Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
2.1. Цель и гипотеза исследования
2.2. Методология проведения исследования
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы обращает на себя внимание все большее использование в психологической и отчасти в психиатрической литературе понятия resilience и hardiness (личностная «сопротивляемость», «устойчивость», «жизнестойкость»). Несмотря на близость этих понятий, значительно более широко используется термин resilience.
Пожалуй, наибольшее количество работ по этой проблеме относится к психологии стресса и совладания с ним, а также к сфере различных профессий: менеджеры, испытывающие стресс в связи с изменения- ми в компании, лица с меняющимися условиями трудовой деятельности, с предрасположенностью к заболеваниям, спортсмены, пожарные и пр.
Однако, научно-исследовательский и практический интерес к указанному понятию давно уже приобрел более широкую значимость.
Основными признаками профессиональных кризисов являются: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
Целью курсовой работы является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.
Предметом исследования выступают психологические аспекты процесса совладания с профессиональными трудностями.
Объектом исследования выступают бухгалтеры средних лет, столкнувшиеся в своей практике с профессиональными трудностями.
Выбор профессии бухгалтера обусловлен следующими соображениями. Профессиональные трудности бухгалтера имеют свои особенности, что обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, в том числе ее психологической составляющей. Они же нередко затрудняют процесс
преодоления профессиональных кризисов и переход на новую стадию профессионального развития.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические аспекты жизнестойкости как психологической категории;
- определить задачи и гипотезы психологического исследования;
- подробно раскрыть методический инструментарий исследования;
- проанализировать результаты исследования;
- сформулировать выводы исследования.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя основными главами, заключением (выводы) и списком использованных источников.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Общее понятие жизнестойкости и её структура
До сих пор в психологической науке нет единого видения сущности этого понятия, поскольку значение его схоже с различными терминами, в разное время вводимыми в понятийный аппарат психологической науки и философии: «жизнеспособность» (Б.Г. Ананьев), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдеггер), «трансценденция» (С.Л. Рубинштейн), «зрелость» (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт). Изначально Сьюзен Кобейс и Сальватором Мадди рассматривали новый феномен с точки зрения теоретических положений экзистенциальной психологии и психологии стресса, используя также философскую концепцию о мужестве быть немецкого философа-экзистенциалиста Пауля Тиллиха.
С. Мадди не только начинает оперировать новым понятием, но и разрабатывает модель жизнестойкости. В рамках этой модели жизнестойкость рассматривается как «те убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса» [6, с.178].
Анализируя жизнестойкость как систему убеждений человека, C. Мадди предложил четкий конструкт жизнестойкости, состоящий из трех компонентов:
Первый компонент – вовлеченность – это убежденность человека, в том, что вовлеченность в реальную действительность дает ему возможность найти в ней интересное и важное для себя.
Второй компонент – контроль – это убеждение человека в том, что на результат того, что происходит в реальности, может повлиять только борьба как выбор собственной стратегии деятельности в конкретной ситуации.
Третий компонент - принятие риска – это убежденность человека в том, что всё, что с ним происходит, необходимо для его развития, поскольку дает ему опыт как положительный, так и отрицательный. «Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности» [6, с. 179].
Таким образом, не только концептуальным, но и практически значимым является постулат C. Мадди о том, что в основе жизнестойкости лежит не отрицание стресса как моделирование нереальной ситуации, а умение признать реальность стрессовой ситуации и мужество как стремление превратить эту ситуацию в преимущество для себя. «Если изменить саму ситуацию нельзя…, жизнестойкое совладание принимает форму компенсаторного саморазвития, по сути гиперкомпенсации» [6, с. 179].
В свою модель жизнестойкости C. Мадди включает не только конструкт компонентов, но и пять основных механизмов, которые позволяют жизнестойкости оказывать своеобразное буферное влияние на развитие заболеваний и снижение общей эффективности деятельности:
Жизнестойкие убеждения - оценка жизненных изменений как менее стрессовых на основе вовлеченности, контроля и принятия риска;
Создание мотивации к трансформационному совладанию, которое подразумевает открытость всему новому, готовность человека активно действовать в стрессовой ситуации (использование человеком жизнестойких копинг-стратегий);
Усиление иммунной реакции через психическую и физическую мобилизацию;
Усиление ответственности и заботы о собственном здоровье (жизнестойкие практики здоровья);
Поиск эффективной социальной поддержки, которая будет способствовать трансформационному совладанию, через развитие навыков общения.
Практическое значение модели Мадди заключается в том, что автор рассматривает жизнестойкость не просто как психологический феномен, а как важный внутренний ресурс (установку), который человек может осмыслить и изменить с целью поддержания своего физического, психического и социального здоровья. Другими словами, жизнестойкость в концепции Мадди - это то, что придает человеческой жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. В дальнейшем зарубежными психологами проводились различные исследования, которые позволили не только расширить зону понимания самого феномен жизнестойкости, но и уточнить механизм его действия и формирования в структуре личности человека. В работе Л.А. Александровой «К концепции жизнестойкости в психологии» дано подробное описание исследований феномена «hardiness» (жизнестойкости), большинство из которых рассматривают его «в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем» [1, с. 82].
Так, в рамках концепции стресса Ла Грека (1985) изучал психологические факторы совладания со стрессом, а Солкана и Сикора (1995) провели исследование отношений между «hardiness» и напряжением в условиях, индуцирующих тревогу. Особый интерес у западных исследователей вызывала проблема влияния феномена жизнестойкости на психическое и физическое здоровье человека.
В 1999 году Шарли и соавторы изучали условия влияния деятельности с высоким уровнем напряженности на психологическое и физическое здоровье. Их исследования «показали, что высокая напряженность деятельности, выраженность черт характера типа А, низкий уровень социальной поддержки, неэффективные копинг-стратегии, и низкий уровень когнитивного компонента hardiness у человека являются показателями, на основе которых можно прогнозировать более низкий уровень физического и психологического здоровья» [1, с. 84].
1.2. Жизнестойкость в модели стресса
По мнению С. Мадди, стресс сопутствует на протяжении всей жизни человека, поэтому нужно расти и развиваться, а не прибегать к отрицанию и избеганию проблем.
В настоящее время исследования жизнестойкости активно развиваются не только в сферах образования, бизнеса, но и в военной сфере. Так, авторы, исследуя жизнестойкость, подчеркивают, что: «... в этой связи важен отбор и обучение устойчивых работников, которые могут продолжать эффективно функционировать и оставаться здоровыми в условиях стресса. Психологическая жизнестойкость представлена одним из перспективных путей к устойчивости, и есть подтверждения того, что ее можно развивать через руководство и организационную политику» [10,с.271].
Относительно развития жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Но, она представляет собой гипотетический конструкт, следовательно, не может быть речи о прямом воздействии на нее».
измеряемые личностные переменные наиболее показательные для оценки личностного потенциала, и, с чем нельзя не согласиться, подчеркну, наиболее универсальной из числа переменных. Она играет большую роль во всех трех классах ситуаций вызова: 1) в ситуациях неопределенности; 2) в ситуациях достижения; 3) в ситуациях.
Разработав тест жизнестойкости и проведя с его помощью лонгитюдные исследования, С. Мадди подтвердил, что жизнестойкость является той базовой характеристикой личности, которая опосредует воздействие на сознание и поведение человека.
Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен , играет в успешном противостоянии личности , - стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
Жизнестойкость включает в себя следующие компонеты: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладения (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых [4, с. 3].
Как работает жизнестойкость? За счет чего она позволяет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (рис. 1.1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней справиться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение, преодоление трудностей.
Рисунок 1.1 - Структура стрессового события и переработки стресса
На возникновение стресса влияют различные факторы: врожденная уязвимость организма (например, склонность к различным заболеваниям), внешние события, убеждения человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией. Влияние первых двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных копинг-стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий — собственно стресса.
Жизнестойкие убеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматичная. С другой
стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.
Рисунок 1.2 - Модель жизнестойкости С. Мадди
С. Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации. Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности (см. рис. 1.2):
- оценка жизненных изменений как менее стрессовых;
- создание мотивации к трансформационному совладанию;
- усиление иммунной реакции;
- усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;
- поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию.