Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава.1 Теоретические основы когнитивного менеджмента
1.1.Понятие, сущность и значение когнитивного менеджмента.
1.2.Процесс организации когнитивного менеджмента в организации.
Глава.2 Оценка эффективности когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»
2.1.Краткая характеристика ПАО «Мегафон Ритейл»
2.2.Анализ кадрового состояния ПАО «Мегафон Ритейл»
2.3.Анализ когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»
Глава.3 Повышение эффективности когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»
3.2.Расчёт экономической эффективности разработанных мероприятий.
Введение
Актуальность темы данной работы заключается в том, что важнейшими ресурсами развития во всё большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал, профессиональная компетенция. Происходят серьёзные социально-экономические и технологические изменения, стимулирующие внимание к более эффективному управлению интеллектуальными ресурсами в экономике.
Знания – это один из важнейших активов компании. Они должны работать, приносить прибыль организации и становиться её интеллектуальным капиталом. Интеллектуальный капитал – это структурированные идеи, различные типы знаний, инновации. Главное в том, что это те знания, которые организация может превратить в прибыль. Необходимо обеспечить эффективное управление знаниями, включающее в себя совершенно разные составляющие: структуризацию знаний в компании, обучение, обмен знаниями, управление внутренними и внешними потоками информации, совместную работу в сообществах и многое другое. Процессы управления знаниями в организации и их эффективного использования связаны с концепцией когнитивного менеджмента. Когнитивный менеджмент определяется как систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения её деятельности.
Цель исследования данной работы – комплексный анализ теоретических и практических аспектов когнитивного менеджмента
Для достижения этой цели в данной работе будут решаться следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и значение когнитивного менеджмента;
– изучить процесс организации когнитивного менеджмента в организации;
– дать краткую характеристику ПАО «Мегафон Ритейл»;
– провести анализ кадрового состояния ПАО «Мегафон Ритейл»;
– провести анализ когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»;
– разработать мероприятия по повышению эффективности когнитивного менеджмента в ПАО «Мегафон Ритейл»;
– произвести расчёт экономической эффективности разработанных мероприятий.
Объект исследования – компания ПАО «Мегафон Ритейл».
Предмет исследования – особенности когнитивного менеджмента в компании ПАО «Мегафон Ритейл».
Информационную базу данной работы составляют исследования отечественных и зарубежных учёных в области менеджмента, практические рекомендации специалистов по организации управления знаниями в организации, материалы, полученные непосредственно в процессе исследования на предприятии.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности когнитивного менеджмента как в компании ПАО «Мегафон Ритейл», так и в других организациях.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава.1 Теоретические основы когнитивного менеджмента
1.1.Понятие, сущность и значение когнитивного менеджмента.
Когнитивный менеджмент (менеджмент знаний) – это систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения её деятельности.[1] Также когнитивный менеджмент определяют как систему использования знаний сотрудников для формирования ключевых конкурентных преимуществ компании. Опыт сотрудников, их понимание организационного и отраслевого контекста, совокупность сведений, накопленных в ежедневной работе, персональная система оценок – все становится источником конкурентоспособности.[2]
Анализ современных исследований в области когнитивного менеджмента свидетельствует о том, что различные авторы видят предметом когнитивного менеджмента различные явления:
– управление данными (сведениями);
– управление информацией;
– управление знаниями.[3]
Набор указанных понятий и разнообразие их определений показывают, насколько сама проблема знаний является сложной, а знание как центральный предмет рассмотрения – разноплановым и неоднородным.
В целом знания трактуются как сведения, имеющие особую ценность и цель использования, или данные, связанные с конкретным значимым контекстом и результат анализа, имеющий контекстное значение. Содержание знаний определяется как:
– способность действовать и принимать решения;
– контекстная информация, объединенная с пониманием её применения;
– профессиональный опыт;
– представления, принимаемые за истину и приводящие к действиям;
– аргументированные личные убеждения, позволяющие совершать действия и принимать решения;
– информация с установленной аутентичностью, чтобы считаться правдой;
– информация, интегрированная в конкретном контексте;
– информация, способствующая активации;
– информация, способствующая развитию стоимости. [4]
Один из наиболее ярких представителей современной идеологии когнитивного менеджмента Д. Андриссен, рассуждая о том, что есть знание в современном менеджменте, обнаружил несколько ключевых метафор, которыми определяется знание. К ним относятся:
– знание как ресурс (имеет вес и размер);
– знание как актив (имеет стоимость и создает стоимость);
– знание как собственность (имеет ценность, обладает исключительностью и принадлежностью);
– знание как виртуальная материя (обладает свойствами гибкости, вязкости, но не является материально-вещественным явлением).[5]
В таблице 1 отражены основные задачи когнитивного менеджмента. Использование различных определений сущности знания отражает и различие в подходах к содержанию когнитивного менеджмента. В качестве основных задач когнитивного менеджмента специалисты видят и систематизацию данных, и формирование представлений, и распространение информации, и извлечение неявных представлений. В целом картина когнитивного менеджмента сформирована попытками достижения разнородных целей и решения различных задач, предметом которых выступает информация, значимая для компании.
Таблица 1 – Основные задачи когнитивного менеджмента[6]
Цель |
Действие |
Сбор, хранение знаний |
Ввод данных Копирование и сканирование Реферирование источников |
Систематизация знаний |
Дифференциация (каталогизация) Индексация Визуализация Фильтрация Объединение в кластеры |
Легитимизация знаний |
Определение контекста Организация взаимодействия Создание корпоративных метафор и символов (придание компактности) Извлечение (обнаружение источников и организация изъятия) |
Использование знаний |
Принятие решений Формирование направленности (потока) Развитие социального обмена Создание системы оповещений (сигналов о значимых явлениях) Мотивация изменений |
На рисунке 1 представлена модель формирования корпоративного знания.
Рисунок 1 – Модель формирования корпоративного знания[7]
Прямые аналогии представлений о знаниях в современном менеджменте и представлений о ментальных репрезентациях, сложившихся в психологической науке, позволяют обнаружить основную сложность когнитивного менеджмента. «Почему когнитивный менеджмент настолько сложен?» – задается вопросом Дж. Биркиншо[8]. В качестве основных факторов автор выделяет следующие:
– невозможность разделения бизнес-процессов в условиях современной организационной деятельности – не существует самостоятельных, не связанных с другими, процессов и задач;
– формирование и «обращение» знания в системе неформальных отношений (социальных сетей), в результате чего новые представления соседствуют со старыми формами организации работы.
Когнитивный менеджмент невозможно «организовать с нуля», так как сотрудники, выполняющие любую работу, уже имеют какие-то представления о ней и её ключевых характеристиках. Это на первый взгляд очевидное замечание заставляет по-новому смотреть на основные вопросы менеджмента, такие как принятие решений, адресация заданий, контроль и получение результатов. Люди не просто выполняют работу, они действуют в соответствии со своими представлениями, которые не открыты для стороннего наблюдателя и не всегда рефлексируются исполнителями (так как они считают это само собой разумеющимися вещами). Современный менеджмент сталкивается с необходимостью объяснения, как именно персональные когнитивные конструкции влияют на результат деятельности, как эти конструкции формируются, каково их содержание и структура. В этом и заключается основная проблема когнитивного менеджмента – создать возможности внешней и внутренней рефлексии («обратной связи») оснований поведения и действий сотрудников, находящихся на разных организационных уровнях, постоянно взаимодействующих, но остающихся при этом автономными самодеятельными субъектами.[9]
Когнитивный менеджмент в системе организационного обучения описывается на основе принципов, которые проверены на практике. Основные принципы когнитивного менеджмента заключаются в следующем:
– знание возникает и пребывает в умах людей;
– совместное использование знаний предполагает доверие;
– технологии делают возможными новые формы когнитивного поведения;
– совместное использование знаний должно поддерживаться и вознаграждаться;
– необходимы управленческая поддержка и дополнительные ресурсы;
– инициативы по использованию знаний должны предваряться пилотными программами;
– инициативы нужно оценивать с помощью качественных и количественных показателей;
– знание является продуктом творчества, и чтобы оно развивалось в новых направлениях, его надо поощрять.[10]
Таким образом, главное в когнитивном менеджменте – это постоянное обучение на основе разнообразного опыта; систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется.
1.2.Процесс организации когнитивного менеджмента в организации.
Процессы управления знанием могут быть спроектированы как отдельные бизнес-процессы компании, а могут быть интегрированы в основные бизнес-процессы. В процессе формирования (выявления) знаний компаний, её базовые знания, то есть знания необходимые для реализации стратегии целесообразно разделить на домены знаний, представляющие собой специализированные предметные области знаний, в качестве таких доменов, соответствующих компонентам бизнес-модели компании, могут быть следующие:
1. Рынок (производство, конкуренция, партнёры, ценообразование)
2. Потребитель (запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, жалобы)
3. Продукт (свойства, стоимость, качество, особенности)
4. Сервис (маркетинг, покупка, обслуживание, ремонт и т.д.)
5. Процесс (производство, реализация)
6. Управление (бизнес-стратегия, методы структуры, рабочая сила, мотивы)
7. Персонал (работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, мотивация, оплата труда).[11]
Этот процесс включает в себя выявление новых знаний и документирование новых знаний и развитие знаний. Процесс хранения и распространения знаний направлен на:
– поиск необходимых знаний, обеспечение быстрого доступа сотрудников к знаниям, быстрое извлечение знаний из корпоративного хранилища;
– передачу знаний путём использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение нормативно-правового доступа к ресурсам;