотариат», не оставляя без внимания страны с рыночной экономикой. По мнению американского исследователя Дж. Сета, в современном мире существуют три различные группы нотариусов: латинские, английские и американские нотариусы, так же ученый указывает на невозможность объединения английского и американского нотариата в единый англо-саксонский тип, в организации которых, по его мнению, также усматриваются значительные расхождения (например, деление нотариусов на ранги в английском нотариате). Распространенным в мире явлением является функционирование нотариата в нескольких организационных формах одновременно в рамках одной правовой системы, в связи с чем, представляется разумным определять типы нотариата только исходя их характерных признаков каждого типа, не привязывая их к правовым системам государств [15].


Достижению договоренности по вопросу определения типов нотариата в современном мире в значительной мере мешает и то, что нотариат в конкретном государстве может сочетать в себе признаки и нотариата латинского типа и англо-саксонского, и даже иметь такие особенности, которые не являются характерными ни для первой формы организации нотариата ни для второй. Тем не менее, некоторые теоретики утверждают, что, несмотря на разнообразие типов нотариата, все они так или иначе могут быть классифицированы в рамках двух основных вышеназванных систем.

Таким образом, анализ форм организации нотариата позволяет выделить два основных типа нотариата, существующих в настоящее время: латинский нотариат и англосаксонский нотариат. Отметим, что в рамках основных типов нотариата возможна более детальная классификация форм организации нотариальной деятельности. Так, например, англосаксонский нотариат позволяет выделять английскую и американскую модели нотариата.

Выделение иных типов нотариата не является рациональным, так как это станет лишь смешением признанных характеристик латинского и англо-саксонского нотариата, что только укрепит дискуссии среди ученых и создаст нагромождения в науке.

1.2. Правовое взаимодействие нотариата

Нотариат, равно как и органы уголовной юстиции, входят в структуру правоохранительных органов, деятельность которых направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Современная юридическая наука не имеет примеров проведения комплексных исследований, направленных на изучение вопросов взаимодействия нотариусов и органов уголовной юстиции. Однако в условиях активизации межведомственного сотрудничества значение исследования взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции приобретает особую актуальность [17].

Нотариат является важным негосударственным правовым институтом, ключевая роль которого сводится к обеспечению конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в рамках защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в сфере гражданского оборота, действуя при этом от имени государства. В свою очередь, органы уголовной юстиции входят в структуру властных государственных органов, основная цель которых, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, пострадавших в результате совершения преступления, а также охрана и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, согласно ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, правоохранительная функция реализуется обоими субъектами, социальная значимость которой основывается на охране прав и свобод человека и гражданина. Более того, следует отметить взаимообусловленность выполнения указанной функции нотариатом и органами уголовной юстиции. Нотариус в рамках осуществления нотариальной деятельности ввиду наделения особыми полномочиями и при использовании всех доступных ему законных способов и средств содействует законности гражданского оборота, обеспечивая при этом безопасность участников гражданского оборота. Активная деятельность нотариата в указанном направлении создает благоприятные условия для осуществления органами уголовной юстиции правоохранительной функции, поскольку содействует профилактике и последующему снижению криминогенной обстановки в сфере гражданского оборота в целом и правоотношений относительно права собственности в частности, что является весьма важной проблемой на современном этапе и требует своего разрешения.


Следует отметить, что высокий уровень профессиональной подготовки, серьезные меры юридической ответственности, законодательно закрепленный процессуальный регламент совершения нотариальных действий и ведения нотариальной деятельности — все это направлено не только на обеспечение законности гражданского оборота, но и способствует профилактике преступлений в сфере нотариальной юрисдикции [9].

Неоспоримым фактом является наличие публично-правового начала в правовой природе нотариата, что придает официальный, т.е. подтвержденный государством, характер как самой деятельности нотариуса, так и нотариальным актам, являющимся результатом осуществления нотариальной деятельности. Разумеется, публично-правовой характер нотариальной деятельности требует создания эффективного механизма системного предварительного и текущего контроля, в том числе и со стороны компетентных государственных органов. Однако контроль со стороны органов уголовной юстиции нацелен преимущественно на обнаружение нарушений нормативно-правовых предписаний с целью применения установленных законом правовых санкций. В результате, с одной стороны, нотариат и органы уголовной юстиции взаимодействуют с целью обеспечения законности общественных отношений каждый в своей сфере и соответствующими средствами, а с другой стороны, органы государственной юстиции, будучи элементом системы государственных органов и наделенных публично-властными полномочиями, осуществляют в определенной мере контроль за профессиональной деятельностью нотариуса [9].

Нотариальная деятельность регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, однако они совершенно не регламентируют взаимоотношения нотариата и органов уголовной юстиции, кроме отдельных указаний о характере подобных взаимоотношений, упомянутых ст.ст. 5 и 16 Основ. Деятельность органов уголовной юстиции по реализации превентивной роли в рамках выполнения правоохранительной и контрольной функции, в том числе и в отношении органов нотариата, регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации и УПК РФ. В этой связи органы уголовной юстиции используют предписанные уголовным законодательством средства. Например, в отношении нотариусов следователь вправе вносить представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления, которые направляются в нотариальную палату субъекта РФ или территориальное управление Минюста России. Кроме того, если в ходе судебного разбирательства по уголовному делу выявляются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления по нарушению прав и свобод граждан, то выносится частное определение или постановление суда (ст. 29 УПК). Практика деятельности нотариальных палат знает случаи вынесения органами предварительного расследования, а также судами, «положительных» представлений и определений. Вынесение подобных решений компетентными органами сопровождается информированием органов юстиции и нотариального сообщества о проявленной нотариусом высокой сознательности, мужестве при выполнении общественного долга, оказанной им помощи по пресечению или раскрытию преступления.


Особого внимания в рамках исследования сферы взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции требует регламент привлечения нотариуса к процессуальным действиям в рамках уголовных дел. Ключевым аспектом здесь является порядок предоставления сведений о нотариальных действиях, представляющих собой нотариальную тайну. Теме уголовно-правовой охраны правового режима нотариальной тайны посвятила свое исследование О.М. Алёхина, в котором подробным образом были проанализированы аспекты, касательно правовой сущности нотариальной тайны, правомочности субъектов обязанных хранить сведения, составляющие предмет нотариальной тайны, порядок и объем предоставляемых сведений, а также детальным образом рассмотрен вопрос о проблематике взаимодействия нотариата и органов уголовной юстиции в части хранения, передачи и использования указанной информации [17].

При рассмотрении вопроса предоставления информации, составляющей предмет нотариальной тайны, в правовую коллизию вступают положения Основ, регулирующие деятельность нотариусов, и УПК, который содержит регламент возбуждения и ведения уголовного дела. Особенность уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что в силу публичности самой деятельности и наличия властных полномочий у ряда субъектов уголовного процесса, распоряжения уполномоченных субъектов (например, прокурора, следователя, дознавателя и т.п.), в том числе и по запросу необходимой для уголовного процесса информации, обязательны к исполнению (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Основы же, напротив, гарантируют сохранение в тайне не только содержания нотариального действия, но и самого факта его совершения и устанавливают правило о предоставлении подобных сведений по требованию суда, прокуратуры и органов следствия в связи с рассмотрением находящихся в их производстве уголовных, гражданских или административных дел (ч. 4 ст. 5 Основ). Следует отметить, что указанное положение действует только на стадии предварительного расследования и не распространяется на стадию возбуждения уголовного дела, которая, тем не менее, является важной и, возможно, определяет ход дальнейшего расследования. Таким образом, согласно ст.ст. 5 и 16 Основ, нотариус не вправе предоставлять какие-либо сведения или объяснения в любом объеме относительно нотариальных действий и их содержания до момента возбуждения уголовного дела.

Однако несогласованность норм, регламентирующих порядок запроса и предоставления сведений, составляющих нотариальную тайну, не должна противопоставлять частные правовые интересы публичным. Более того, разъяснения Конституционного суда РФ устанавливают за нотариусом обязанность хранить в тайне сведения, составляющие нотариальную тайну, которые относятся к сфере реализации конституционных гарантий неприкосновенности частной, личной и семейной жизни. При этом в случае привлечения нотариуса к следственным действиям на этапе возбуждения уголовного дела важно отметить, что УПК РФ не содержит предписанного алгоритма получения объяснений и запроса информации, но гарантирует соблюдение прав человека и гражданина при проведении проверочных действий. А также, если возникнет необходимость применения дополнительных действий для обеспечения безопасности нотариуса (например, в случае сообщения им информации о совершенном преступлении), то в протокол могут не заноситься данные о личности нотариуса, а объяснения вносятся под псевдонимом, который присваивается нотариусу на весь период рассмотрения уголовного дела [17].