Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика задачи, сущность, направления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной курсовой работы ознакомится с сущностью финансовой политики и охарактеризовать финансовую политику в Российской Федерации, за последние годы, проанализировать стратегическое развития финансовой политики в будущем. Оценить, на основе публичных данных, повышение эффективности финансовой политики и ее результативность, сильные и слабые стороны, возможные решения проблем.
Финансовая политика очень важный инструмент развития страны и общества, а различная реализация ее на государственном уровне может приводить к кардинальным изменениям, как положительным, так и отрицательным. Если государство проводя финансовую политику плохо ориентируется в экономической ситуации сложившейся в экономике, обычно это приводит к негативным последствиям. Поэтому во всех государства финансовой политике уделяют повышенное внимание и используют научный подход ее разработки.
Эффективность влияния финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений государственной финансовой политики и как эта политика выполняется. Основная задача государственной финансовой политики заключается в повышение качества жизни всего населения страны.
Тема исследования актуальна, так как в нашей стране существуют и разрастаются различные кризисные явления в политических, финансовых, социальных сферах. Некоторые из кризисов происходят в данный момент или прогнозируются в будущем, согласно теории больших/малых экономических циклов. В сложившихся условиях нужно повышать эффективности в области финансовой политики, что в конечном итоге приведет к развитию экономических, производственных, научных, образовательных, военных, политических возможностей страны. Грамотная финансовая политика позволит улучшить социально-экономическое развитие всего общества, повысит уровень жизни граждан и возрастет стабильность общественных процессов. Прогнозирование и выработка путей решения кризисов позволит проходить их с меньшими потерями. Ведь одна из задач финансовой политики является обеспечение финансовыми ресурсами бюджета для выполнения государственных программ и дальнейшее распределение полученных средств по областям экономики.
Цель работы – на основе теоретических данных и анализа текущего развития финансовой политики в стране определить её слабые места и возможные пути решения данных проблем.
В первой главе рассмотрим задачи и сущность финансовой политики, её виды.
Во второй главе рассмотрим проведение и реализацию финансовой политики в России, на текущий момент времени.
В третьей главе рассмотрим финансовую политику Российской Федерации на современном этапе развития, ее проблемы и пути совершенствования.
Глава 1. Финансовая политика задачи, сущность, направления
Для проведения финансовой политики необходимы различные ресурсы и силы преобразующие эти ресурсы в законченный вид. Помимо ресурсов материальных, необходимых для физического воплощения результатов развития, нужны еще и универсальные эквиваленты этих ресурсов – деньги. Деньги созданы для удобства перераспределения ресурсов, они выступают как эквивалент всеобщей стоимости, мотивируют вовлечения новых ресурсов в кругооборот, за счет получения экономических выгод и удовлетворения потребностей, что позволяет развивать экономику страны. Деньги в результате экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов образуют финансы, в том числе государственные. Финансами нужно как-то управлять этим, и занимается финансовая политика, мобилизуя финансовые ресурсы, она отвечает за решение государственных задач: установить рациональное распределение и использование ресурсов; отвечает за достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства; создание такого уровня доходов, чтобы он обеспечивал нормальное воспроизводство населения; создание условий для нормального функционирования хозяйствующих субъектов.
Финансовая политика проводится на разных уровнях: государства, предприятий и учреждений, объединений, домохозяйств, международных организаций и др. На каждом уровне мобилизация и использование финансовых ресурсов направлена на достижение определенных целей.[1]
В частности, денежные средства, привлекаемые государством, используются для финансирования социальных программ, обеспечения развития государственного сектора экономики, регулирования экономического развития и международной деятельности, на развитие и поддержку науки, культуры, образования, финансируется оборонная деятельность для защиты страны, поддержка приоритетных секторов экономики и т.п.
В разработке финансовой политики участвует законодательная и исполнительная власть. В России, по конституции, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ. Он озвучивает, направление развития экономики страны, на будущие периоды, федеральному собранию ежегодно. Правительство исполняет распоряжения Президента РФ. Оно подготавливает законодательные акты, ищет средства на реализацию проектов, вырабатывает основные направления развития экономики и обеспечение социальной стабильности. Разработка финансовой политики, осуществляется в соответствии со стратегическими направлениями, и охватывает различные временные периоды долгосрочные (стратегические) и среднесрочные (тактические). При разработке финансовой политики, обычно, учитывается особенности исторического развития общества. Финансовая политика так же должна учитывать состояние дел в внутри страны и на мировой арене, учитывать располагаемые в наличии финансовые и материальные ресурсы страны.
Так же целью финансовой политики, является создание условий для стабильного развития финансовой системы в государстве. Для решения этой задачи государство использует свои инструменты к ним относятся: инвестиционная деятельность, налоговые сборы и субсидии, регулирование цен, установление тарифных ставок, выдача кредитов и займы от облигаций, выпуск ценных бумаг, манипуляции с валютными ресурсами, сдача в аренда и лизинг недвижимости, дотация некоторых хозяйствующих субъектов и др.
Финансовая политика подразделяется на ряд направлений деятельности это: налоговая политика; бюджетная политика; денежно-кредитная политика; инвестиционная политика; валютная политика, социальная политика. Кратко рассмотрим, что эти направления из себя представляют.
Налоговая политика - это система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.
Содержание налоговой политики во многом определяется целями и задачами, которые стоят перед государством. Проводя налоговую политику, государство, может регулировать развитие определенных отраслей экономики, оказывать влияние на инвестиционную и инновационную политику и т.д.
Государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а субъекты хозяйствования – хотят платить меньше налогов, т.е. эти интересы противоположны. Но эффективная налоговая политика должна отвечать интересам, как государства, так и налогоплательщиков. Поэтому налоговая политика должна быть сбалансирована таким образом, чтобы и стимулировать предпринимательскую активность, и обеспечивать пополняемость бюджета.
Налоги являются обязательным, безвозмездным, принудительным платежом для всех хозяйствующих субъектов, но для повышения эффективности экономики и стабильности общества не используют единый подход ко всем субъектам налогообложения. Разработкой и реализацией различных подходов к субъектам за занимается налоговая политика. Существуют следующие направления деятельности в налоговой политики:
Фискальная - заключается в изъятии части создаваемого ВВП в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды для финансирования государственных расходов.
Экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Социальная - предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения путем перераспределения ВВП.
Экологическая - предполагает защиту окружающей среды путем усиления роли экологических налогов и штрафных санкций.
Контрольная - информация контролирующих органов необходима государству для принятия решений в области планирования и функционирования отдельных налогов и налоговой системы в целом.
Международная - укрепление экономических связей с другими странами путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и т.п.[2]
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов. Занимается разработкой механизма мобилизации денежных средств в бюджет и выбором направлений их использования, управлением государственными финансами, налоговой и бюджетной системой. Организует при помощи, фискальных инструментов, регулирование экономических и социальных процессов.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Для того чтобы понять эффективно ли используются средства оцениваются следующие показатели:
- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
- уровень монетизации бюджетного дефицита;
- величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
- динамика валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы;
- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.[3]
Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.[4]
Государственная инвестиционная политика — это комплекс правовых, административных и экономических мер государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов.
Инвестиции – это:
- все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей (средств), вкладываемые в объекты деятельности, в результате чего производится продукт (прибыль) или достигается социальный эффект;
- затраты на создание, расширение, реконструкцию основного капитала, а также связанные с этим изменения оборотного капитала.
Экономическая эффективность инвестиций - это отношение экономического эффекта, полученного за определенный период времени от вложения капитала, к величине вложенного капитала, обусловившего получение этого эффекта.[5]
В общем, проведение инвестиционной политики нужно для обеспечения финансовыми ресурсами народного хозяйства и социальной сферы, финансирования и внедрения инноваций, научных исследований и т.д. В процессе реализации государственной инвестиционной политики определяются направления проведения капитальных вложений и обеспечения эффективности их внедрения. При этом целями инвестиционной политики государства является обеспечение пропорциональности развития народного хозяйства, распределение финансовых ресурсов между отраслями и территориями, соблюдение оптимальных соотношений между развитием материального производства и непроизводственной сферы и др.