Файл: Когнитивный менеджмент: сущность и специфика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что важнейшими ресурсами развития во всё большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал, профессиональная компетенция. Происходят серьёзные социально-экономические и технологические изменения, стимулирующие внимание к более эффективному управлению интеллектуальными ресурсами в экономике.

Знания – это один из важнейших активов компании. Они должны работать, приносить прибыль организации и становиться её интеллектуальным капиталом. Интеллектуальный капитал – это структурированные идеи, различные типы знаний, инновации. Главное в том, что это те знания, которые организация может превратить в прибыль. Необходимо обеспечить эффективное управление знаниями, включающее в себя совершенно разные составляющие: структуризацию знаний в компании, обучение, обмен знаниями, управление внутренними и внешними потоками информации, совместную работу в сообществах и многое другое. Процессы управления знаниями в организации и их эффективного использования связаны с концепцией когнитивного менеджмента. Когнитивный менеджмент определяется как систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения её деятельности.

Цель исследования данной работы – комплексный анализ теоретических и практических аспектов когнитивного менеджмента

Для достижения этой цели в данной работе будут решаться следующие задачи:

– раскрыть понятие, сущность и значение когнитивного менеджмента;

– изучить процесс организации когнитивного менеджмента в организации;

– дать краткую характеристику ПАО «Мегафон Ритейл»;

– провести анализ кадрового состояния ПАО «Мегафон Ритейл»;

– провести анализ когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»;

– разработать мероприятия по повышению эффективности когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»;

– произвести расчёт экономической эффективности разработанных мероприятий.

Объект исследования – компания ПАО «Мегафон Ритейл».

Предмет исследования – особенности когнитивного менеджмента в компании ПАО «Мегафон Ритейл».

Информационную базу данной работы составляют исследования отечественных и зарубежных учёных в области менеджмента, практические рекомендации специалистов по организации управления знаниями в организации, материалы, полученные непосредственно в процессе исследования на предприятии.


Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности когнитивного менеджмента как в компании ПАО «Мегафон Ритейл», так и в других организациях.

Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава.1 Теоретические основы когнитивного менеджмента

1.1.Понятие, сущность и значение когнитивного менеджмента.

Когнитивный менеджмент (менеджмент знаний) – это систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения её деятельности.[1] Также когнитивный менеджмент определяют как систему использования знаний сотрудников для формирования ключевых конкурентных преимуществ компании. Опыт сотрудников, их понимание организационного и отраслевого контекста, совокупность сведений, накопленных в ежедневной работе, персональная система оценок – все становится источником конкурентоспособности.[2]

Анализ современных исследований в области когнитивного менеджмента свидетельствует о том, что различные авторы видят предметом когнитивного менеджмента различные явления:

– управление данными (сведениями);

– управление информацией;

– управление знаниями.[3]

Набор указанных понятий и разнообразие их определений показывают, насколько сама проблема знаний является сложной, а знание как центральный предмет рассмотрения – разноплановым и неоднородным.

В целом знания трактуются как сведения, имеющие особую ценность и цель использования, или данные, связанные с конкретным значимым контекстом и результат анализа, имеющий контекстное значение. Содержание знаний определяется как:

– способность действовать и принимать решения;

– контекстная информация, объединенная с пониманием её применения;


– профессиональный опыт;

– представления, принимаемые за истину и приводящие к действиям;

– аргументированные личные убеждения, позволяющие совершать действия и принимать решения;

– информация с установленной аутентичностью, чтобы считаться правдой;

– информация, интегрированная в конкретном контек­сте;

– информация, способствующая активации;

– информация, способствующая развитию стоимости. [4]

Один из наиболее ярких представителей современной идеологии когнитивного менеджмента Д. Андриссен, рассуждая о том, что есть знание в современном менеджменте, обнаружил несколько ключевых метафор, которыми определяется знание. К ним относятся:

– знание как ресурс (имеет вес и размер);

– знание как актив (имеет стоимость и создает стоимость);

– знание как собственность (имеет ценность, обладает исключительностью и принадлежностью);

– знание как виртуальная материя (обладает свойствами гибкости, вязкости, но не является материально-вещественным явлением).[5]

В таблице 1 отражены основные задачи когнитивного менеджмента. Использование различных определений сущности знания отражает и различие в подходах к содержанию когнитивного менеджмента. В качест­ве основных задач когнитивного менеджмента специалисты видят и систематизацию данных, и формирование представлений, и распространение информации, и извлечение неявных представлений. В целом картина когнитивного менеджмента сформирована попытками достижения разнородных целей и решения различных задач, предметом которых выступает информация, значимая для компании.

Таблица 1 – Основные задачи когнитивного менеджмента[6]

Цель

Действие

Сбор, хранение знаний

Ввод данных

Копирование и сканирование

Реферирование источников

Систематизация знаний

Дифференциация (каталогизация)

Индексация

Визуализация

Фильтрация

Объединение в кластеры

Легитимизация знаний

Определение контекста

Организация взаимодействия

Создание корпоративных метафор и символов (придание компактности)

Извлечение (обнаружение источников и организация изъятия)

Использование знаний

Принятие решений

Формирование направленности (потока)

Развитие социального обмена

Создание системы оповещений (сигналов о значимых явлениях)

Мотивация изменений


На рисунке 1 представлена модель формирования корпоративного знания.

Рисунок 1 – Модель формирования корпоративного знания[7]

Прямые аналогии представлений о знаниях в современном менеджменте и представлений о ментальных репрезентациях, сложившихся в психологической науке, позволяют обнаружить основную сложность когнитивного менеджмента. «Почему когнитивный менеджмент настолько сложен?» – задается вопросом Дж. Биркиншо[8]. В качестве основных факторов автор выделяет следующие:

– невозможность разделения бизнес-процессов в условиях современной организационной деятельности – не существует самостоятельных, не связанных с другими, процессов и задач;

– формирование и «обращение» знания в системе неформальных отношений (социальных сетей), в результате чего новые представления соседствуют со старыми формами организации работы.

Когнитивный менеджмент невозможно «организовать с нуля», так как сотрудники, выполняющие любую работу, уже имеют какие-то представления о ней и её ключевых характеристиках. Это на первый взгляд очевидное замечание заставляет по-новому смотреть на основные вопросы менеджмента, такие как принятие решений, адресация заданий, контроль и получение результатов. Люди не просто выполняют работу, они действуют в соответствии со своими представлениями, которые не открыты для стороннего наблюдателя и не всегда рефлексируются исполнителями (так как они считают это само собой разумеющимися вещами). Современный менеджмент сталкивается с необходимостью объяснения, как именно персональные когнитивные конструкции влияют на результат деятельности, как эти конструкции формируются, каково их содержание и структура. В этом и заключается основная проблема когнитивного менеджмента – создать возможности внешней и внутренней рефлексии («обратной связи») оснований поведения и действий сотрудников, находящихся на разных организационных уровнях, постоянно взаимодействующих, но остающихся при этом автономными самодеятельными субъектами.[9]

Когнитивный менеджмент в системе организационного обучения описывается на основе принципов, которые проверены на практике. Основные принципы когнитивного менеджмента заключаются в следующем:

– знание возникает и пребывает в умах людей;

– совместное использование знаний предполагает доверие;


– технологии делают возможными новые формы когнитивного поведения;

– совместное использование знаний должно поддерживаться и вознаграждаться;

– необходимы управленческая поддержка и дополнительные ресурсы;

– инициативы по использованию знаний должны предваряться пилотными программами;

– инициативы нужно оценивать с помощью качественных и количественных показателей;

– знание является продуктом творчества, и чтобы оно развивалось в новых направлениях, его надо поощрять.[10]

Таким образом, главное в когнитивном менеджменте – это постоянное обучение на основе разнообразного опыта; систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется.

1.2.Процесс организации когнитивного менеджмента в организации.

Процессы управления знанием могут быть спроектированы как отдельные бизнес-процессы компании, а могут быть интегрированы в основные бизнес-процессы. В процессе формирования (выявления) знаний компаний, её базовые знания, то есть знания необходимые для реализации стратегии целесообразно разделить на домены знаний, представляющие собой специализированные предметные области знаний, в качестве таких доменов, соответствующих компонентам бизнес-модели компании, могут быть следующие:

1. Рынок (производство, конкуренция, партнёры, ценообразование)

2. Потребитель (запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, жалобы)

3. Продукт (свойства, стоимость, качество, особенности)

4. Сервис (маркетинг, покупка, обслуживание, ремонт и т.д.)

5. Процесс (производство, реализация)

6. Управление (бизнес-стратегия, методы структуры, рабочая сила, мотивы)

7. Персонал (работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, мотивация, оплата труда).[11]

Этот процесс включает в себя выявление новых знаний и документирование новых знаний и развитие знаний. Процесс хранения и распространения знаний направлен на:

– поиск необходимых знаний, обеспечение быстрого доступа сотрудников к знаниям, быстрое извлечение знаний из корпоративного хранилища;

– передачу знаний путём использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение нормативно-правового доступа к ресурсам;