Файл: Перспективы развития технологий ПК (Понятие персонального компьютера).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
И на этом развитие не остановится.
2.2.Перспективы развития ПК.
«В будущем, — гласит предсказание на Web-узле анимированного шоу Мэтта Гренинга под названием Futurama, — люди станут жить вдвое дольше, а компьютеры — умирать вдвое быстрее».
Слухи о скорой кончине ПК, возможно, преждевременны, но они не обязательно преувеличены. Никто не в состоянии сказать, как он переживет приближающееся нашествие суперинтеллектуальных вычислительных устройств — от беспроводных телефонов до бытовой техники. Такие изделия способны сделать ПК менее необходимым, особенно если они окажутся более простыми в эксплуатации и не будут так часто давать сбой.
В ближайшей перспективе ПК, видимо, станут меньше и мощнее, а их экраны — тоньше и ярче. Не исключено, что прогресс в распознавании речи превратит мышь и клавиатуру в музейные экспонаты, но стареющий ПК, пройдя курс пластических операций и косметического массажа, вероятно, еще удержится на сцене — по крайней мере, некоторое время.
Новые возможности
Системы распознавания речи часто провозглашаются наиболее естественным интерфейсом для ПК, и их разработка остается одним из самых активных направлений в компьютерной отрасли. Луис Воо, президент и генеральный директор компании Lernout & Hauspie — ведущей фирмы в области речевых технологий, считает, что аппаратное и программное обеспечение достигли уровня, на котором речевой ввод может быть независимым от диктора — иначе говоря, становится ненужным этап тренировки. Благодаря успехам техники аппаратного и программного шумоподавления, рассказывает Воо, появляются ненаправленные компьютерные микрофоны, способные выделять подаваемые голосом команды из фонового шума, который стоит в комнате. По его мнению, системы с голосовым интерфейсом станут частью повседневной работы с компьютером в течение ближайших трех—пяти лет.
Компьютеры стремительно научаются также мастерски узнавать лица, прослеживать взгляд и даже чувствовать настроение. Именно вокруг таких биометрических технологий построена исследовательская программа IBM под названием Blue Eyes («Голубые глаза»). «Одним из интересующих нас предметов, — говорит Моррис (директор исследовательского центра IBM), — являются внимательные пользовательские интерфейсы. Это интерфейсы, которые обращают внимание на вас, когда вы обращаете внимание на них».
Одна из разрабатываемых технологий, прослеживание взгляда, состоит в том, что на верху дисплея устанавливается компьютерная видеокамера, следящая за зрачками пользователя. По тому, на каком месте монитора он сосредотачивает взгляд, компьютер «чувствует», какая информация ему нужна, и вызывает ее на экран — щелкать на гиперссылке не требуется.
У систем распознавания лиц найдутся и иные применения. Например, компьютер с постоянно включенной видеокамерой сможет сканировать лицо всякого садящегося за него человека, и если это окажется кто-то, не имеющий доступа к данной машине, то блокировать клавиатуру, а если один из постоянных пользователей — подстраиваться под него. «Ваш дисплей мог бы регулировать размер шрифта в зависимости от того, в каком месте комнаты вы находитесь, — говорит Моррис. — Он мог бы узнавать в лицо членов вашей семьи и сразу же выдавать соответствующим образом настроенную информацию».
Еще один проект в рамках программы Blue Eyes — компьютерная мышь, способная чувствовать настроение: она будет оценивать эмоциональное состояние пользователя, измеряя через кончики пальцев его пульс, температуру и кожно-гальванический рефлекс. Возможные применения такого устройства относятся, по словам разработчиков, к областям видеоигр и изучения рынка. Авторам игры «чувствительная мышь» расскажет о том, в какие моменты человек волнуется или боится, а исследователям рынка — о том, что он чувствует, отвечая нате или иные вопросы при заполнении на компьютере опросного листа.
Хотя с точки зрения функции персональные компьютеры сделали огромный шаг вперед, с их формой почти ничего не произошло. Корпус, монитор, клавиатура так и остались серовато-бежевыми. Быть может, мы и покупаем «Феррари» новейшей модели, но с виду они мало отличаются от «Фордов» выпуска 1985 г.
Лишь на некоторых новых машинах — таких как EOne фирмы EMachines или высококлассные универсальные системы типа Z1 компании NEC — заметны изменения, да и те носят косметический характер. Однако будущие «придумки» могут опрокинуть наши представления о ПК и вынуть машину из коробки. В Intel, например, изучается идея ПК-пуфика (Ottoman PC) — мощного домашнего компьютера с процессором Pentium III, поднимающимся ЖК-монитором и беспроводной клавиатурой, смонтированного в виде подставки для ног, «органически сочетающейся с любым диваном или креслом». А компания Lexmark, производящая принтеры, тем временем разрабатывает в сотрудничестве с Колледжем изящных искусств университета шт. Кентукки дизайн рабочего места для офиса будущего. Среди его стильных компонентов — просвечивающий монитор, складная беспроводная клавиатура (похожая по виду на «высокотехнологичную» сумочку), которую можно носить по всему зданию и использовать с любым ПК, принтер, выпрыскивающий из картриджей и краску, и бумагу, а также «умный» стол, чувствующий приближение пользователя и подстраивающийся под его рост.
В один прекрасный день все эти вещицы вполне могут стать реальностью. Но и сейчас нам грех жаловаться: ведь компьютеры постоянно делаются меньше, быстрее и дешевле.
Ближайшие перспективы дисплеев можно кратко описать с помощью двух букв — ЖК (жидкокристаллический). У плоских ЖК-мониторов есть несколько преимуществ перед ЭЛТ-дисплеями (ЭЛТ — электронно-лучевая трубка): они легче, меньше и способны обеспечить более высокое разрешение.
К сожалению, ближайшие несколько лет мониторы этого типа многим пользователям будут не по карману. Боб О’Доннелл, менеджер отдела дисплеев для ПК в фирме International Data Corporation (IDC), специализирующейся на исследованиях рынка, предполагает, что цена 15-дюймовых ЖК-мониторов не опустится ниже 500 долл. по крайней мере до 2003 г., и даже когда это произойдет, они останутся дороже ЭЛТ. Тем не менее будущее — за плоскими мониторами, и как минимум одна компания пытается перевести их на следующий уровень. Это EInk, поставившая задачу в течение пяти лет наладить производство гибких дисплеев толщиной с бумажный лист. Мы беседовали с Рассом Уилкоксом, одним из основателей и вице-президентом компании. Разработанная EInk технология Immedia основана на вплавлении в тонкие листы пластика микроскопических капсул, содержащих жидкие чернила и крохотные частицы белого цвета, которые реагируют на электрические импульсы. Находящаяся на том же листе микросхема принимает радиосигнал от компьютера и преобразует его в текст или изображение.
В настоящее время EInk проводит полевые испытания дисплейных вывесок в магазинах компании J.C. Penney в Иллинойсе и Массачусетсе. Вывески размером 4x4 фута изготовлены из пластика, прикрепленного к вспененной основе, и способны принимать электрический импульс, вызывающий изменение текста и картинок. В течение тех же пяти лет компания планирует создать и электронную книгу с гибкими пластиковыми страницами, способными воспроизводить текст из файла, стирать его и восстанавливать. «[У этой книги] будут сотни страниц, которые можно будет перелистывать и на которых можно будет менять весь текст», — говорит Уилкокс. Если присоединить такую книгу к ПК, она покажет любой нужный вам текст оттуда.
Моррис из IBM ожидает развития дисплеев в другом направлении: на смену относительно маленьким двумерным экранам придут, по его мнению, большие трехмерные. «Одним очевидным расширением мог бы стать проекционный дисплей, — говорит он. — Вы проецировали бы изображение прямо на стены и жили бы в море данных». Моррис предсказывает использование трехмерных дисплеев для игр, развлечений, а также в медицине (например, трехмерное отображение результатов компьютерной томографии и рентгеноскопии, вероятно, сможет дать врачам более полное представление о состоянии нашего организма). На первых порах такие изображения нужно будет проецировать в стеклянный или пластиковый куб, но со временем они «научатся» возникать где угодно.
Два десятка лет назад высшим техническим достижением в области портативной электроники была игра в футбол фирмы Coleco. Сегодня мы наблюдаем эпидемический рост переносных вычислительных и квазивычислительных устройств: портативные ПК, пейджеры, сотовые телефоны, электронные ассистенты (PDA), цифровые фотоаппараты и видеокамеры, субблокнотные компьютеры, мобильные аудиоплейеры, воспроизводящие MP3-файлы...
При таких темпах развития мы скоро будем ходить напичканные электроникой не хуже киборгов. В действительности вирджинская компания Xybernaut уже продает полнофункциональный носимый компьютерный комплект с видеокамерой Xybercam и маленьким цветным дисплеем, закрепляемым на голове и опускающимся перед глазами пользователя (идеально для монтера, висящего на телефонном столбе). Он стоит 5500 долл. Как же нам удастся не свалиться под тяжестью всей этой ультрапортативной техники? Она сможет остаться, скажем так, портативной благодаря беспроводному подключению, усовершенствованным дисплеям и универсальным устройствам.
Средства беспроводного подключения для блокнотных ПК, несомненно, развиваются очень быстро. iBook — новый продукт Apple — поддерживает систему беспроводной локальной сети под названием AirPort, позволяющую пользователям соединяться с Internet на расстоянии до 45 м от точки подключения к линии. Dell тоже выпускает беспроводную сетевую плату, которой будут по желанию покупателя комплектоваться блокноты серии Latitude; в дальнейшем компания планирует предоставлять подобную возможность для всех своих портативных и настольных машин. Можно побиться об заклад, что другие компании вскоре последуют примеру этих двух. Наряду с ключевым словом «беспроводной» к будущему мобильных компьютеров часто применяют еще одно — «конвергенция». Хорошим примером здесь может служить устройство PdQ Smartphone компании Qualcomm — цифровой беспроводной телефон со встроенным в трубку органайзером. PdQ может автоматически дозваниваться по номерам, записанным в органайзере, выводить на экран текстовые сообщения (как в пейджере) и выполнять все стандартные программы Palm. Много похожих беспроводных устройств сейчас находятся в стадии разработки (подробнее см. врезку «Завтрашний день Microsoft»).
Беспроводной может быть не только дальняя связь. Так, новый промышленный стандарт под названием Bluetooth предназначен для обмена данными с помощью радиоволн между мобильными устройствами, находящимися на расстоянии не более 12 м друг от друга. Можно будет, например, во время конференции делать заметки на карманном компьютере, а вернувшись в отель, беспроводным путем перенести их в блокнотный ПК. Устройства, удовлетворяющие стандарту Bluetooth, должны появиться к середине года.
Дисплеи мобильных устройств также будут совершенствоваться. По словам Боба О’Доннелла, менеджера отдела дисплеев для ПК в IDC, благодаря успехам в разработке светодиодных дисплеев на базе органических соединений приблизительно через пять лет должны появиться более яркие и четкие экраны для ПК. Они будут потреблять меньше энергии, поскольку, в отличие от ЖК-дисплеев, не нуждаются в подсветке.
Ноутбуки.
Ноутбуки будут составлять большую часть всех компьютеров в мире. Потребность в громоздких компьютерах растет очень медленными темпами, в то время как портативные компьютеры становятся все более быстрыми и эффективными, сообщает ВВС со ссылкой на исследования IDC.
Заключение
По итогам представленной работы можно сделать следующие выводы: эволюция, которая все время происходит в мире компьютерной технике, очень и очень необходима. Ведь чем более универсальна техника, тем больше мы способны произвести на своих рабочих местах при помощи нее.
С развитием ПК развиваемся и мы. И чем проще и доступней будет эта машина, тем продуктивней будет наша работа и ярче жизнь в целом.
При разработке и создании собственно компьютеров существенный и устойчивый приоритет в последние годы имеют сверхмощные компьютеры – суперкомпьютеры – и миниатюрные и сверхминиатюрные ПК.
Широкое внедрение средств мультимедиа, в первую очередь аудио- и видео средств ввода и вывода информации, позволяют общаться с компьютером естественным для человека образом.
В ближайшие годы будет возможность создания компьютерной модели реального мира, такой виртуальной (кажущейся, воображаемой) системы, в которой мы можем активно жить и манипулировать виртуальными предметами. Простейший прообраз такого кажущегося мира уже сейчас существует в сложных компьютерных играх. Информационная революция затронет все стороны жизнедеятельности.
Компьютерные системы: при работе на компьютере с «дружественным интерфейсом» человек будет воочию видеть виртуального собеседника, активно общаться с ним на естественном речевом уровне с аудио- и видео разъяснениями, советами, подсказками. «Компьютерное одиночество», так вредно влияющее на психику активных пользователей, исчезнет.
Интернет предоставляет также возможность побывать практически «вживую» во многих уголках земного шара – по обоим полушариям разбросаны сотни телевизионных камер, с определенной периодичностью (от нескольких минут до нескольких часов) транслирующих в сеть полученную ими картинку. Их принадлежность самая разнообразная – от частных лиц и организаций до «компетентных органов».