Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерпретация полученных результатов.

38-44 балла - дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 - дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл - дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

18-24 - для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов - дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

2.2. Анализ результатов исследования

 База исследования   –   учащиеся  1 «Б»  класса   МОУ СОШ   № 102  г. Челябинска, в количестве 26 человек в возрасте 7-8 лет. Мальчиков в классе 11, девочек – 15.

Итак, со всеми учащимися было проведено тестирование по запланированным тестам, в результате нами были получены следующие результаты (Приложение 3).

По методике изучения мотивации учения из всех учащихся 1 «Б» класса 8 человек показали высокий уровень мотивации учения, что составляет 31% от общего количества испытуемых.

Пятеро человек имеют средний уровень мотивации учения – 19% учащихся.

Достаточно большое количество учеников, а именно 13 человек имеют низкий уровень мотивации учения, что составляет 50% от всех исследуемых учеников.

По результатам исследования учащихся первого класса по методике «Лабиринт» 9 человек показали наглядно-образную ориентировку только на один признак (3 признак), что составляет 35% от общего количества испытуемых. Это говорит о том, что наглядно-образное мышление у этих детей сформировано недостаточно, даже два параметра ориентировки в пространстве вводят их в заблуждение.

Четырнадцать человек показали начальную степень формирования наглядно-образного мышления (4 признак) и это составило 54% всех учащихся этого класса. Они делят процесс выполнения задания на этапы, но к концу его выполнения теряют ориентир.


Три человека показали неразвитость наглядно-образного мышления (5 признак), что составило 11% всех испытуемых детей. Эти дети пытались выполнить задания, но их выбор был случаен.
Никто из детей не показал завершенную степень сформированности наглядно-образного мышления (1 и 2 признаки).

У небольшого количества испытуемых младших школьников отмечена ориентировка только на один признак и, к сожалению, среди ребят встречались случаи неразвитости наглядно-образного мышления.
Итак, по тем данным, которые были получены в результате констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что по всем трем методикам первоклассники в большинстве показали низкий уровень адаптации к обучению в школе. Следовательно, попробуем предположить, что применение адаптационных мероприятий даст нам иные результаты, а именно, уровень адаптации первоклассников будет значительно выше.

К учащимся 1 «Б» класса была применена разработанная программа адаптационных игр и упражнений для первоклассников (Приложение 4).

1. Программа представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий, проводимых в условиях коллективных упражнений.
Программа направлена снижение тревожности, сязанной с поступлением в школу, на просвещение детей в отношении «школьной жизни», их позитивный настрой на учебную деятельность.

Данная программа рассчитана на срок 2 месяца. Занятия проводились 2 раза в неделю в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала 40 минут.
Работа осуществляется с помощью игровых коррекционных сказок (Приложение 4).

Затем нами было проведено повторное исследование в 1 Б классе по тем же методикам. После проведения с первоклассниками повторного тестирования были получены следующие результаты (Приложение 5).

После проведения психолого-педагогической работы с учащимися, по методике изучения мотивации учения  из всех учащихся 1 «Б» класса 16 человек показали высокий уровень мотивации учения, что составляет 61% от общего количества испытуемых.

Восемь человек отметили средний уровень мотивации учения – 3% учащихся. Два человека, к сожалению, по-прежнему показали низкий уровень мотивации учения, что составляет 8% от всех исследуемых учеников.

Далее с учащимися 1 «Б» класса было проведено повторное тестирование по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
По тесту «Графический диктант» Д.Б. Эльконина из всех учащихся 1 «Б» класса ни один человек не показал очень низкий уровень развития произвольной сферы, один человек показал низкий уровень развития произвольной сферы, что составляет 4% от общего количества испытуемых.
Девять человек показали средний уровень развития произвольной сферы – 35% учащихся и шестнадцать человек показали высокий уровень развития произвольной сферы – 61% от числа первоклассников.


Большое количество учащихся 1 «Б» класса после проведения с ними психолого-педагогической работы показали высокий уровень развития произвольной сферы, немногим меньшее количество первоклассников показали средний уровень развития произвольной сферы. Наименьшее количество испытуемых показали низкий уровень развития произвольной сферы.

Далее с учащимися 1 «Б» класса было проведено повторное тестирование по методике «Лабиринт».

По результатам исследования учащихся первого класса по методике «Лабиринт» после проведения адаптационных игр и упражнений 8 человек показали детальное соотнесение одновременно двух параметров (1 признак), что составило 31% от числа испытуемых.

Шесть человек отметили незавершенную ориентировку на два параметра (2 признак)  - 23% детей.

Одиннадцать человек показали наглядно-образную ориентировку только на один признак (3 признак), что составило 42% от общего количества испытуемых.

Один человек показал начальную степень формирования наглядно-образного мышления (4 признак) и это составило 4% всех учащихся этого класса.

Никто из учеников не показал неразвитость наглядно-образного мышления (5 признак).

В результате применения к  первоклассникам адаптационной программы у большинства детей отмечена ориентировка только на один признак, немногим меньшее количество детей показали детальное соотнесение двух параметров. Достаточное количество испытуемых покали незавершенную ориентировку на два предмета. И только один ученик показал начальную степень формирования наглядно-образного мышления.

Итак, из полученных данных в результате формирующего эксперимента следует, что работа по программе, направленной на адаптацию первоклассников к обучению в школе даже в короткие сроки повышает ее показатели.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, т. е. адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

Но попробуем доказать это еще раз при помощи метода математической обработки данных. Используем в нашем случае T – критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.


Итак, мы будем использовать в данном случае показатели испытуемых первоклассников «до» и «после» применения адаптационной программы, полученные в результате тестирования по методикам «Изучения мотивации учения» и «Графический диктант» (Приложение 6).

Опираясь  на данные, полученные в результате сопоставления значений «до» и «после», мы видим, что все разности положительные, это означает, что у всех испытуемых коррекционной группы уровень самооценки после проведения коррекции повысился.

Итак, сформулируем гипотезы.

1.Показатели адаптации к обучению в школе у первоклассников после применения адаптационных игр и упражнений не превышают показатели адаптации до проведения мероприятий.

2. Показатели адаптации к обучению в школе у первоклассников после применения адаптационных игр и упражнений превышают показатели адаптации до проведения мероприятий.

Показатели адаптации к обучению в школе у первоклассников после применения адаптационных игр и упражнений превышают показатели адаптации до проведения мероприятий.

Как видно из приведенных результатов, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась.

В этом мы убедились при помощи метода математической обработки данных. 

2.3. Методические рекомендации по адаптации первоклассников к обучению в школе

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам. Но при чем здесь физиология?
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме  - это и есть физиологическая адаптация.

Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И не всегда этот выход - продленный день.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.


Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. И, тем не менее, в режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки.

Необходимо прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но, вдруг, ни с того ни с сего, начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы.

Понятно, что серьезные жизненные перемены - стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. Нужно видеть разницу между вразумлениями и бессмысленными тираническими наказаниями.

Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом.

Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!
Нельзя считать, что агрессия ребенка имеет отношение к вам как к родителю, как к личности. Он сбрасывает накопившуюся отрицательную энергию, он надеется, жаждет, чает - быть понятым и принятым со всеми потрохами, и неуклюже, как умеет, просит о помощи.

Нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Не нужно спрашивать ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность.