Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение

Адаптация – очень важный процесс. В самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Понятие «адаптации» рассматривали много авторов. В психологической литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Основная цель педагогического коллектива школы в направлении адаптации первоклассников к школьному обучению - создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим  деятельность школы направлена на:

- максимальное  обеспечение  двигательной активности  детей к школе;

- создание  в школе развивающей  предметной среды, являющейся продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;

- широкое применение  игровых приемов;

- изменение стиля  взаимоотношения взрослых и детей  с авторитарного на  стиль доверительного сотрудничества;

- введение  в педагогический процесс разнообразных видов   детской творческой деятельности;

- использование  многообразных форм  обучения  неурочного типа;

- создание  щадящего режима учебной деятельности.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что проблема адаптации первоклассников к школьному обучению очень актуальна.

Теперь, анализируя полученные результаты ис­следований, можно сказать, что предположения сделанные в начале работы  верны. Итак, опираясь на результаты проведенного исследования, их математическую обработку, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

Задачи, поставленные перед началом работы, выполнены.
Цель работы достигнута. То есть нами была исследована проблема адаптации первоклассников к обучению в школе.

В ходе выполнения исследовательской работы были получены необходимые знания, кото­рые будут использованы в будущей практической работе.


Литература

1.      Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э.М. Александровская.- М., 1988.- 153с.

2.      Андрева, А.Д. Человек и общество / А.Д.Андреева.- М.,1999. – 231с.

3.      Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.

4.      Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.

5.      Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное / Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.

6.      Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова.- Мн., 1997. – 145с.

7.      Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 1968. – 267с.

8.      Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.- М.,1990.- 193с.

9.      Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров / Т.И. Вершинина.- Новосибирск, 1979.- 354с.

10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.6. / Л.С. Выготский.- М., 1962.

11. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с.

12. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. – Мн., 19991.- 281с.

13. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182с.

14. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А.Зобков. – Казань, 1992. – 245с.

15. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И.Зотова, И.К. Кряжева.- М., 1995. – 243с

16. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам / Д.В. Колесов. – М.,1987. – 176с.

17. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988.-265с.

18. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.,1973.- 352с.

19. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи / Т.К.Кончанин. – Тарту, 1994. – 163с.

20. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2005. – 904с.

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176с.

22. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. – М.,1997.- 234с.

23. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Мечинская.- М., 1989.- 143с.

24. Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,1984.- 284с.

25. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000. – 352с.


26. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.

27. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. – М., 1980. – 85с.

28. Обухова, Л.В. Возрастная психология / Л.В. Обухова.- М., 1996.- 72с.

29. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.

30. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.- 383с.

31. Особенности психического развития детей 6-7 лет / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 1988.- 321с.

32. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории/ Б.Д.Парыгин. – М., 1980.- 541с.

33. Платонов, К.К. Система психологии и теории отражения / К.К. Платонов.- М., 1982.- 309с.

34. Социально-педагогические теории, методика, опыт исследования / под ред. А.И. Новикова.- Свердловск: Изд-во уральского университета,1990. – 148с.

35. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева.- М.: Советская литература,1975.- 277с.

36. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. – М., 1973.- 623с.

37. Фролова, О.П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе: О.П.Фролова, М.Г. Юркова.- Иркутск, 1994.- 293с.

38. Чиникайло,С.И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников / С.И. Чиникайло. – Мн., БГМУ, 2005. – 56с.

39. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь.- Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.

40. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1991. – 232с.

41. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.- 184с.

 
 
 Приложение 

Стимульный материал к методикам диагностики  адаптации первоклассников

«Графический диктант»

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".