Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1010
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы отбора персонала при приеме на работу
1.1. Понятие и особенности набора и отбора персонала в организации
1.2. Методы отбора и оценки персонала при приеме на работу
1.3. Организация процесса отбора кандидатов на вакантную должность
Глава 2. Анализ системы отбора персонала на примере ОАО «Газпром»
2.1.Общая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ системы управления персоналом в ОАО «Газпром»
2.3. Система оценки и отбора персонала при приеме на работу в ОАО «Газпром»
Глава 3. Совершенствование технологии отбора персонала при приеме на работу
- выстраивание по принципу приоритетности выявленных потребностей и практической необходимости в обучении различных групп персонала;
- планирование и координация обучения, аудит качества и эффективности системы обучения;
- использование современных эффективных форм обучения, исходя из экономической и методологической целесообразности их применения;
- развитие новых видов обучения;
- развитие корпоративной сети учебных подразделений и расширение связей по обучению персонала с российскими и зарубежными учебными организациями;
- индивидуальный подход к обучению и развитию молодых специалистов;
- возрождение института наставников и привлечение для этой работы высококвалифицированных специалистов, при этом статус наставника должен являться не только почетной обязанностью и признанием авторитета и заслуг работника, но и основанием для материального вознаграждения;
- активная политика по обеспечению преемственности руководящего звена, целенаправленное обучение управленческого резерва.
Рисунок 4 Уровень образования персонала группы компаний Газпром
Общая сумма затрат Группы на подготовку персонала (с учетом командировочных расходов) составила в 2010 г. 1,6 млрд руб., сократившись на 44 % (или на 1,3 млрд руб.) по сравнению с уровнем 2009 г., что в основном связано с ограничением расходования средств на эти цели в неблагоприятных экономических условиях. В перспективе в целях поддержания и развития профессиональных, деловых и личностных качеств работников планируется восстановить показатели профессионального развития персонала до уровня, достигнутого в предыдущие годы.
Структура персонала группы компаний Газпром представляет собой соотношений рабочих специальностей, офисных специалистов и руководителей. Структура персонала представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура персонала компании Газпром.
Политика управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций направлена на создание эффективного механизма управления персоналом на основе социального партнерства в рамках задач обеспечения основной деятельности ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций, входящих в систему ОАО «Газпром».
2.3. Система оценки и отбора персонала при приеме на работу в ОАО «Газпром»
Для привлечения квалифицированного персонала ОАО «Газпром» осуществляет политику продвижения позитивного имиджа компании, придерживается политики открытости, то есть информирует кандидатов и работников и целях, задачах, ценностях, приоритетах, возможностях, предоставляемых работникам;
- применяет комплексную систему поиска персонала;
- осуществляет отбор кандидатов на конкурсной основе, используя для этого внешний и внутренний источники, отдавая предпочтение «внутренним» кандидатам при замещении вакансий, расширяя тем самым возможности для карьерного роста работников, в том числе молодых специалистов;
- совершенствует взаимоотношения с учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования, проводит мероприятия по выявлению талантливых выпускников учебных заведений. Кроме того, «Газпром» сотрудничает с ведущими российскими вузами для подготовки молодых специалистов, в частности — с Российским государственным университетом нефти и газа имени И. М. Губкина.
- проводит профессиональную и психологическую оценку персонала не только при приеме на работу, но и периодическую оценку и аттестацию работающего персонала;
- способствует быстрой и безболезненной адаптации новых работников, особенно молодежи;
- работает со специализированными кадровыми агентствами.
Рассмотрим процесс отбора кандидатов на вакантную позицию на должность ведущий инженер отдела сертификации и стандартизации. Для определения квалификационной карты кандидата на данную должность определим функциональные обязанности данного сотрудника, согласно должностной инструкции:
- координация, разработка, внедрение и применение стандартов по обеспечению требований СТО «Газпром» в различных подразделениях предприятия;
- организация и проведение аудиторских проверок системы менеджмента качества подразделение ОАО «Газпром» и подрядчиков;
- разработка и поддержание системы менеджмента качества подразделения в рабочем состоянии;
- координация проведения сертификации систем менеджмента качества подразделений предприятия;
- участие в моделировании процессов, определение причин несоответствий, разработка и контроль корректирующих и предупреждающих действий.
Требования, предъявляемые к кандидатам на замещение вакантной должности ведущий инженер отдела сертификации и стандартизации:
- высшее профессиональное образование в области управления качеством;
- опыт работы по проектированию, эксплуатации, ремонту, проведению технических инспекций объектов ЕСГ, оборудования не менее 3 лет;
- наличие знание в бизнес-моделировании (будет преимуществом при отборе);
- знание требований и стандартов ИСО 9000, системы стандартизации ОАО «Газпром»;
- готовность к командировкам, выездным работам, ненормированному рабочему дню.
При замещении вакантной должности в ОАО «Газпром» изначально рассматриваются внутренние ресурсы. Через руководителей подразделений и внутрикорпоративные источники информации объявляется конкурс на замещение вакантной должности. При этом все отклики, поступившие от сотрудников и трудовая активность самих сотрудников оценивается с помощью бальной системы оценки результативности работы.
На открывшуюся в компании вакансию ведущего специалиста отдела стандартизации и сертификации поступило 5 откликов от сотрудников, уже работающих на предприятии. Используем оценочную таблицу для определения наиболее подходящего кандидата (таблица 2). Спецификой отбора кандидатов при внутреннем источнике привлечения является возможность отследить результативность работы, отношения в коллективе, углубленное знание функциональных областей и прочее.
В таблице проставляются баллы от 1 до 10, где 1 – качество отсутствует полностью, а 10 – качество выражено ярко.
Таблица 2.
Основные критерии отбора кандидатов при внутреннем источнике привлечения персонала.
Критерии оценки |
Факторы |
1 кандидат |
2 кандидат |
3 кандидат |
4 кандидат |
5 кандидат |
Результативность работы |
1. Количество труда: |
|||||
а) скорость работы |
7 |
6 |
5 |
7 |
8 |
|
б) методы работы |
9 |
8 |
7 |
8 |
6 |
|
2. Качество труда |
8 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Деловые качества |
Инициативность |
8 |
5 |
10 |
6 |
9 |
Самостоятельность |
6 |
5 |
10 |
8 |
9 |
|
3. Разносторонняя развитость |
8 |
9 |
7 |
6 |
10 |
|
Личные качества |
1. Аккуратность работы |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
2. Умение сотрудничать с коллективом |
9 |
10 |
6 |
8 |
9 |
|
3. Соблюдение правил и норм |
8 |
10 |
7 |
8 |
9 |
|
Общее количество баллов |
70 |
67 |
65 |
66 |
77 |
Анализируя приведенную выше таблицу, можно сделать вывод, что кандидат № 5 по данной системе оценки превосходит остальных кандидатов. При этом нельзя безоговорочно принимать этот параметр оценки, как единственно объективный, так как необходимо отслеживать все параметры в структуре оценки.
При отборе того или иного кандидата департамент управления персоналом уделяет большое внимание следующим качествам кандидатов:
- высокий профессионализм и образовательный уровень;
- целеустремленность, ориентация на достижение результатов труда;
- инициативность, направленность на активный поиск решений;
- способность к обучению и практическому использованию полученных знаний;
- способность к адаптации, психологическая устойчивость;
- положительный имидж и приверженность.
Приведенное исследование показывает ограниченные способы оценки кандидатов на замещение вакантной должности. В связи с чем есть необходимость по разработке рекомендаций по совершенствованию систем отбора кандидатов.
Глава 3. Совершенствование технологии отбора персонала при приеме на работу
Чтобы избежать ошибок при отборе кандидатов, необходимо учитывать различные факторы и методы отбора персонала. Еще до начала собеседования с кандидатом необходимо определить инструментарий, используемый при отборе. При этом специалист отдела персонала должен быть достаточно гибок и корректировать методы отбора в соответствии с меняющимися условиями.
В качестве рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала на предприятии можно выделить и сгруппировать виды проверок кандидатов на различные должности (таблица 3).
Таблица 3
Рекомендуемые способы проверки кандидатов при отборе
Сфера деятельности |
Виды проверок |
||||||||
Резюме |
Документы |
Рекомендации |
Собеседо вание |
Дознание |
Тесты на IQ |
Тестирование личности |
Врачебные проверки |
Служба безопасности и полиграф |
|
Научные и исследовательские должности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
Информационные технологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
- |
- |
- |
- |
Финансовая система |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+- |
+ |
Сфера услуг |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Руководящие должности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Незначительные должности |
+ |
- |
++ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Совершенствование технологии отбора персонала следует начать с выбора наиболее эффективных инструментов для каждой конкретной ситуации.
- разбор конкретных ситуаций, извлеченных в ходе собеседования;
- подготовка вопросов к кандидату. При этом следует соблюдать определенную пропорцию открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы должны преобладать.
- для интересного, всесторонне раскрывающего интервью рекомендуется подготовить тесты или специальные письменные упражнения. Также для многих вакансий применимо использование ролевых игр и провокационных приемов – это позволит выявить поведение человека в стандартной рабочей ситуации и способность оперативно сориентироваться в ситуациях форс-мажора.
- в ходе беседы следует расспросить кандидата о тех, кто может его рекомендовать, о его бывших руководителях. Как правила, кандидату и его бывшему руководителю задаются одни и те же работы и выявляется, во-первых, честность кандидата и его способность грамотно оценить свое положение в компании.
- помимо всего прочего при отборе персонала рекомендуется обращать внимание на эмоциональный фон кандидата, его вербальные и невербальные способы выражения мысли.
- не стоит недооценивать вопросы, которые возникают у кандидата в ходе прохождения собеседования. Ведь таким образом он проявляет заинтересованность к компании и подсознательно акцентирует внимание на тех моментах, которые в будущем могут послужить для него элементами мотивационного процесса.
Выбор тех или иных методов оценки персонала во время собеседования остается на усмотрения отдела персонала и зависит от перечня оцениваемых профессиональных компетенций.
Оценить степень заинтересованности кандидата можно и во время собеседования, начав его с вопросов мотивационного характера. При этом обязательным моментом эффективного собеседования является создание конктретной ситуации затруднения или стресс-интервью, позволяющие не только познакомится с кандидатом за счет формальных ответов на вопросы, но и посмотреть его находчивость и стрессоустойчивость.
Существуют такие должности, которые сложно оценить лишь усилиями отдела персонала, они требуют привлечения экспертной комиссии для оценки кандидатов. Экспертная комиссия оценивает кандидатов в процессе проведения конкурса на открытую вакансию.
Задачами конкурсной комиссии являются разработка правил проведения конкурса, подготовка проведения конкурса, обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов.