Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие и основные школы менеджмент).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Современный менеджмент имеет сложную структуру. Общее представление о менеджменте можно получить, познакомившись с его функциями, основами теории управления, проблемами стратегического менеджмента, классификацией организационных структур и механизмов направления. В менеджменте можно выделить конкретные направления – маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, социально-экологический менеджмент, управление рисками. При решении задач менеджмента приходится использовать разнообразные инструменты менеджмента – методы принятия управленческих решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования. [3]
Схема эффективной организационной структуры менеджмента должна отражать существующее положение подразделений предприятия и характер их взаимосвязей. При этом разделяют следующие взаимосвязи в управленческой системе:
- линейные, при которых происходит прямое административное подчинение;
- функциональные, которые в большей степени осуществляются по определенной сфере деятельности и без непосредственного административного подчинения;
- линейно-функциональные, при которых единоначалие сосредоточено в руках линейных руководителей, а функциональные органы оказывают им всяческую помощь (при этом руководители низшего звена административно не подчиняются функциональным руководителям, стоящим выше их);
- матричные, особенность которых состоит в том, что один исполнитель может подчиняться двум и более вышестоящим должностным лицам (один является линейным, а остальные — руководителями направления или отдельной производственной программы;
- множественные, при которых происходит объединение различных структур систем менеджмента организации на разных уровнях — например, филиальная структура может быть применена для всей организации, а в самих филиалах использоваться линейно-функциональная структура. [4]
Рисунок 1.2.1 «Структура менеджмента»
Структура менеджмента – это единый узел, включающий в себя цели, функции, управление, взаимодействие между подсистемами (управляющей и управляемой).
Структура менеджмента подразделяется на:
- структурные отделы;
- уровни и связи (горизонтальные и вертикальные).
Структура менеджмента имеет свои требования:
- оптимальность (рациональность при малом количестве уровней управления);
- оперативность (своевременное принятие управленческих решений);
- надежность (бесперебойное и достоверное отражение информации);
- экономичность (максимальный эффект при минимальных затратах);
- гибкость (способность к постоянным изменениям);
- структурная устойчивость структуры системы (неизменность и целостность системы при различных внутренних и внешних воздействиях на нее).[8]
МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
2.1 Целевое управление
Наряду с официальными целями, или целями-заданиями, содержащимися в планах организации, все более широкое распространение в управлении получают неофициальные цели-ориентиры и сформулированные на их основе самими исполнителями с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Именно на них ориентируются прежде люди в своей деятельности и их достижение стимулируется прежде всего.
Управление этими процессами, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой их реализации, получило название управление по целям или целевое управление.
Сущность управления по целям состоит в совместной постановке целей руководителями и подчиненными, что является гарантией их реализации. Официально планирование дополняется при этом подходе системой индивидуальных целей, смягчающих жесткость внешнего руководства, а также персональным их стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников.
Целевое управление – это своеобразная форма построения процесса управления и его организационно-практического осуществления. Она характеризуется определяющим и активным влиянием цели управления на все его характеристики.[11]
Содержание целевого управления заключается в реализации следующих положений:
- анализ того, что сделано на данный момент, определение желательных характеристик будущего результата, детализации того, что, почему и как должно быть сделано, какие корректирующие действия и в какое время необходимо произвести, чтобы достичь поставленных целей;
- логически обоснованной декомпозиции главной цели на цели более низкого уровня – построение «дерева целей»;
- создания так называемой Декларации – документа, содержащего систему индивидуальных или коллективных целей работников организации (подразделения);
- согласования "дерева целей" с системой управления;
- использования целей более низкого уровня как исходной позиции и основы всех последующих управленческих воздействий;
- подведения итогов деятельности работников в системе управления по целям.
Каждая организация фиксирует свое состояние в будущем в виде долгосрочных и краткосрочных целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долгосрочными целями. Процесс управления организацией по целям или, как принято говорить, целевое управление осуществляется в несколько этапов.[16]
Разработка долгосрочных целей фирмы.
В основе разработки долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов для представления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко.
Перспективное планирование — крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей. Именно на этом этапе необходимо развернутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем ее направлениям. [12]
Алгоритм может быть следующим: подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями; рассмотрение всех замечаний и предложений; использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.
Целевое управление организацией можно представить в виде следующих положений, которые необходимо реализовать:
- проверка уже выполненных задач, определение будущего результата и детализация плана в виде задач для обеспечения выполнения намеченного;
- создание матриц результативности, содержание которой отражает как коллективные, так и индивидуальные цели;
- балансирование самой системы управления с учетом имеющегося «дерева целей»;
- использование целей в качестве основы для принятия решений на всех уровнях менеджмента;
- регулярное подведение итогов работы персонала в системе целевого управления.
Определение качественных целей фирмы осуществляется в следующем порядке:
- Формирование качественных целей.
- Оценка (ранжирование) качественных целей.
- Построение дерева целей.
- Построение количественных целей.
- Оценка степени прогресса в достижении целей.
Таблица 2.1.1 Определение качественных целей фирмы
Этап |
Суть этого этапа |
Формирование качественных целей |
Формирование качественных целей осуществляется в две стадии. Вначале формируются качественные цели, вытекающие из положения данной организации в общей иерархии и законодательных актов, регламентирующих ее деятельность, а затем выбираются граничные качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и допустима только в повелительном наклонении. |
Оценка (ранжирование) качественных целей функционирования организации |
Ранжирование осуществляется для обоснования выбора целей функционирования. Ранжирование с помощью экспертных методов требует применения специальной методики и может быть осуществлено в несколько этапов. Для описания экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность, широта и конструктивность мышления, самокритичность, коллективизм. |
Построение дерева целей. |
Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи. |
Построение количественных целей |
Этот наиболее важный этап для управления, прежде всего потому, что количественные цели определяют выбор методов управления организацией, которые в свою очередь допускают применение математических методов, а следовательно, и компьютерной техники. Количественная цель функционирования ориентирует организацию на достижение определенных показателей и является конкретизацией качественной цели. |
Оценка степени прогресса в достижении целей |
На этом этапе в каждый момент времени необходимо фиксировать состояние объекта управления, причем как критическое, и каждый раз принимать корректирующее управленческое решение. Необходим регулярный анализ внешней и внутренней среды организации. Степень влияния этих факторов на достижение целей организации, а также на выбор критериев их достижения очень велика и требует внимательного наблюдения за всеми сторонами деятельности объекта управления. |
Таблица составлена по Р. Акофф «Планирование будущего корпорации»
Таким образом, главная задача, которая должна быть решена на основе формирования целей фирмы, заключается в создании такой организационной структуры управления, при которой затраты на основную деятельность, в том числе на изготовление новой продукции, внедрение новых процессов, давали бы максимум эффективности при тех ресурсах, которыми она располагает. Отсюда вытекают и направления в стратегии развития фирмы и ее тактические задачи.[1]
Система знаний об управлении организациями и социально-экономическими системами формируется на базе различных наук. В политической экономике, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определённые функции управления: планирование, вопросы учёта и принятия решений, обработку информации, обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Особое значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений.[15]
Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».
Руководство — постановка цели организации и управление.
Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
- тенденция развития организации;
- специфические национальные факторы развития экономики.
Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
- объекты и субъекты менеджмента;
- функции менеджмента;
- виды менеджмента;
- методы менеджмента;
- принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.
2.2 Менеджмент как организационно-целевое управление
Стратегический менеджмент – обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Содержание стратегического управления заключается, во – первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
1. определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
2. определение средств достижение этих целей;
3. сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
4. разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Стратегический менеджмент – основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.[4]
Стратегическое управление — деятельность, направленная на достижение стратегических целей с помощью стратегических инструментов.
Стратегическими целями могут быть — любые природные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам.
Стратегическими инструментами выступают — капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, любые материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.
Особенностями стратегического управления являются специальные приёмы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. Например, сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек — увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное, но неудобное место, которые обычно вступают в противоречие с целями линейного менеджмента. Также, например, получение заёмных средств в виде кредита или облигационной эмиссии является решением стратегического типа, поскольку представляет собой возмездное и срочное привлечение стратегического инструмента — финансового ресурса.[11]