Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие и основные школы менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент – новое явление в условиях экономической системы, сложившейся ранее и существующей сейчас в Российской Федерации. Отличие менеджмента от известной нам практики управления производством заключается в его рыночных основах. Это означает, что лишь в рыночных условиях хозяйственной деятельности могут быть реализованы научные принципы менеджмента.

Актуальность темы работы. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.

Важный момент состоит в том, что цели будут значимой частью процесса управления только в том случае, если руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей фирме.

Теоретической и методологической основой данной работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные вопросам становления и развития современной науки управления.

Также была использована информация, предоставляемая профессиональными организациями, экономическими, научными и научно-популярными изданиями, средствами массовой информации

Объект исследования: Теоритическая и научная литература.

Предмет исследования – Процесс организационно-целевого управления.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи.

Цель работы: анализ научной литературы, направленный на изучение понятия менеджмента как организационно-целевого управления.

Задачи:

  1. Дать понятие, что такое менеджмент, история происхождения и основные школы.
  2. Охарактеризовать структуру современного менеджмента.
  3. Изучить развитие целевого управления.

МЕНЕДЖМЕНТ. ПОНЯТИЕ. ШКОЛЫ. СТРУКТУРА.

1.1 Понятие и основные школы менеджмента

Современный термин менеджмент происходит от английского слова management – управление, руководство, администрирование, лидерство. [9]

Итак, менеджмент это совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субьетктом для улучшения эффективности его деятельности , снижения затрат и увеличения прибыли. [19]


Менеджмент как вид практической деятельности возник в древности, с началом работы первых организаций. Утверждать это позволяют находки археологов: высказывания по проблемам управления присутствуют в текстах египетских папирусов, древнекитайских шелковых свитков и т.д. Свидетельством существования практического менеджмента являются и достижения древних организаций. Так, сооружения, известные как «семь чудес света», можно было создать только хорошо скоординированными усилиями людей.  Возникновение менеджмента как науки частично было попыткой более эффективного использования разработанных в годы промышленной революции новых технологий, в определенной степени - реакцией на потребности крупных компаний, а также результатом усилий практиков, стремящихся повысить эффективность труда.

   Параллельно с формированием менеджмента как науки появляется и учебная дисциплина. В 1881 г. в Пенсильванский университет с просьбой об открытии школы, готовящей молодых людей для осуществления контроля над комплексными экономическими проблемами, обратился предприниматель Джозеф Вартон. Постепенно менеджмент стал одним из самых распространенных направлений среднего и высшего профессионального образования не только в США, но и в других странах.[7]

Несмотря на все историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми:

  1. создание отношений собственности и связанного с ними обмена товарами и услугами;
  2. выработка системы ценностей;
  3. построение организации.

Свойственные менеджменту отношения собственности и свободной купли-продажи товаров соответствуют законам рыночной экономики и при всех различиях базируются на равноправии потребителя и производителя и равновесии их интересов. Построение организации характеризуется, прежде всего, отношениями подчиненности, типами действующей в организации иерархии, способами воздействия на работника, порядком использования всевозможных стимулов. Система ценностей формирует определенную управленческую культуру, действующие правовые и этические нормы, характер поведения членов организации.[2]

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента можно выделить несколько исторических периодов.

I период — древний период (9-7 тыс.лет до н. э. до 18 в н. э.).

Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины, вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности. Примерно в 9-7 тысячелетии произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему, что стало точкой отсчёта в зарождении менеджмента. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В 3000-2800 гг. до н. э. сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (писцы, чиновники и др.). Одним из первых, кто дал характеристику управлению, был Сократ (470—399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428—348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками (определил понятие стратегии и тактики). Естественно, что приведённые примеры не охватывают все события, а лишь обращают внимание на основные вопросы, интересовавшие общество на ранних стадиях развития менеджмента.


II период — индустриальный период (1776—1890 гг.)

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политэкономии, но и специалистом в области управления, так как провёл анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Р. Оуэну принадлежат идеи гуманизации управления, признания необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих (что актуально и сейчас). Переворот в теории и практике управления связан с именем Ч. Бэббиджа (1833 г.), который разработал проект «аналитической машины» — прообраза современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III период — период систематизации (1856—1960 гг.).

Наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. То, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции в 19 в. Возникновение фабрики, как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей, означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать самостоятельно за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельцев на местах, это и были первые менеджеры.

IV период — информационный (1960 г. — настоящее время).

В настоящее время для принятия любого управленческого решения требуется огромное количество информации, которую обрабатывают с помощью математических приёмов и вычислительной техники. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически. Появились системный, ситуационный и процессные подходы.[7]

Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации её целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, её конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация т.д. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.


Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и ряда других общественных. Осознание взаимозависимости разных сторон общественного и индивидуального производства привело к современному пониманию системной природы экономики, в том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций его институциализации как определяющего фактора социального взаимодействия в процессе экономического развития.[6]

Современная система взглядов на управление, сформулированные в 1970-1980-е года:

  • предприятие — это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
  • ориентация не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей;
  • ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции;
  • главный источник прибыли — люди, обладающие знаниями и навыками, и условия для реализации их потенциала;
  • система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.

В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ менеджмента:

1.  Классическое направление менеджмента:

*     школа научного менеджмента;

*   административная школа;

*     бюрократическая школа.

 2.  Гуманитарное направление менеджмента:

*   школа человеческих отношений;

*     школа наук о поведении.

3.  Современные направления менеджмента:

*     школа количественных методов;

*     системный подход к менеджменту;

*     ситуационный подход к менеджменту;

*     процессный подход к менеджменту.[10]

Таблица 1.1.1 Классическое направление менеджмента

Название школы

Основатель и соратники

Основная идея

научного менеджмента

Основатель: Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915)

Последователи: Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс Гантт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд и др.

Пять принципов повышения производительности труда:

     первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения;

     второй принцип сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них;

     третий принцип призывает устранить все лишние движения;

     четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени;

     пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.

административная

Основатель: Анри Файоль (1841 –1925)

Последователи: Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни и Альфред П. Слоан

Принципы управления по А. Файолю:

1.       Разделение труда 

2.       Полномочия и ответственность 

3.       Дисциплина 

4.       Единоначалие 

5.       Единство действий .

6.       Подчиненность интересов 

7.       Вознаграждение 

8.       Централизация 

9.       Скалярная цепь 

10.  Порядок 

11.  Справедливость 

12.  Стабильность персонала 

13.  Инициатива 

14.  Корпоративный дух 

Бюрократическая

Основатель: Макс Вебер (1864 – 1920)

В своих трудах, посвященных рационализации общества, он указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным методом работы любой организованной группы людей.


Таблица составлена по курсу лекций «История управленческой мысли» Михненко П.А.

Школа человеческих отношений возникла как реакция на такой недостаток ранних школ менеджмента, как малое внимание человеческому фактору и психологии человека. Идеи этой школы получили развитие в 1930-е – 1950-е гг. Родоначальниками нового направления в теории управления являются Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет. Возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, которые продолжались 13 лет (1927–1939). Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда, материального поощрения и действий администрации, но и от социального и психологического климата в среде рабочих. Основные рекомендации этой школы сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию психологических и социальных особенностей группы, налаживанию межличностных отношений для повышения удовлетворенности работой.[7]

Важно отметить, что формирование новых направлений строилось на обобщении положительного опыта предыдущих школ.

Таблица 1.1.2 Современные направления менеджмента

Современное направление

Школа количественных методов

Системный подход к менеджменту

Ситуационный подход к менеджменту

Процессный подход к менеджменту

Основная суть

Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления.

Открытая система - «На входе» получает сырье и оборудование от своих поставщиков, денежные средства от банков, персонал. «На выходе» появляется готовая продукция,

Конкретные приемы и методы управления с конкретными ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации в сложившейся ситуации.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и связующих процессов – коммуникации и принятия решения

Таблица составлена по курсу лекций «История управленческой мысли» Михненко П.А.

1.2 Структура современного менеджмента.